Цели:
- продолжить обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения Сергея Есенина “С добрым утром”);
- развивать у обучающихся коммуникативно-речевую компетенцию и навыки работы с поэтическим словом, выявляя роль средств выразительности языка в художественном тексте;
- воспитывать творческого читателя, чувство сотворчества.
Задачи:
- найти в стихотворении средства выразительности языка: эпитет, метафору, олицетворение, оксюморон, антитезу;
- выявить роль средств выразительности языка в создании художественного текста;
- определить смысл названия стихотворения Сергея Есенина “С добрым утром”.
Технология: развитие поэтического мышления, использование ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, текст стихотворения Сергея Есенина “С добрым утром”.
Ход урока
1. Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения Сергея Есенина “С добрым утром” (слайд 1).
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!".
2. Анализ стихотворения.
- Подумайте, о чем это стихотворение? Какова его тема? Каков характер стихотворения? Какое настроение создает стихотворение Сергея Есенина “С добрым утром”? Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт? (Стихотворение о природе, это пейзажная лирика)
- Обратите внимание на задачи, которые нужно решить на уроке (слайд 2).
- Постарайтесь проследить за тем, как движется взгляд поэта, как он показывает читателю картину природы.
Первая строфа:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Первая и последняя строки этой строфы показывают нам небо (звезды золотые, сетку небосклона) – верхнюю границу мира. Вторая и третья строка показывают нам воду (зеркало затона, заводи речные) – нижнюю границу мира. Таким образом, взгляд поэта, перемещаясь вверх-вниз-вверх, заставляет читателя тоже охватить взглядом весь огромный мир. (Слайд 4/1)
Вторая строфа.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
- Внимательно всмотритесь в картину, которую рисует поэт. Как движется его взгляд? Какой прием использует поэт? (Каждая следующая строчка этой строфы дает все более детальное описание любимого дерева поэта, словно картина наплывает на нас. Мы вместе с поэтом все более внимательно рассматриваем деревья, вглядываемся в них. Используется прием приближения).
Таким образом, центральная строфа стихотворения показывает читателю срединный мир общей картины. (Слайд 4/2)
Третья строфа.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!".
- На что поэт обращает внимание читателя? Проследим за взглядом поэта.
Взгляд опускается до нижней горизонтали картины, до уровня травы: “у плетня…крапива”. (Слайд 4/3)
- Насколько ожидаемой оказалась для нас самая последняя строка стихотворения? Как она помогает почувствовать настроение поэта?
Вряд ли мы рассчитывали услышать поздравление "С добрым утром!" от лица крапивы. Недаром поэт использовал здесь слово “шаловливо”, потому что он, верно, и сам немного пошалил с читателем. Поэт намеренно использовал образ самого непритязательного растения для произнесения самой главной фразы произведения, чтобы показать, что в природе нет избранных, что все одинаково рады наступлению нового дня.
3. Работа над средствами выразительности языка в стихотворении.
- Рассмотрим, какими средствами поэт рисует картину природы, создает настроение человека.
В нашу задачу входит поиск средств выразительности языка, среди которых очень часто встречается эпитет. Вспомним, что такое эпитет? Ответы учеников подтверждает слайд 5. Запишем определение эпитета в тетрадь.
Слайд 6 предлагает найти в стихотворении эпитеты. Эту работу нужно сделать самостоятельно и проверить ее всем вместе по слайду 7.
Вспомним, что такое олицетворение, которое тоже очень часто встречается в поэтических текстах пейзажного характера. Ответ проверим по слайду 8. Запишем определение олицетворения в тетрадь.
Слайд 9 предлагает нам задачу по поиску олицетворения, которую надо решить самостоятельно за одну минуту, а правильность решения ее мы проверим по слайду 10.
Повторим задачу по поиску олицетворения в следующей строфе стихотворения (слайд 11) и проверим себя по слайду 12. На работу отводится одна минута.
Еще раз за одну минуту решим задачу по поиску олицетворения в следующей строфе стихотворения (слайд 13) и проверим себя по слайду 14.
Вспомним, что такое метафора. Чем метафора отличается от сравнения? Проверим себя по слайду 15. Запишем определение метафоры в тетрадь.
За одну минуту решим задачу по поиску метафоры в строфе стихотворения (слайд 16). Подготовленный ученик даст определение слову “затон”. Проверим себя по слайду 17.
Повторим задачу по поиску метафоры в следующей строфе стихотворения (слайд 18) и проверим себя по слайду 19. На работу отводится одна минута.
Еще раз за одну минуту решим задачу по поиску метафоры в следующей строфе стихотворения (слайд 20). Слайд 21 поможет нам правильно понять слово “перламутр”. Проверим себя по слайду 22.
Вспомним, что такое оксюморон и чем он нам интересен (слайд 23). Запишем определение оксюморона в тетрадь.
За одну минуту решим задачу по поиску оксюморона в строфе стихотворения (слайд 24). Проверим себя по слайду 25.
Образец общей записи в тетради о средствах выразительности языка в стихотворении дан на слайде 26.
4. Физкульминутка.
Спасибо всем за активное участие в решении задачи по поиску средств выразительности языка в стихотворении.
Чтобы отдохнуть от напряженной работы, проведем физкульминутку (слайд 27).
5. Работа по определению смысла названия произведения.
Вспомним, что такое антитеза как литературный прием, проверим себя по слайду 28. Запишем определение антитезы в тетрадь.
Теперь вернемся к целому тексту стихотворения и попробуем найти в нем антитезу (слайд 29). Проверим свой ответ по слайду 30.
Мы очень внимательно прочитали текст и обратили внимание на то, что первая строка представляет собой отдельную часть и противопоставлена всему остальному тексту. Таким образом, мы выявили, что основная часть стихотворения посвящена теме пробуждения природы.
Теперь мы можем сделать вывод о том, почему автор дал стихотворению название “С добрым утром!” Проверим себя по слайду 31. Вывод запишем в тетрадь (слайд 32).
- Какую роль играют средства выразительности языка в стихотворении Сергея Есенина “С добрым утром!”? (Они помогают поэту создать образ утра, создают особое настроение читателя)
6. Домашнее задание носит аналогичный характер (слайд 33).
Самостоятельно найти средства выразительности языка в стихотворении Сергея Есенина “Белая береза под моим окном…”, руководствуясь записями в тетради (слайд 30, 32).
7. Выставление оценок. Рефлексия (слайд 34). Предлагаю положить на стол учителя карточку, соответствующую вашему впечатлению от урока.