Урок литературы по теме "Россия в лирике А.А. Блока"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Проследить, как раскрывается тема Родины в лирике А. Блока, заострить внимание учащихся на неразрывной связи поэта с Россией, попытаться вместе с А. Блоком пристальнее вглядеться в образ Родины и увидеть самобытно-неповторимый лирический образ России; проследить, как с течением времени меняется образ Родины, приобретает всё новые черты;
  2. Развивать умение работать с художественным текстом (поэтическое произведение), анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы; совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений; развивать речь, мышление, воображение;
  3. Воспитывать нравственные качества: чувство патриотизма, национальной гордости; способствовать эстетическому воспитанию школьников.

Ход урока

I. Слово учителя. У каждого из нас своя Россия, своё представление о Родине. Вот что говорят о Родине, о России поэты, чьё творчество вам уже известно. Постарайтесь вспомнить, кому принадлежат эти строки.

1) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(А. С. Пушкин.)

2 Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
 (М. Ю. Лермонтов.)

3) Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
 (Н. А. Некрасов.)

Рисунок 1 (на доске)

Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего разговора? На какой вопрос мы должны с вами ответить в ходе урока?

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первые любви!
А. Блок.

Эти проникновенные слова А. Блока о России я выбрала в качестве эпиграфа к нашему уроку.

II. Переход к теме урока.

Время с 1908 по 1915 г.г. - мрачная полоса в жизни Блока. Прекрасная Дама ушла, а без неё пустота. «Ты отошла, и я в пустыне», - таково с той поры постоянное его чувство. «Жизнь пуста…»

И одно ему осталось в пустоте – это смех, тот кощунственный смех над любовью и верой, которым он смеялся ещё в «Балаганчике». Этот смех есть смерть.

Блок неустанно твердит, что он мёртвый. Даже любовь была бессильна воскресить, потому что, если любовь не ведёт к небесам, она смерть и тоска.

Теперь ему не нужно никаких возлюбленных, любая трёхрублёвая дева уведёт за малую плату в зазвёздную родину, ибо другого пути к очарованному берегу нет. Пусть не лучезарная, а ночная и земная, лишь бы унесла от земли.

Так, без Бога и без людей, без неба и земли он остался один в пустоте – только со страхом и смехом.

Но ещё в 1906 г., в пору «Балаганчика» и «Незнакомки», он смутно почувствовал, что есть такая святыня, которая только тем и свята, что в ней никакого благолепия, а вся она боль и тоска. Эта святыня – Россия.

В письме к К. С. Станиславскому (1908 г.) А Блок писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

III. Объяснение нового материала.

Русь… Какою предстаёт она в одноимённом стихотворении А. Блока?

Чтение стихотворения «Русь» (1906 г.)

А теперь давайте обратимся к репродукции картины художника Присекина «Куликовская битва». Она воспроизводит события далёкого прошлого нашей Родины, когда 8-го сентября 1380 г. русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разбили полчища золотоордынского хана Мамая.

С этим историческим событием связан цикл стихотворений А. Блока «На поле Куликовом» (1908 г.). Он включает в себя 5 стихотворений.

Читая дома стихотворения этого цикла, вы обратили внимание на образ лирического героя? Каков он?

Прочитаем 1-е стихотворение цикла.

  1. О чём оно? Какую роль выполняет это стихотворение?
  2. С какими словами поэт обращается к Родине?
  3. Какая новая тема возникает в 3-ем стихотворении цикла?
  4. Кто эта загадочная «Ты»?
  5. Последнему стихотворению в цикле предпослан эпиграф. Давайте прочитаем это произведение с эпиграфом.
  6. Какова роль эпиграфа? Как вы поняли слова В. Соловьёва?
  7. Какова роль завершающего стихотворения?

Известно, что цыганский романс, русский романс XIX в., «городской фольклор» начала XX в. составляют звуковой «фон» лирики А.Блока.

Прослушайте отрывок из такого музыкального произведения (романс «Ямщик, не гони лошадей»).

Задание классу: слушая музыкальное произведение, постарайтесь представить образ России, Родины.

А теперь давайте сравним его с тем, который даёт нам поэт в стихотворении «Россия» (1908 г.)

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Россия» заранее подготовленным учеником.

  1. Какие образы из произведений других авторов возникают у вас при чтении стихотворения?
  2. Какою предстаёт Россия в этом стихотворении А. Блока? Какие эпитеты находит автор для создания образа Родины?
  3. Есть что-то сходное в образах России, которую вы представили, слушая романс, с тем, что показал нам А. Блок?
  4. Как вы понимаете первую строчку последней строфы стихотворения «И невозможное возможно»?

Итог: давайте вернёмся к началу урока. Анализируя стихотворения поэта, мы пытались представить себе образ Родины, России.

Какая же она, блоковская Россия? Чем она являлась для поэта?

Слово учителя.

Источником спасительной веры была для Блока Россия. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой – и слова его были так же трепетны, как «слёзы первые любви».

Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены».

С течением времени образ этот всё более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием.

Сначала он воспевал Русь – нищую, дремучую и колдовскую, а в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлению о живой могучей России.

Россия Блока – это надежда и утешение поэта. Её лик светел навсегда.

IV. Аналитическая мотивация.

Мы постарались ответить на главный вопрос сегодняшнего урока, и помогли нам в этом…

V. Рефлексия. - «Ромашка».

Рисунок 3

VI. Домашнее задание: эссе на тему «Подлинной Родиной человека является мир его представлений» (В. Швебель.)

Стихотворение «Россия» выучить наизусть.