Урок литературы по теме "Слеза несбывшихся надежд". Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст.

Цель: подготовка к Единому государственному экзамену по литературе.

Задачи:

  • Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации.
  • Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции.
  • Воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.

Методическая цель:

  • Использование приемов и средств обучения, формирующих лингвистические, культуроведческие и коммуникативные компетенции обучающихся.

Средства реализации методической цели:

  • Проблемный анализ текста, лингвистический анализ текстовой информации, рефлексивно – аналитические задания (определение ключевых слов-образов, синквейн, «портрет Войны», «портрет Мира»); приемы: «эпиграф», «яркое пятно»; полилог.

Актуализация проблемы

Все программные документы последних лет указывают на то, что современное образование должно быть коммуникативно ориентированным, т.е. направленным на формирование приемов и способов коммуникации, овладение техниками анализа информации.

Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения является использование текста как высшей дидактической единицы. В связи с этим проблема восприятия и анализа текста обучающимися является одной из главных для учителя – словесника. Он должен научить их одновременно эмоционально переживать прочитанное и оценивать его содержание, проникая в авторский замысел.

Работа с художественным текстом на уроке – один из способов интеграции и развития предметных компетенций обучающихся: лингвистической, культуроведческой и коммуникативной.

Подготовка к Единому государственному экзамену – это многоаспектная работа: она предполагает углубление полученных знаний и на их основе совершенствование практических умений, а также развитие навыков речевого общения на репродуктивном (восприятие информации художественного текста, его интерпретация) и продуктивном (создание собственных речевых высказываний и текстов) уровнях.

Реализовать комплекс вышеперечисленных направлений работы по подготовке к экзамену позволяет погружение в художественный текст, в ходе которого он целостно воспринимается как единица языка, речи и культуры.

В.В. Колесов считает: «Раскрыть текст – значит понять культуру и одновременно понять самого себя» [3, с. 376]. Несомненно, интерпретация художественного текста, направленная на понимание его как единицы языка, речи и культуры, способствует формированию мировоззрения обучающихся, их системы ценностей, осмыслению важнейших проблем человеческой жизни.

Дидактическая единица творческой мастерской – текст рассказа Николая Семеновича Евдокимова «Степка, мой сын».

Приложение 1

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

  • Определение целей и задач предстоящей работы.
  • Анализ эпиграфа как отправной точки полилога:

После войны мы рождены,
Ее не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны
                (Николай Дмитриев)

– Имел ли право поэт так сказать о нас с вами? Почему?

– Военная тема актуальна и сегодня, спустя 66 лет после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Очень точно сказал об этом поэт Давид Самойлов:

Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья – память целый день лепечут…
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.

II. Организационно-деятельностный этап

1. Слово об авторе рассказа:

Николаю Семеновичу Евдокимову было всего 19 лет, когда началась война. Он был призван в армию, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Попав в жестокие бои 1941–1942 гг., был контужен и демобилизован по ранению. Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества. Рассказы Н.С. Евдокимова о войне («Была война когда-то…», «Море – его земля», «Степка, мой сын» и др.) невелики по объему, но, по мнению критика Г. Бочарова, «стали классикой военной прозы».

2. Погружаемся в текст

2.1. Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын» [2, с.3].

2.2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного).

  • О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?

– Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…»

Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «…годы прошли, а мы вместе, всегда вместе». Неродившийся Степка растет в воображении отца: «Степке скоро двадцать лет. И мне было двадцать, когда я встретил ту, которую зову его матерью…»

Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».

  • Название художественного текста часто помогает определить авторскую позицию. Как вы объясните смысл названия рассказа?

– В названии рассказа – три слова, основную смысловую нагрузку несет последнее. Горько оттого, что Степка является сыном только в несбывшихся мечтах отца.

  • Определите ключевые слова – образы прочитанного текста.

– Война, мир, жизнь, смерть, любовь, память.

  • В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста?

– В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о неродившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем.

Повествование от первого лица придает рассказу исповедальный характер.

