Литература
-
Урок-праздник по творчеству Сергея Тимофеевича Аксакова 2010
Центральным вопросом урока являются жизненные заветы Аксакова – дарить людям счастье, воспитывать в себе мужество и твердость духа, любить Родину, чувствовать не только гордость, но и ответственность за свою страну. На уроке преподаватель формирует новые знания о творчестве Аксакова.
-
Урок-праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина, "Что за прелесть эти сказки…" 2011
Цель урока: формировать навыки выразительного чтения поэтического текста; коммуникативных умений учащихся; вызвать интерес к творчеству А.С. Пушкина; привить чувство коллективизма, доброты к ближним.
-
Урок-практикум "Жизнь языка" в тексте (10-й класс) 2010
Цели урока: совершенствовать навыки работы с текстом; производить лингвистический анализ текста; осознавать текст как средство самовыражения автора; вырабатывать чуткое отношение к слову. Урок рассчитан на сильный класс. Если класс слабый, то не все элементы можно брать для анализа. Можно исключить составление текста. А можно занять два урока вместо одного.
-
Урок-практикум "Житие святого праведного старца Федора Кузьмича (Томского)" как образец сибирской агиографии 2007
Предлагается разработка урока, посвященного изучению духовной литературы на примере "Жития святого праведного старца Федора Томского". Особенно значимым является знакомство современных школьников с таким житийным текстом, который имеет непосредственное отношение к сибирской литературе, составляет так называемый региональный компонент.
-
Урок-практикум "Изобразительно-выразительные средства в языке художественной литературы" 2010
На данном уроке ученики повторяют и обобщают знания по теории литературы для выполнения заданий части В ЕГЭ по литературе. Каждой группе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Учитель выполняет роль координатора, задача учеников – на основе изученных материалов провести анализ предложенных отрывков.
-
Урок-практикум "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Павел Иванович Чичиков: подлец или предприниматель?" 2013
Цель урока: привлечение внимания учащихся к одному из чрезвычайных явлений в истории русской культуры ХIХ века: на смену безусловно положительным героям ХVIII века, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли «странные персонажи», безнравственные и предприимчивые. Перед уроком проводится подготовительная работа: класс делится на группы, учитель дает задание ученикам перечитать 11-ю главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», выяснить значение слов "предприимчивость", "предпринимательство", "кодекс", "кодекс чести".
-
Урок-практикум "Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2013
Урок-практикум построен в форме защиты проектов «Сказка», «Песня», «Былина» и «Малые жанры РУНТа» группами учащихся, которым были даны опережающие задания. В конце урока была проведена аналитическая работа с текстом поэмы и заполнена таблица «Особенности языка и стиха поэмы».
-
Урок-практикум по литературе в 5-м классе на тему "Страна березового ситца" в стихах С.Есенина 2008
Представлен сценарий урока литературы в пятом классе на тему "Страна березового ситца". Для того, чтобы поэзия Есенина стала детям ближе, в рамках урока ребята знакомятся с некоторыми эпизодами из жизни поэта. В этом учителю помогают ученики-чтецы, подготовленные заранее.
-
Урок-практикум по литературе в 8-м классе "Ах Невский… Всемогущий Невский!" 2009
Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект".
-
Урок-практикум по литературе в 9-м классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина" 2010
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить на вопрос: "Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях в разные периоды его жизни и творчества?"
-
Урок-практикум по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2011
Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.
-
Урок-практикум по русскому языку "Сложноподчиненные предложения. Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В.А. Жуковского" 2008
Урок строится на сочетании четырех организационных форм обучения (групповая, парная, коллективная, индивидуальная), но ведущей является коллективная организационная форма. Работа в парах (постоянных и сменных) учит самостоятельно добывать знания. Обучающиеся становятся активнее, раскованнее, у них появляется желание общаться друг с другом. Интегрированные уроки дают обучающемуся не разрозненные знания по отдельным наукам, а показывают их взаимосвязь, дают представление об окружающем мире.
-
Урок-практикум по теме "Второстепенные члены предложения. Определение". Стихи М.Карима на уроке русского языка 2012
На уроке расширяются представления учеников об определении. Учитель дает понятие о согласованном и несогласованном определении на примере лирики М.Карима. Урок способствует воспитанию эстетического отношения к слову; развивает у ребят умение пользоваться теоретическим материалом на практике.
-
Урок-практикум по теме: "Как сердцу высказать себя?" (по стихам К. Бальмонта) 2007
Привить любовь к поэзии – это значит научить читать стихи, анализировать, проникать в мысль и чувства, выраженные художником. Надо помнить, что в центре произведения образ – лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихов нужно искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание героя. Урок-практикум – это совместное творчество учителя и ученика. Основные задачи практикума: показать приемы работы со стихами; сформировать умение анализировать, выделять ключевые слова и фразы, составлять план.
-
Урок-практикум. М.Е. Салтыков-Щедрин "Премудрый пескарь" 2003
Урок-обобщение по произведению с использованием дифференцированного подхода к знаниевому уровню учащихся.
-
Урок-представление "В этом мире я только прохожий" 2011
Творчество такого поэта как Сергей Александрович Есенин является одним из основополагающих факторов, формирующих национальное самосознание, гордость за свою страну. Чтобы выпускник школы стал развитым, разносторонне образованным человеком, достойным членом общества, его необходимо знакомить с творчеством таких поэтов. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок стал открытием, а для этого необходимо сотрудничество учителя и учащихся.
