Урок литературы по теме "Тема «русского бунта» и образ Е.Пугачева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)"

Разделы: Литература


Дидактическая цель:

- через анализ глав "Пугачевщина" и "Приступ" помочь учащимся увидеть отношение Пушкина к пугачевщине как бунту всякого рода вообще;

- увидеть отношение к Пугачеву и изображение его как исторической выдающейся личности;

- помочь учащимся увидеть смысловую роль эпиграфов в романе;

Развивающая цель:

- способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;

- организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности.

Воспитательная цель:

- развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

- побуждать к активной положительной деятельности;

- способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения.

Тип урока: комментированное чтение глав "Пугачевщина", "Приступ", урок формирования читательских умений.

Методы обучения:

- наглядный (слайды);

- проблемно-поисковый;

- метод самостоятельной работы.

Приемы работы: стимулирующие: просьба, доверие, одобрение, побуждение.

Средства обучения: наглядность, слово, общение, художественный текст.

Используемые технологии: технология ЛОРО, элементы проблемного обучения.

Оформление:

- портрет А.С. Пушкина;

- портрет Е. Пугачева;

- иллюстрации, слайды к "Капитанской дочке".

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Предкоммуникативная фаза
1) Слово о Пушкине, о романе "Капитанская дочка".

2) Работа с эпиграфами к уроку:

- "Проза требует мыслей и мыслей". (A.С. Пушкин)

- "В каждом слове Пушкина - бездна пространства". (Н.В. Гоголь)

3) Целевые установки урока

1) Анализ эпиграфа

2) Через диалоговую ситуацию выведение целей урока.

II. Коммуникативная фаза
1) Делается вывод: закончилась мирная жизнь в крепости, наступили, по словам Гринева, странные и страшные события. Название глав "Пугачевщина" и "Приступ" подсказывают трагические события.
2) Глава "Пугачевщина".

Работа над смыслом слова "пугачевщина".

Учащиеся работают над образованием слова "пугачевщина",

Пугачевщина - Пугачев

Пугачев - конкретное лицо

Пугачевщина - явление, слово с широким, обобщающим значением.

3) Работа с эпиграфом:

"Вы, молодые люди, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывати".

Песня.

Вопросы:

- как понимать смысл эпиграфа?

- почему рассказ адресуется именно молодым?

 
4) Анализ эпизода "Письмо генерала" Учащиеся делают вывод, что пугачевщина несет зло. Характеристика Пугачева: вор, злодей, мошенник.
5) Анализ эпизода "Пытка башкирца" Работа над языком эпизода: эпитеты, сравнения.

Вывод: пытка рисуется глазами юного Гринева.

Диалоговая ситуация помогает выявить гуманизм Пушкина, его милосердие: "Молодой человек!.. Вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".
6) Беседа:

- Как понимать эту запись Гринева?

- Что здесь противопоставлено?

- Каково отношение Пушкина к насилию?

- Почему это обращение именно молодым?

 
7) Работа со словом "бунт"

Почему Пушкин берет это слово, а не "восстание"? Ответ - в главе "Приступ".

 
8) Работа с эпиграфом:

Голова моя, головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
На корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго,
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладину кленовую,
Да петельку шелковую".
Народная песня

 
9) Анализы эпизодов:

"Голова Юлая", "Казнь коменданта", "Суд Пугачева".

Вопросы:

- Какую мысль Пушкина подтверждает голова Юлая?

- Как автор называет Пугачева? Почему?

- Как ведет себя комендант перед лицом смерти (связь с эпиграфом)?

- Какой цвет часто использует автор? Его символ?

- Если бы вы рисовали этот эпизод, ваши краски?

Работа со слайдами.

 

 

Зло порождает зло.

Вор, государь, предводитель, самозванец.

 

Красный цвет - это символ крови.

Красная и черная краски

III. Посткоммуникативная фаза
Анализ эпиграфов, названий глав, эпизодов, работа со слайдами к роману через диалог, как смыслопорождение, помогает учащимся сделать вывод о том, что А.С. Пушкин отрицает любое насилие, любой бунт. Это одна из особенностей мировоззрения великого поэта. Дети говорят о том, что гуманизм, милосердие - главные черты любого великого писателя, в том числе и А.С. Пушкина. В заключение анализа текста приводим цитату А.С. Пушкина из его письма к Вяземскому: "Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный:"
10) Домашнее задание: Чтение 8, 9, 10 глав. Самостоятельный анализ любой главы.