Урок литературы по теме "Сергей Есенин - национальный поэт". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине».

С. Есенин

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

а) образовательная

  • познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира Есенина;
  • выяснить, почему Сергея Есенина называют национальным поэтом;
  • донести до учащихся яркий, самобытный талант поэта, предельную искренность и глубокий лиризм стихотворений С.Есенина;
  • показать народность творчества С.А.Есенина;
  •  

б) воспитательная

  • воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, к Родине и природе;
  • воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру;
  • воспитание интереса к чтению произведений С.А. Есенина;

в) развивающая

  • совершенствование навыков анализа художественного произведения;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • развитие творческих способностей.

Методы обучения:

  • словесные,
  • наглядно-демонстрационные,
  • проблемно-поисковые,
  • исследовательские.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.

Оборудование:

1) Презентация “Основные этапы жизни и творчества  С.А. Есенина”.
2) Классическая музыка,  романс «Отговорила роща золотая».
3) Портрет С.А. Есенина.

Индивидуальное домашнее задание:

  • создать мультимедийную презентацию  “На родине  Есенина”;
  • выучить наизусть стихотворения С. Есенина;
  • подготовить ответ на вопрос: какое впечатление произвели на меня стихи Есенина; отметить, какие стихи наиболее понравились; в стихах, которые относятся к раннему периоду творчества, найти художественные средства изображения, подумать, с какой целью использует их автор.

ХОД УРОКА

(Презентация. Слайд 1)

II. Постановка целей и задач урока. Слово учителя.

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку взяты  слова самого С. Есенина: “ Моя лирика жива одной большой любовью, любовью  к Родине».

– Добрый день!  Сегодня и на последующих уроках нам предстоит открыть новые страницы в творчестве удивительного русского поэта, певца России, С.Есенина. Его, кажется, и представлять не надо – это самый читаемый в России поэт.

(Слайд 2)

Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
Мне хочется, чтобы Есенин вошёл в вашу душу, стал вашим советчиком и другом. Поэтому вы должны как можно больше узнать, каким  человеком был Есенин, найти в его поэзии созвучное своим чувствам, своему настроению, понять, в чём притягательность его стихов. Выясним поэтический мир поэта, а также попытаемся найти ответ на вопрос: Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом.

(Слайд 3)

Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел.  Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Не зря эпиграфом к нашему уроку взяты слова самого Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине”.   Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная».

(Чтение учеником наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!»)

– Какой предстаёт Россия в этом стихотворении?

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Послушаем автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года.

(Чтение учеником автобиографии Есенина «О себе» )

Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нём-то мы всё знаем. И всё же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается,  ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то родное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать,  рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.» Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», – признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, – это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России.

(Слайд 4)

Да, С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина.

Свое родное село Сергей Александрович любил безмерно, считал его самым прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию – Русь:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»

– Где бы ни находился Есенин уже будучи знаменитым поэтом во Франции, в Америке, – его всегда тянуло на родину, в село Константиново:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.

– Давайте и мы с вами отправимся в виртуальное путешествие,  в рязанский край в музей-заповедник Есенина. Поведёт нас туда  автор этого видеоролика Михайлова  Карина, она же и экскурсовод.  

(Слайд 5) Просмотр видеоролика о Есенине. (Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

Физкультминутка

(Слайд 6)

– Как мы знаем, мировосприятие  Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Здесь, в средней полосе России, среди рязанских раздолий – истоки поэзии Есенина. Природа родного края становится предметом его раннего творчества. Давайте послушаем стихи поэта и ответим на вопросы.

(Выразительное чтение наизусть стихов Есенина учащимися)

Анализ стихотворений.

– Какое впечатление произвели на вас стихи Есенина?
– Что особенно привлекло вас в есенинской поэзии?
– Как Есенин изображает природу?
– Какие звуки встречаются в стихах Есенина? Звонкие или тихие?
– Какие примеры цветового изображения нашли в стихах Есенина?
– Какие цвета преобладают в его стихах? Какой цвет был любимым у Есенина?
– Какие  примеры изображения запахов нашли в стихах Есенина?  
– Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Все стихотворения, посвящённые природе, раскрывают перед нами удивительный русский пейзаж – «страну берёзового ситца», «пригорюнившиеся ели», «тоскующий клён». И почти в каждом стихотворении о природе присутствуют живые существа – вороны и сороки, журавли, лошади, собаки. Никто другой из русских поэтов так много и с такой любовью не писал о животных. С детства Сергей Есенин любил, понимал их, не забыл ни одного щенка или котёнка.