-
Урок-представление "Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!"(По творчеству Д. Хармса) 2005
На уроке в игровой форме дети знакомятся с творчеством Д. Хармса: стихами, сказками, рассказами. Через театральное представление они узнают героев необычного детского писателя.
-
Урок-представление "Каррас (Шотландка) – дорога в бессмертие" 2012
Не каждый город удостоился быть изображённым на рисунках М.Ю. Лермонтова. Посёлок, в котором я живу, изображён поэтом. Здесь, в кофейне Рошке, он любил с друзьями пить кофе, петь немецкие песни, отсюда уехал на дуэль с Мартыновым. Отдыхая в Пятигорске, в непосредственной близости от посёлка Иноземцево (бывшей шотландской колонии Каррас), немногие посетят это историческое место. Для нас, жителей Кавказских Минеральных Вод, всё, что связано с именем Лермонтова – свято, бесконечно дорого сердцу. Прикоснитесь и вы к этой странице истории.
-
Урок-презентация "Анна Ахматова – "голос своего поколения" 2010
Поэзия Анны Ахматовой имеет особое значение. Эпоха XX века, кровавая и ликующая, страшная и победная, полностью вошла в творчество поэта. Данный материал дает возможность услышать своеобразие авторского голоса, проникнуть в поэтический мир и осознать пророческий дар величайшей поэтессы Серебряного века, которая "оставалась величественной всегда и везде, во всех случаях жизни".
-
Урок-презентация "И.С. Тургенев и Полина Виардо: история любви" 2010
Данный урок показывает удивительную продолжительную историю любви И.С.Тургенева и Полины Виардо. Учащиеся познакомятся с особенностями сложных взаимоотношений двух талантливых людей. Использование ИКТ помогает сделать урок более эффективным, активизирует деятельность учащихся, поддерживает и развивает интерес школьников к предмету.
-
Урок-презентация "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно", а также творчество Бориса Акунина 2011
Урок внеклассного чтения по современной литературе для 10-го класса представляет «Книгу, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Эта книга позволяет узнать самые популярные имена писателей ХХI века, в доступной и краткой форме познакомиться с их творчеством, определить свои пристрастия, расширить литературный кругозор и научить милосердию.
-
Урок-презентация "Н.А. Некрасов и А.Я. Панаева". 10-й класс 2011
Обучающиеся знакомятся с особенностями взаимоотношений двух талантливых людей. Использование ИКТ помогает сделать урок более эффективным, активизирует мыслительную деятельность, поддерживает и развивает интерес обучающихся к предмету.
-
Урок-презентация "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского" 2011
В работе рассматривается образ Петербурга в творчестве А.Пушкина, Н.Гоголя, Н.Некрасова и обращается внимание учащихся на традиции и новаторство в изображении города Ф.Достоевским. Презентация позволяет увидеть "петербургские углы", а текст великого художника - обратить внимание на удушающую тесноту человеческого существования в этом мрачном городе, помогает проникнуться сочувствием к страдающим людям.
-
Урок-презентация "Родословная А.С. Пушкина" 2010
Данный урок показывает многообразие родственных связей семьи Пушкиных, кровные узы, сложность взаимоотношений, рассказывает о смене поколений и эпохах, в которых они жили, о традициях и устоях того времени.
-
Урок-презентация "Художественные открытия Серебряного века русской культуры" 2008
Данный материал урока литературы рассчитан на 2 часа. Основная цель его: раскрыть направления художественной культуры (музыка, живопись, литература) Серебряного века; выделить особенности каждого направления; заострить внимание учеников на поисках нового языка, новых образов и идеалов в искусстве и культуре; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
-
Урок-презентация "…Есть в мире сердце, где живу я" 2006
Подобный урок-презентацию для учащихся 9–11-х классов целесообразно проводить в рамках Недели русского языка и литературы или в системе обобщающих уроков по творчеству А.С. Пушкина. Символично, что 10 февраля, в День Памяти поэта, в школе состоится творческий показ ребятами своего особенного отношения к наследию Пушкина, к любимейшим образцам его поэзии и прозы. Нетрадиционная форма урока позволит ученикам проявить себя в качестве вдумчивых читателей, литературоведов, чтецов, актеров, художников, экскурсоводов и т.д.
-
Урок-презентация в 10-м классе 2010
Урок-презентация по литературе проводится с целью раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; ознакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга; сформировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, использовать и отбирать материал.
-
Урок-презентация в 11-м классе "Память огненных лет" 2009
Основная идея урока - привитие любви к Родине, воспитание чувства гордости за человека - защитника Отечества. Такие уроки возвращают нас к событиям войны и предостерегают от ошибок.
-
Урок-презентация в 11-м классе: "…Письмо – это ты". Урок развития речи 2007
Урок-презентация по русскому языку для 11-го класса расширяет сведения об эпистолярном жанре, знакомит с классификацией писем.
-
Урок-презентация в 7-м классе на тему "И.С. Тургенев.Жизнь и творчество" 2009
В системе уроков, посвящённых творчеству И.С. Тургенева, этот – первый. Урок проводится с применением презентации для более наглядного изучения темы. Основная цель урока – продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя. Компьютер – эффективное техническое средство, позволяющее разнообразить процесс обучения.