Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст.
Цель: подготовка к Единому государственному экзамену по литературе.
Задачи:
- Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации.
- Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции.
- Воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
Методическая цель:
- Использование приемов и средств обучения, формирующих лингвистические, культуроведческие и коммуникативные компетенции обучающихся.
Средства реализации методической цели:
- Проблемный анализ текста, лингвистический анализ текстовой информации, рефлексивно – аналитические задания (определение ключевых слов-образов, синквейн, «портрет Войны», «портрет Мира»); приемы: «эпиграф», «яркое пятно»; полилог.
Актуализация проблемы
Все программные документы последних лет указывают на то, что современное образование должно быть коммуникативно ориентированным, т.е. направленным на формирование приемов и способов коммуникации, овладение техниками анализа информации.
Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения является использование текста как высшей дидактической единицы. В связи с этим проблема восприятия и анализа текста обучающимися является одной из главных для учителя – словесника. Он должен научить их одновременно эмоционально переживать прочитанное и оценивать его содержание, проникая в авторский замысел.
Работа с художественным текстом на уроке – один из способов интеграции и развития предметных компетенций обучающихся: лингвистической, культуроведческой и коммуникативной.
Подготовка к Единому государственному экзамену – это многоаспектная работа: она предполагает углубление полученных знаний и на их основе совершенствование практических умений, а также развитие навыков речевого общения на репродуктивном (восприятие информации художественного текста, его интерпретация) и продуктивном (создание собственных речевых высказываний и текстов) уровнях.
Реализовать комплекс вышеперечисленных направлений работы по подготовке к экзамену позволяет погружение в художественный текст, в ходе которого он целостно воспринимается как единица языка, речи и культуры.
В.В. Колесов считает: «Раскрыть текст – значит понять культуру и одновременно понять самого себя» [3, с. 376]. Несомненно, интерпретация художественного текста, направленная на понимание его как единицы языка, речи и культуры, способствует формированию мировоззрения обучающихся, их системы ценностей, осмыслению важнейших проблем человеческой жизни.
Дидактическая единица творческой мастерской – текст рассказа Николая Семеновича Евдокимова «Степка, мой сын».
Ход учебного занятия
I. Мотивационно-установочный этап
- Определение целей и задач предстоящей работы.
- Анализ эпиграфа как отправной точки полилога:
После войны мы рождены,
Ее не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны
(Николай Дмитриев)
– Имел ли право поэт так сказать о нас с вами? Почему?
– Военная тема актуальна и сегодня, спустя 66 лет после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Очень точно сказал об этом поэт Давид Самойлов:
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья – память целый день лепечут…
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
II. Организационно-деятельностный этап
1. Слово об авторе рассказа:
Николаю Семеновичу Евдокимову было всего 19 лет, когда началась война. Он был призван в армию, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Попав в жестокие бои 1941–1942 гг., был контужен и демобилизован по ранению. Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества. Рассказы Н.С. Евдокимова о войне («Была война когда-то…», «Море – его земля», «Степка, мой сын» и др.) невелики по объему, но, по мнению критика Г. Бочарова, «стали классикой военной прозы».
2. Погружаемся в текст
2.1. Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын» [2, с.3].
2.2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного).
- О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?
– Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…»
Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «…годы прошли, а мы вместе, всегда вместе». Неродившийся Степка растет в воображении отца: «Степке скоро двадцать лет. И мне было двадцать, когда я встретил ту, которую зову его матерью…»
Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».
- Название художественного текста часто помогает определить авторскую позицию. Как вы объясните смысл названия рассказа?
– В названии рассказа – три слова, основную смысловую нагрузку несет последнее. Горько оттого, что Степка является сыном только в несбывшихся мечтах отца.
- Определите ключевые слова – образы прочитанного текста.
– Война, мир, жизнь, смерть, любовь, память.
- В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста?
– В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о неродившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем.