Наяву ли, в бреду, иль спросонок,
Только помню с далекого дня –
На лежанке мурлыкал котёнок,
Безразлично смотря на меня.

Поэт любил подсвистывать птицам, с лохматыми бездомными собаками разговаривал на каком-то особом, вполне понятном им языке. И любое существо платило ему дружеской приязнью.

В переулке каждая собака
Знает мою лёгкую походку...
...Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Сергей Есенин призывает людей по-новому взглянуть на всех существ, которые бессловесны, но не бесчувственны. Они так же, как и люди, страдают, мучаются, переживают боль и испытывают любовь. Он учит не обижать животных – «братьев наших меньших». Ведь животные никогда не обманут и не предадут человека.
Есенин – единственный русский поэт, в творчестве которого невозможно выделить в особый раздел стихи о родине, о России, потому что всё, написанное им, продиктовано «чувством родины». Он был достойным певцом и гражданином своей страны.
Все, кому довелось знать Есенина, вспоминают о нём как о яркой, замечательной личности. Искреннее расположение к поэту рождало у него ответное доброе чувство, он ценил настоящую дружбу, дорожил ею. У него было много истинных друзей.
Всё, о чём рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает как бы о себе, но всё это глубоко волнует каждого из нас. За личной судьбой поэта встаёт его время, его эпоха.

– В чём, на ваш взгляд, особенность ранних стихов Есенина?

Чтение наизусть стихотворения «Отговорила роща золотая»

По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И неслучайно на музыку положены многие стихотворения поэта: «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» и другие. Послушаем песни на его стихи.

(Слайд 7). Прослушивание романса с просмотром видеоролика. (Видеоматериал спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)

3. Итог урока

– Мы успели рассмотреть лишь только некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы. В дальнейшем, при изучении творчества других поэтов, мы проследим, как развиваются есенинские традиции. Мы прослушали всего несколько ответов, но уже ясно можем себе представить: Есенин – неповторимый русский лирик, поэт искренний в рассказе о себе самом и своём времени. Всё его творчество – это одна большая поэма, героем которой является он сам. За бросающейся в глаза красочностью ранней лирики Есенина всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит тайна краткости человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль.
Устная народная поэзия и впечатления об окружающем мире – источники творчества Есенина. Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, поэт пронес через всю свою короткую жизнь. «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали, а то и сам запоет с нами,» – вспоминает младшая сестра поэта – Шура.
Один профессор филологических наук – А. Поликанов писал: «Сергей Есенин – поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее («душа моя – поле безбрежное»).
Есенина нельзя читать просто так, его нельзя «проходить». Он приходит к нам, когда мы вспоминаем о своей душе, об отчем доме, о своей тоске по единственному призванию – призванию любить. Творчество великого национального поэта учит нас жить с открытым сердцем, горячо и преданно любить свою Родину.

– Итак, ребята, вы согласны с тем, что Сергей Есенин – национальный поэт?

(Обсуждение)

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Поэзия Есенина тесно связана с народным творчеством. Народнопоэтическая символика углублена в его стихах и конкретизирована. Некоторые символы настолько любимы автором, что проходят через всю лирику («зеленокосая стройная берёза», «черёмуха в белой накидке», «клён, стерегущий голубую Русь»). Особенно часто обращается поэт к образу берёзы – олицетворению всей природы. С тонкой берёзкой, что загляделась в пруд, он ведёт разговор, как с близким другом:

(8 слайд) Просмотр видеоролика «Я по первому снегу бреду» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.) и одновременно учащиеся пишут домашнее задание.

3. Рефлексия

Раздать листочки на составление синквейна.

4.  Домашнее задание

Сопоставить стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная берёза» и Есенина «Пороша» и «Берёза».