Литература
-
Урок литературы по теме "Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?" 2014
Учащиеся, работая с текстом, наблюдают, как человек, находящийся в трудных жизненных условиях, потерявший близких и любимых людей, может не терять своего достоинства. Это произведение учит стойкости, любви к людям, умению ценить жизнь и дружбу. Цель урока: развивать навыки анализа художественного произведения, внимательного отношения к слову, сохранению истинных ценностей в жизни.
-
Урок литературы по теме "Чудо поэтического слова. Анализ поэтического текста". 6-й класс 2013
Работа над лирической классикой – это реальный путь к воспитанию читателя. Небольшой объём, краткость и эмоциональность лирики позволяют привлечь к литературе подростков, не любящих читать. Цели урока: учить чувствовать и понимать художественное слово, пробуждать интерес к лирике; развивать воображение, учить строить высказывание о произведении.
-
Урок литературы по теме "Юные герои и воинствующие приведения в рассказе О.Уайльда "Кентервильское привидение" 2008
Данный урок литературы в 7-м классе воспитывает доброту и чуткость к ближнему, умение ценить и уважать друг друга. Главная задача педагога на уроке — помочь обрести себя. Результат такого решения — театральное творчество, где дети учатся действием преображать словесные образы, выражать своё мнение.
-
Урок литературы по теме "Я счастлив, моя пьеса сыграна…" (творчеству А.Н. Островского посвящается) 2014
На уроке учащиеся знакомятся с личностью и многогранным творчеством великого драматурга А.Н. Островского. Пробуют выявить самобытность мастера, его творческую индивидуальность. Каковы признаки истинного таланта и в чем его неповторимость? На этот вопрос учащиеся пытаются ответить на уроке.
-
Урок литературы по теме "Я, гений Игорь Северянин…" (Жизнь и творчество Игоря Северянина). 11-й класс 2014
Сдвоенный урок знакомит с личностью поэта и его творчеством. Прослеживаются этапы творчества поэта, которые рассматриваются вместе с его биографией. Уроку предшествует большой объем предварительного индивидуального домашнего задания: сообщение о жизненном и творческом пути поэта; поисковая работа учеников по нахождению критических суждений современников И.Северянина о поэте и его творчестве.
-
Урок литературы по теме "Яркость характеров героев Н.В. Гоголя". 5-й класс 2014
Урок развивает умения читать и понимать художественное произведение, проводить исследовательскую работу и собирать материал для характеристики героев, воспитывать способность работать в группе, слушать и слышать мнения других учеников.
-
Урок литературы по теме "…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Изучение биографии Ф.М. Достоевского) 2012
Урок изучения биографии писателя Ф.М. Достоевского через лекцию учителя и увлекательную самостоятельную работу: исследование свидетельств современников писателя, работу с портретами Достоевского, игру со словами, составляющими имя, отчество и фамилию писателя. Групповая работа в творческой мастерской способствует развитию познавательной активности, формированию чувства гордости за русскую литературу, в которой есть такие великие писатели-гуманисты, как Ф.М. Достоевский.
-
Урок литературы по теме «"Мертвые души" — это…» 2011
Вместе с Чичиковым учащиеся попадают в губернский город, в котором видят картину духовного обнищания и омертвения. Учащиеся проводят исследование стиля по первой главе, а дома, готовя по группам заочные экскурсии "В гостях у помещиков", продолжают эту работу.
-
Урок литературы по теме «"Нечистая сила" в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"». Тема милосердия, всепрощения, справедливости 2014
Урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен теме милосердия, всепрощения и справедливости на страницах русской литературы. Урок, будучи последним в теме, выполняет задачи повторения и обобщения пройденного материала.
-
Урок литературы по теме «А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"». 7-й класс 2012
Интегрированный урок литературы, истории, русского языка знакомит учащихся с балладой и ее летописными источниками. Во время подготовки и проведения урока использовались исследовательские методы, индивидуальные, групповые и коллективные формы работы для формирования у учащихся навыков анализа поэтического текста.
-
Урок литературы по теме «Добро и зло» (на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта А.К. Пинаева «Бездушный», «Щенок и Ослик») 2014
Конспект урока по литературе в аспекте требований ФГОС ОО для 7–9-х классов на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта Пинаева А.К. «Бездушный», «Щенок и Ослик». Цель урока: формирование представлений о добре и зле. Планируемые предметные результаты: способствовать правильному представлению учащихся о добре и зле; раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»; повышать общую культуру личности.
-
Урок литературы по теме «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"». 10-й класс 2013
Цель урока: проанализировать образ главной героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство; раскрыть понятие «Диалектика души» героини. Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством».
-
Урок литературы по теме «Легко ли быть молодым?» (по рассказу В.П.Астафьева «Людочка»). 9-й класс 2018
Данный урок способствует формированию нравственных основ в развитии личности ребёнка. В ходе урока учитель стремится создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, находить в произведении непонятные для себя «тёмные» места, задумываться над их художественным значением.
-
Урок литературы по теме «М.И. Цветаева "Генералам двенадцатого года". Анализ стихотворения"» 2012
Урок знакомит учащихся с биографией и творчеством М.И.Цветаевой. Так же продолжается изучение темы героического прошлого России.