Повествование от первого лица придает рассказу исповедальный характер.
- Какую эмоциональную и смысловую нагрузку несет описание рассвета в пахнущей росой Москве?
– Мирный утренний пейзаж («облитая росой трава», «в тишине уже слышно жужжание пчел», «река проснулась», «урча, ходит голубь») подчеркивает противоестественность войны для жизни человека. Она разрушила тишину и мир, не дала состояться будущему героев.
- Рассказ мал, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, портрет Войны и портрет Мира. Определите семантические поля.
– Портрет Мира: «птицы – хозяева Москвы»
«запах цветов»
«жужжание пчел»
«сонные трамваи и троллейбусы»
«солнечный луч»
«строится дом»
«стук каблучков по асфальту»
«дом, пахнущий краской и хлебом»– Портрет Войны: «одни пепелища»
«цветы, пахнущие огнем»
«вершины сосен, срезанные снарядами»
«обглоданные осколками кусты»
«начинена смертью»
«окровавленная шинель»
«мокрая от крови»
«окаменевшие губы»
- В какие тематические группы можно объединить эти словосочетания и предложения?
– Жизнь и смерть.
- Найдите в тексте предложения, содержащие характеристику героев, рассказчика и санинструктора Анки.
– «Мне было двадцать, и поэтому я верил в свою неуязвимость».
«… меня нельзя убить, потому, что там, у наших окопов, ждет меня Анка».
«Она же была девчонка… но руки ее, знавшие столько страданий и смертей, были
мудрее ее самой».
«Она знала много добрых слов…».
- «Все теперь знали о нашей любви и берегли нас, как остатки травы вокруг блиндажа». Что хотел сказать нам автор, поведав об истории «короткой и долгой, бесконечной» любви?
– Используя антонимы, автор показывает трагедию первой любви на войне и одновременно силу этого чувства, которое не боится смерти.
2.3. Формулируем основные проблемы текста и выявляем авторскую позицию.
Проблема текста | Позиция автора |
Проблема бесчеловечности войны | «Уже не семь нас было в блиндаже, а шесть, но скоро
приходил новенький, и снова нас было семь». «Узкая полоска земли, на долгие месяцы разделившая наши окопы, была начинена смертью». «Роса блестела на траве. А из травы у самой Анкиной головы торчала черная шляпка гриба». |
Проблема патриотизма | «А мы ползли вперед, закусив окаменевшие губы. Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли…». |
Проблема милосердия | «… это она изобрела те простые, но загадочные своей исцеляющей силой слова: «Потерпи, миленький», – которые потом, как песня, облетели все фронты, все госпитали». |
Проблема трагичности любви на войне | «Мы любили друг друга – я и наш санинструктор.
Любовь наша была короткой и долгой, бесконечной – годы прошли, а мы
вместе, всегда вместе». «Ничего не построит Степка! Он не придет никогда…». |
Проблема памяти | «Все это было так давно…
Я просыпаюсь на рассвете и иду бродить по пустым московским улицам». «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». «Тогда я почти не заметил его, этот гриб, но с годами он словно рос и рос в моей памяти». |
III. Рефлексивный этап. «Война – жесточе нету слова…» (А. Твардовский)
- Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме).
Правила написания синквейна:
- В первой строчке одним словом называется тема (обычно это имя существительное)
- Вторая строчка – характеристика темы в двух словах (обычно это два прилагательных)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
- Четвертая строчка – это фраза из трех– четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной строкой)
- Пятая строчка – это синоним, повторяющий суть темы (одно слово).
- Война
- Страшная, бесчеловечная
- Губит, разрушает, не дает состояться
- «Слеза несбывшихся надежд»
- Смерть
- Прием «яркое пятно»: стихотворение Юлии Друниной
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
– Я еще, ребята, не жила…И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко –
В сорок первом он сейчас году.Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
– Я еще, ребята, не жила…
Литература
- Болотнова Н.С