Урок литературы по теме "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева"

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева

Задачи урока:

  • развивать навыки выразительного и аналитического чтения;
  • показать жанровое своеобразие стихотворений в прозе;
  • научиться определять тему и идею стихотворений;
  • понять философский отдельных стихотворений и всего цикла.

Оборудование:

Тип урока: Комбинированный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Вот уже в течение нескольких лет вы знакомитесь с ранними произведениями Тургенева – циклом “Записки охотника”. А сегодня нам предстоит попытаться проанализировать цикл стихотворений в прозе, которые литератор писал в конце своей жизни как своеобразный итог размышлений о мире, о родине, о себе, о творчестве, о бренности человеческого бытия, о выборе, о любви и самопожертвовании.

Дома вы уже немного познакомились со стихотворениями И.С. Тургенева, когда выбирали, какое будете учить. Но прежде чем вы начнете читать наизусть, мне бы хотелось рассказать вам удивительную историю одного из этих дивных произведений.

Я приготовила наизусть стихотворение в прозе “Русский язык”, но сначала я хотела бы рассказать историю, связанную с этим стихотворением.

Это произошло во время Великой Отечественной войны в оккупированном городе Орле. К коменданту города пришла молодая девушка, учительница русского языка и литературы с просьбой разрешить открыть музей Тургенева. Удивительно, но комендант дал разрешение, выделив для этого маленькую комнатку.

Достаточно скоро музей был открыт. Сначала людей было немного, но с каждым днём их число всё увеличивалось. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднималась голова. Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

Всего три предложения, а какую силу они имеют!

III. Проверка выполнения домашнего задания

Учащиеся читают наизусть выученные стихотворения.

IV. Определение специфики жанра на основе прочитанного дома

Вы познакомились дома с некоторыми стихотворениями. Давайте прочитаем обращение Тургенева к читателю и подумаем над своеобразием данного цикла. “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет,_ книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое,- которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”,- так обращался Тургенев к читателям “Стихотворений в прозе”, опубликованных в журнале “Вестник Европы” в1882 году.Итак, автор советует читать непременно вдумчиво.

Но прежде чем продолжить чтение других стихотворений, давайте ответим на некоторые вопросы.

  1. Что такое стихотворение?
  2. Что такое проза?
  3. Чем отличается стихотворное произведение от прозаического.

Работа с презентацией, учащиеся смотрят на таблицу, переносят её в тетрадь.

  1. Теперь давайте подумаем, почему на первый план в названии цикла выходит именно слово “стихотворение”?
  2. Как автору удается совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем определить специфические черты стихотворения в прозе.

Учащиеся выдвигают свои версии, потом смотрят слайд презентации и записывают признаки в тетрадь.

Характерные признаки стихотворения в прозе:

  • небольшой объем;
  • членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
  • повышенная эмоциональность;
  • обычно бессюжетная композиция;
  • наличие лирического героя.

V. Работа в парах с раздаточным материалом

Ребята получают один из текстов: “Нищий”, “Собака”, “Голуби”, “Воробьи” - читают и отвечают на вопросы.

VI. Выразительное чтение, обсуждение

VII. Подведение итогов, определение тем и проблем, которые затрагивает Тургенев в цикле стихотворений в прозе

  • раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;
  • размышления писателя о русском народе;
  • гуманность человеческих отношений;
  • торжествующая любовь;
  • противопоставление добра и зла;
  • размышления о неотвратимости смерти;
  • родины;
  • счастье и красота;
  • воспоминания о давней любви;
  • о подвиге и трусости;
  • о русском языке, его роли.

"Стихотворения в прозе" — последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием “Стихотворения в прозе”. Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. 

Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею. 

VIII. Домашнее задание

  • Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе

Использованная литература

  1. “Читаем, думаем, спорим”. 7 класс.
  2. http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/
  3. http://www.turgenev.org.ru/
  4. http://dic.academic.ru