Урок литературы по теме "Тема мести и прощения в произведениях русской литературы". 6-й класс

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание

Класс: 6

Ключевые слова: месть и прощение


Цели: художественный анализ текстов; формирование навыка художественного пересказа, выразительного чтения, монологической речи у учащихся; познакомиться с такими понятиями как «месть», «прощение», рассмотреть значения этих слов; работать самостоятельно в группах; воспитание милосердия и сострадания, развитие чувства толерантности у учащихся.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интернет, учебники 6 класса «Вокруг тебя - мир» с текстами А.О.Ишимовой «Месть Ольги», В.А.Закруткина «Матерь человеческая», В.Солоухина «Мститель»; слайды с цитатами «Возлюби ближнего как самого себя» и «Наилучшие из вас те, кто призывают к благу…»; рисунки учеников, портреты писателей.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Эпиграф:

…Справедливость требует вступаться за людей страдающих.
Хороши ли они? Речь не должна идти о том, пока они страдают.
(Н.Г.Чернышевский)

Словарь:

  • Месть – действие в оплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.
  • Тризна – у древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего.
  • Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки, при броске возвращающееся обратно к бросившему.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, настраивание на урок, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Ребята, сегодня мы обратимся к книге «Вокруг тебя - мир». Эта книга выпущена Международным комитетом Красного Креста и учит нас быть добрыми и милосердными. На нашем уроке мы будем работать с рассказами: из «Повести временных лет» - «Месть Ольги», « Матерь человеческая» Виталия Александровича Закруткина и рассказом В.Солоухина «Мститель». Продолжим работу над художественным пересказом текста, проанализируем поступки и характеры героев.

(озвучить тему, эпиграф)

1. Вступление в урок

- А сейчас прослушайте небольшое стихотворение и скажите, о каком герое идёт речь. (слайд)

И в гневе царь мышей кричал:
«Я отомщу, я отомщу…
За то, что ты заклятье снял
Я страшной местью отплачу.
Я не останусь в дураках…»
И царство все овеял страх.
В мгновенье ока паж пропал
И на пол деревянною игрушкою упал.

2. Обсуждение стихотворения

- Из какой сказки эти слова?

- О каком герое говорится в этом стихотворении? (Щелкунчик Гофмана)

- Да, царь мышей отомстил Щелкунчику, превратив его в деревянную игрушку, и не остановился на этом. Но, в конечном счёте его зло обернулось против него и царь мышей погибает. К сожалению, месть присутствует не только в сказках, но и в реальной жизни. И явление это появилось, наверное, как только появился человек. Более 10 веков отделяет нас от событий, описываемых в «Повести временных лет», однако вопросы, поднятые в летописи, до сих пор волнуют человечество. Обратите внимание, как называется нас интересующий фрагмент?

3. Проблемный вопрос урока (слайд)

(«Месть Ольги»)

- «Месть»! Что, по вашему, обозначает это слово?

(ответы учащихся)

- Все вы близки к правильному ответу, а вот какое толкование даёт Ожегов в своём словаре.

4. Словарная работа

(открывают словарь, зачитывают определение, ученики записывают)

5. Беседа по вопросам

- Ребята, а почему Ольга решила мстить? (древляне убили мужа Игоря)

- Как героиня отомстила за его смерть?

6. Индивидуальная работа

(близкий пересказ к тексту)

III. Мотивационный момент

- А теперь, ребята, давайте обратимся к рассказу Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Во время ВОВ немецкие каратели дотла сжигали хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили фашисты. Однако её ждало новое испытание.

Какое?

1. Индивидуальная работа

(пересказ ученика)

2. Беседа по вопросам

- Какое чувство испытала Мария при виде раненого немца? (её захлестнула злоба)

- Что решает сделать Мария? Какие мысли проносятся в её голове? (мысли о погибших, убить «во имя высшей справедливости»)

- Каким в рассказе показан немец? Можно ли по описанию определить отношение к нему автора? (мальчишка, бледный, автор относится с сочувствием)

- Почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»? (немец крикнул «мама»)

- Что узнала Мария о немце?

3. Индивидуальная работа

(пересказ)

4. Беседа по вопросам

- Как теперь относится Мария к тому, что хотела убить мальчишку-немца?

(зачитать, стр.64)

- Расскажите, как поступает Мария с Вернером Брахтом?

(рассказ стр.63-64)

- Вернер Брахт умер перед полуднем. Умер бесцельно………, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть, и в угоду которым отдал сейчас свою молодую жизнь…

Ольга и Мария – две женщины. Две матери оказались почти в одинаковой ситуации. Обе они испытали жажду мести. Но что их отличает?

(ответы учащихся)

IV. Контрольный этап

1. Слово учителя

Месть – это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Герой рассказа В. Солоухина «Мститель», ваш ровесник, тоже оказывается в нелёгкой ситуации: отомстить или простить?

Давайте узнаем, как он в неё попал.

- Прочитайте первые 4 абзаца про себя (чтение) 1 мин.

Давайте выпишем опорные слова.

- Ответьте на следующие вопросы:

- Какая удача выпала ученикам?

- Какое развлечение они придумали?

- Какой поступок совершил В.Агафонов?

2. Работа в парах

- Теперь перескажите этот отрывок друг другу в парах.

Витька Агафонов совершил поступок, за который наш герой собирался отомстить. Каким образом?

(ответы учащихся)

А как наш герой приглашает его в лес, что он испытывает при этом. Давайте найдём в тексте и зачитаем (стр.68)

- Как ребята провели время в лесу?

(ответы)

- Что повлияло на то, что герой отказался от мести?

(ответы)

- А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы испытывали чувство мести? К кому? За что? Чем закончилось?

3. Индивидуальная работа

(рассказ ученика)

- Ребята, посмотрите на слайды. Давайте их зачитаем.

(чтение)

- Посмотрите, откуда взяты эти слова? (они взяты из священных книг христиан и мусульман)

- Чему они учат нас? (милосердию, любви и призывают к добру)

4. Самостоятельная работа

- Учеников одной из школ попросили ответить на вопрос «На что похожа месть?» Вот некоторые из сравнений (бумеранг, смерч, пожар, водоворот). А на что, по вашему, похожа месть? Почему?

V. Закрепление материала

- Итак, с какими рассказами мы познакомились сегодня на уроке?

- Чему учат нас в своих рассказах В.Солоухин и В.Закруткин?

VI. Итог занятия

Ребята, я думаю, что если в вашей жизни возникнет ситуация: отомстить или простить, вы пойдёте по второму пути, ведь месть ещё не делала людей счастливыми. И вспоминайте в трудных ситуациях слова, которые вы узнали сегодня.

(зачитать)

VII. Рефлексия

У каждого на парте по 3 листика, означающие:

  • Зелёный – было интересно на уроке, я всё понял;
  • Коричневый – урок понравился, но некоторые моменты были трудными;
  • Красный - мне на уроке было скучно;

- Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков.

VIII. Домашнее задание (слайд)

1) Записать план, по которому вы будете готовиться, ответить на вопросы.

2) Дать характеристику любому герою или героине на основе предложенного плана.