  • Какую эмоциональную и смысловую нагрузку несет описание рассвета в пахнущей росой Москве?

– Мирный утренний пейзаж («облитая росой трава», «в тишине уже слышно жужжание пчел», «река проснулась», «урча, ходит голубь») подчеркивает противоестественность войны для жизни человека. Она разрушила тишину и мир, не дала состояться будущему героев.

  • Рассказ мал, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, портрет Войны и портрет Мира. Определите семантические поля.
– Портрет Мира:

«птицы – хозяева Москвы»
«запах цветов»
«жужжание пчел»
«сонные трамваи и троллейбусы»
«солнечный луч»
«строится дом»
«стук каблучков по асфальту»
«дом, пахнущий краской и хлебом»

– Портрет Войны:

«одни пепелища»
«цветы, пахнущие огнем»
«вершины сосен, срезанные снарядами»
«обглоданные осколками кусты»
«начинена смертью»
«окровавленная шинель»
«мокрая от крови»
«окаменевшие губы»

  •  В какие тематические группы можно объединить эти словосочетания и предложения?

– Жизнь и смерть.

  • Найдите в тексте предложения, содержащие характеристику героев, рассказчика и санинструктора Анки.

– «Мне было двадцать, и поэтому я верил в свою неуязвимость».
«… меня нельзя убить, потому, что там, у наших окопов, ждет меня Анка».
«Она же была девчонка… но руки ее, знавшие столько страданий и смертей, были мудрее ее самой».
«Она знала много добрых слов…».

  • «Все теперь знали о нашей любви и берегли нас, как остатки травы вокруг блиндажа». Что хотел сказать нам автор, поведав об истории «короткой и долгой, бесконечной» любви?

– Используя антонимы, автор показывает трагедию первой любви на войне и одновременно силу этого чувства, которое не боится смерти.

2.3. Формулируем основные проблемы текста и выявляем авторскую позицию.

Проблема текста Позиция автора
Проблема бесчеловечности войны «Уже не семь нас было в блиндаже, а шесть, но скоро приходил новенький, и снова нас было семь».

«Узкая полоска земли, на долгие месяцы разделившая наши окопы, была начинена смертью».

«Роса блестела на траве. А из травы у самой Анкиной головы торчала черная шляпка гриба».

Проблема патриотизма «А мы ползли вперед, закусив окаменевшие губы. Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли…».
Проблема милосердия «… это она изобрела те простые, но загадочные своей исцеляющей силой слова: «Потерпи, миленький», – которые потом, как песня, облетели все фронты, все госпитали».
Проблема трагичности любви на войне «Мы любили друг друга – я и наш санинструктор. Любовь наша была короткой и долгой, бесконечной – годы прошли, а мы вместе, всегда вместе».

«Ничего не построит Степка! Он не придет никогда…».

Проблема памяти «Все это было так давно…

Я просыпаюсь на рассвете и иду бродить по пустым московским улицам».

«Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще».

«Тогда я почти не заметил его, этот гриб, но с годами он словно рос и рос в моей памяти».

III. Рефлексивный этап. «Война – жесточе нету слова…» (А. Твардовский)

  • Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме).

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке одним словом называется тема (обычно это имя существительное)
  • Вторая строчка – характеристика темы в двух словах (обычно это два прилагательных)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  • Четвертая строчка – это фраза из трех– четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной строкой)
  • Пятая строчка – это синоним, повторяющий суть темы (одно слово).
  1. Война
  2. Страшная, бесчеловечная
  3. Губит, разрушает, не дает состояться
  4. «Слеза несбывшихся надежд»
  5. Смерть
  • Прием «яркое пятно»: стихотворение Юлии Друниной

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
– Я еще, ребята, не жила…

И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко –
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
– Я еще, ребята, не жила…

Литература

  1. Болотнова Н.С. Художественный текст как единица культуры и проблема его изучения. – М., 2003.
  2. Евдокимов Н.С. Степка, мой сын. – Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2005. – № 5.
  3. Колесов В.В. История русского языкознания: Очерки и этюды. – СПб., 2003.