Цель: обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности.
Задачи:
- помочь обучающимся проследить основные этапы судьбы Мастера и его романа, судьбы Маргариты на основе составленного цитатного плана;
- организовать работу по сопоставлению образов Мастера и Иешуа, Мастера и Булгакова;
- организовать работу по анализу эпизодов “ Приговор Мастеру”, “ Приговор Маргарите”;
- организовать самостоятельную работу по составлению кластера, интеллект-карты.
- организовать работу по анализу тем, мотивов, образов финальной главы;
- организовать дискуссию,
Методы обучения:
- эвристическая беседа с элементами последовательного анализа;
- самостоятельная работа;
- индивидуальная работа;
- художественное чтение;
- работа с художественным текстом;
- демонстрация кинофильма;
- творческий пересказ.
Оборудование: проектор, текст романа, словари, фрагмент художественного фильма “Мастер и Маргарита” режиссёра В. Бортко.
Предварительное домашнее задание:
- 1 вариант - Составить цитатный план по теме: “Судьба Мастера и его романа”.
- 2 вариант – Составить цитатный план по теме: “Судьба Маргариты”.
- Перечитать финальную главу.
- Индивидуальное задание. Выразительное чтение эпизода “Подарок Воланда” из гл.
- Словарная работа: выяснить значение слова “гомункул” с использованием словарей.
- Индивидуальное задание: выразительное чтение эпизода “Вечный приют Мастера”.
- Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.)
Святой Максим Исповедник
1 этап. Мотивационно-целевой.
1) Слово учителя.
- Итак, мы подошли к заключительному этапу работы над романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сегодня мы попытаемся осмыслить финал романа, выявив его неоднозначность.
2) Стадия вызова.
- Перечитывая финальные главы, какие вопросы вы себе задавали?
(Обучающиеся делятся своими мыслями. В ходе обсуждения обозначаются проблемные вопросы урока).
3) Постановка проблемного вопроса.
- Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?
2 этап. Информационно-деятельностный.
Слово учителя:
- Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к домашнему заданию.
Реализация домашнего задания 1-го варианта. Звучит монологический ответ. Один из учеников рассказывает о судьбе Мастера и его романа, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:
- Я – мастер...
- Я знаю пять языков, кроме родного...
- ...однажды выиграл сто тысяч рублей.
- Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой...
- Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.
- Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих... и т.д.
а) Беседа с классом.
- Каков смысл слова “Мастер”?
- Что роднит Мастера и Булгакова?
- Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?
б) Составление интеллект-карты по группам. Каждая из трёх групп представляет свою работу. (Приложение №1)
Анализ эпизодов “ Приговор Мастеру”.
- Просмотрите фрагмент из кинофильма В. Бортко “Мастер и Маргарита”. Помог ли вам данный фрагмент ответить на проблемный вопрос нашего урока.
а) Просмотр фрагмента фильма (из 9 серии).
б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями, дискутируют.
4). Реализация индивидуального домашнего задания.
- Какой подарок получает герой от Воланда? Зачитайте фрагмент из главы?. Раскройте значение слова гомункул.
(“О трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днём гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой, прощайте! Мне пора”.)
После сообщения учащегося проводится самостоятельная работа с текстом по составлению таблицы:
Обещания Воланда | Что получит Мастер |
гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать | вечное напоминание том, что с ним случилось весной |
подобно Фаусту, сидеть над ретортой | если и сможет что-то создать, не сможет предъявить миру; |
вылепить нового гомункула | – несчастное создание, у него нет плоти; (“Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу”) |
- Как изображён вечный приют Мастера. Выразительное чтение эпизода из гл. 32. Реализация домашнего задания.
- Как можно понять слово “покой”? Составление кластера. (Приложение №2)
- Какие литературные реминисценции возникают? Почему?
а) Реализация домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.
б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями.
Беседа с классом:
- Почему Мастер не заслужил света?
а) Обучающиеся высказывают свои предположения.
б). Учитель знакомит с фрагментами из книги литературного критика И.Л. Галинской.
( В книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен “истинному” человеку. Что же не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: “Он ненавистен мне, этот роман... Я слишком много испытал из-за него” (2, 24). Третье предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так.и не показано)).
- Как литературный критик ответил на этот вопрос? Согласны ли вы с её мнением?
- Почему Мастер не оспаривает приговор?
(Считает приговор справедливым. Он оценивает себя по той же шкале ценностей, что и своих героев. Мастер-Понтий Пилат – внутренняя параллель. Пилатчина – уход в себя, от своей совести. Понтий Пилат наказан Мастером бессмертием, бессмертием вечной вины. Мастер проявил безверие и малодушие. Мастер понимает, что человек ответственен за свои решения.
- По какому закону Мастеру дарован покой? (Если обучающиеся затрудняются ответить на вопрос, отсылаем к эпиграфу.)
(По закону справедливости, закону Воланда. Справедливость выше добра и зла.)
- Почему автор не наказывает героя тьмой?
(Совершил творческий подвиг, написав во времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. То, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти. Творчество и любовь для Булгакова — высшие ценности, которые искупили отсутствие правильной веры у героя.)
10). Реализация домашнего задания 2-го варианта. “ Приговор Маргарите”.
а). Звучит монологический ответ о судьбе Маргариты с опорой на цитатный план, например:
- Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)
- Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)
- Невидима и свободна!
- Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая... (гл.21) и т.д.
б). Беседа с классом:
- Почему Маргарите дарован покой? А не свет? Не тьма?
в). Составление кластера. (Приложение №3)
- Кем и по какому закону героине дан покой? Какой эпизод в романе поможет нам ответить на этот вопрос?
( Обучающиеся делятся своими мыслями, дискутируют).
11). Обращение к финальной главе романа.
а) - Прочитайте лирическое отступление гл. 32. Художественное чтение эпизода.
б) Беседа с классом:
- Какие темы и мотивы звучат?
(Тема заблуждений человеческой души, мотивы усталости, потерянности, слабости.)
- А дальше идёт картина преображения, каков её смысл?
(Образ тёмно-фиолетового рыцаря, “который неудачно пошутил” говорит об ответственности человека за поступки, принятые решения, ответственности художника за творчество).
- К какому выводу подводит нас автор?
(Возмездие неизбежно, неизбежна плата за все ошибки, заблуждения.)
- Выходит, герои Булгакова – заблуждающиеся люди, страдающие от малодушия и безверия?
- Каково авторское отношение к ним?
(Сочувствие, сострадание и вера в прощение. Мастер “отпускает” на свободу своего героя, “прощает” его, Булгаков “отпускает Мастера в надежде на прощение как высшую ценность.)
- Значит, роман Булгакова – роман искупления, покаяния, веры в то, что Бог выше справедливости.
- Так по какому же закону Маргарите дарован покой?
(По закону милосердия.)
- Что писатель ставит выше: справедливость или милосердие, прощение?
- Обратимся к эпиграфу. Святой Максим Исповедник сказал: “Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.) Вы согласны с ним?
(Обучающиеся дискутируют).
3 этап. Рефлексивно-оценочный. Обращение к проблемному вопросу урока.
- Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?
(Звучат монологические ответы обучающихся).
- Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический?
Дискуссия .
Д/З. Написать эссе на одну из предложенных тем:
- “Над какими вопросами заставил задуматься роман?”
- “Нравственные уроки Михаила Булгакова”.
- “Какое дело нам, людям 21 века, до духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата?”