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения "Бородино"». 5-й класс 2014
Урок представляет некоторые элементы анализа и служит подготовительной работой на пути к комплексному исследованию поэтических текстов. Основная направленность урока – глубокое эмоциональное восприятие картины Бородинского сражения, проникновение чувством патриотизма.
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение "Парус"». 6-й класс 2013
Урок прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. По своей типологии урок является обучающим и направлен на знакомство учеников с биографией поэта, анализ его лирического произведения, а также на сопоставление литературного произведения с произведениями других видов искусства.
-
Урок литературы по теме «Н.С. Лесков "Человек на часах"» 2013
Урок посвящён изучению литературы XIX века, творчеству Николая Семеновича Лескова, рассказу «Человек на часах». Писатель всегда стремился убедить читателей в том, что праведничество – естественное и закономерное явление русской жизни и в этой жизни с её пороками и несправедливостями, искал и находил праведных людей. Урок построен на понимании авторского текста, умении работать со словом индивидуально и при обучении в сотрудничестве, умении видеть эпоху, характеризовать лиц исторической эпохи.
-
Урок литературы по теме «Начало конфликта между героем и обществом в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"» 2014
Цель урока: мотивировать учащихся на прочтение комедии «Горе от ума». В ходе урока анализируется произведение А.С. Грибоедова, устанавливаются причинно-следственные связи, строятся рассуждения.
-
Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"» 2012
Цель урока: раскрыть образ "маленького человека"; провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
-
Урок литературы по теме «Пасхальный рассказ А.П. Чехова "Казак"» 2010
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня. Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
-
Урок литературы по теме «Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный"». 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе по трагедии Эсхила "Прометей Прикованный" поможет учащимся понять, что в поединке силы физической и духовной моральная победа всегда остаётся за духовной силой. На уроке повторяются особенности жанра и элементы строения трагедии, формируются умения анализировать текст драматического произведения, сравнивать героев по определённому принципу.
-
Урок литературы по теме «Проблема истинного искусства в повести Н.В. Гоголя "Портрет"». 8-й класс 2013
Урок по повести «Портрет» с ИКТ и диалоговой технологией обучения. В ходе анализа текста учащиеся постепенно приходят к выводу о том, что злые чары, исходящие от портрета ростовщика, убивают не только талант художников, но и калечат их судьбы. Электронный вариант тестирования поможет учителю выяснить уровень восприятия произведения и провести рефлексию знаний.
-
Урок литературы по теме «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс 2012
Цель урока: проверить знание текста сказки, учить отбирать материал для сообщения о герое, учить сравнивать героев.
-
Урок литературы по теме «Трагическая судьба простого советского человека и ее отражение в рассказе В.Астафьева «Пролетный гусь»" 2010
Урок предлагается проводить в разделе программы «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» после изучения творчества писателей А. Солженицына, В. Шаламова. На уроке учащимся предстоит проанализировать содержание рассказа и ответить на вопрос, в чем трагизм судьбы простого советского человека.
-
Урок литературы по теме «Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"». 11-й класс 2012
На уроке рассматривается особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", обращается внимание на символику числа три в романе, что помогает понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, а также уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности. Урок развивает интерес к личности и творчеству писателя.
-
Урок литературы по теме «Уроки нравственности в рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма"». 8-й класс 2017
Цели урока: ввести учащихся в мир рассказа Паустовского «Телеграмма», помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа; активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании); формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли.
-
Урок литературы по теме «Человек и природа в рассказе Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади"». 7-й класс 2014
Урок литературы посвящен анализу рассказа советского писателя Ф.А. Абрамова. Проходит в форме журналистского расследования. Применяя технологии личностно-ориентированное обучение, ИК-технологии, учитель с учащимися выявляют особенности раскрытия темы, доказывают, что отношение человека к природе ‒ характеристика его нравственных качеств, учатся выделять главное в тексте, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, уважать мнение других, любить литературу.
-
Урок литературы по теме «Это все мне родное и близкое…» Жизнь, личность, творчество С.А. Есенина 2015
Цель урока: познакомить учащихся с биографией С. Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов; показать, как развивался поэтический талант С.Есенина, кто оказал на него влияние. Урок будет эффективен как в 5-м классе, так и в 11-м классе, но только как вводный урок по биографии и творчеству Сергея Александровича Есенина.
-
Урок литературы по теме: "А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке". Сравнение с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга", 7-й класс 2005
Основной этап урока - сравнение "Сказки о золотом петушке" А.С. Пушкина с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга и определение особенности пушкинского произведения - реализуется через применение личностно ориентированной технологии, технологии групповой работы, а также локальной технологии исследования текста художественного произведения.
-
Урок литературы по теме: "Евгений Замятин: "Мы" - роман-предупреждение" 2009
Против каких страшных катастроф предостерегает своих современников и потомков Е.Замятин? Почему роман «Мы» относят к антиутопическому жанру? На эти вопросы будут находить ответы учащиеся, анализируя роман и сравнивая его идеи с идеями Достоевского. Ролевая игра, используемая на уроке, позволит лучше понять трагедию человека, живущего в тоталитарном государстве.