Литература
-
Урок литературы по теме "П.И.Чичиков – «живая душа» или «мертвая»?". 9-й класс 2014
Урок включает в себя решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств. Урок способствует тому, чтобы учащиеся откликнулись на проблемы, поднятые автором, узнали, что может сделать душу «мёртвой» и как нужно поступать, чтобы быть добрым человеком с «живой» и чистой душой.
-
Урок литературы по теме "Павел Иванович Савин – поэт-земляк" 2013
Литература - полноводная, могучая река. Она течет, вбирая воды других больших и малых рек, речушек и ручейков. И прирастает, и полнится, и ширится скорее как раз за счет талантов, родившихся в «глубинке», взлелеянных российскими просторами. Одним из таких звонких, чистых и лучезарных речных потоков, питающих нашу великую русскую литературу, является большой безгранный талант нашего поэта-земляка Павла Ивановича Савина.
-
Урок литературы по теме "Панорама русской жизни в романе А.К. Толстого "Князь Серебряный" 2012
Основными целями занятия можно считать знакомство учащихся с биографией писателя и раскрытие причин, побудивших автора написать роман об эпохе Ивана Грозного.
-
Урок литературы по теме "Пасха" (по повести И.С. Шмелева "Лето Господне"). 9-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с празднованием Пасхи. Учащиеся вспомнают основные библейские сюжеты, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа, отмечают народные поверья и традиции праздника. Урок развивает творческое воображение у детей, навыки и умения в создании декоративного образа (росписи яиц-писанок), умения исследовательской работы с художественным произведением, толковым словарем, дополнительной литературой.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в художественном тексте" 2014
Первый урок изучения видов пейзажа в художественном тексте носит в основном теоретический характер. Расширяет представления учащихся о пейзаже, его видах и роли в художественном тексте; развивает речь, навык выразительного чтения.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи" 2008
Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.
-
Урок литературы по теме "Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие" 2011
В ходе урока поэтическое слово предстает как волшебство. Звучат стихи А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.П. Плещеева, А.А. Фета и др. Используются картины русских художников. Урок проходит в форме путешествия по календарю. Каждая страница оживает, когда дети выразительно читают стихи, озвучивая пейзаж на картинах художников.
-
Урок литературы по теме "Первое знакомство с рассказчиком – Петром Андреевичем Гриневым". 8-й класс 2014
Урок сочетает классические и инновационные формы работы, которые формируют духовные ценности, активную жизненную позицию подростков. Учитель применяет разные виды проверки степени усвоения учащимися нового материала: словарная работа по карточкам, исследовательская работа в группах, с текстом произведения, сопоставление героев разных произведений, рефлексия.
-
Урок литературы по теме "Плохое настроение, или Когда вся жизнь – отравленная радость". 10-й класс 2014
Основная идея урока – влияние плохого настроения не только на поведение человека, но и на его творческое начало. На примере творчества М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова показывается, как может плохое настроение трансформироваться в талантливые стихи. Чтобы плохое настроение не переросло в депрессию, необходимо знать некоторые приемы поведения.
-
Урок литературы по теме "Познание характера русского человека (народа). Сказ «Левша» Н.С. Лескова". 6-й класс 2014
На примере произведения Н.С. Лескова учащиеся осмысливают идейно-художественное содержание сказа, подводятся к пониманию основной идеи автора – патриотизм и талантливость народа противостоят безответственности и преступному отношению властей; изучают авторское отношение к персонажу произведения. Раскрывается талант и мастерство героя, его судьба.
-
Урок литературы по теме "Понятие добра и зла в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2014
Урок литературы поможет учащимся понять нравственные уроки сказки К.Паустовского, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
-
Урок литературы по теме "Понятие об эпикете". 5-й класс 2013
На уроке пятиклассники знакомятся с понятием «эпитет»; учатся применять полученные знания на уроках русского языка и литературы. Урок проводится с использованием элементов технологий: проблемного обучения, ИКТ, технологии мастерской.
-
Урок литературы по теме "Потеря отцовских связей в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»" 2009
Цель урока – ознакомить учащихся с особенностями повести Ф.А. Абрамова. Формировать умение и навыки самостоятельного исследования текста с целью поиска необходимой информации; выявить авторскую позицию; развивать речь детей, мышление, чувство слова, языка.
-
Урок литературы по теме "Поэзия А.А. Ахматовой" 2010
Данный урок построен с учетом принципов личностно ориентированного подхода. Работая с таблицей, учащиеся привлекают свой личный опыт, самовыражаются, по-своему интерпретируют творчество поэта. Каждое предложенное для восприятия стихотворение - это этап урока, результат которого фиксируется в таблице и обсуждается.
-
Урок литературы по теме "Поэзия В.Я. Брюсова". 11-й класс 2013
На уроке пойдет речь о творчестве В.Я. Брюсова. Новый материал представлен в виде доклада учащегося о биографии поэта и лекции учителя об особенностях творчества В.Я. Брюсова. Для того чтобы материал усваивался лучше, рассказ учителя сопровождается схемами. Наглядность играет большую роль в эффективном усвоении большого количества информации, такой, как биография и творческий путь поэта.
-
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". 11-й класс 2014
Урок активизирует знания учащихся о Великой Отечественной войне, дает понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны. Цель: закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.
-
Урок литературы по теме "Проблема отхода от русской "почвы" в рассказе В.Белова «Бескультурье»". 11-й класс 2017
Через творчество Белова проходит тема малой родины, из которой вырастает наша Великая Родина. В ходе урока понимаем, что обнищавшая русская деревня сохраняла нравственные устои, человечность. Постепенно разрывается связь с землей, культурой предков. Любое развитие, в том числе и культуры, должно соединять в себе старое и новое. В рассказе происходит замещение: новое, пришлое, с трудом приживающееся, вытесняет родное, исконное. К чему приведет культура, прививаемая с помощью милиции?
-
Урок литературы по теме "Проблема смысла жизни и назнвачения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс". 8-й класс 2013
Данный урок дает учащимся возможность более подробно понять мировоззрение писателя, раскрывает историю создания очерка, смысл его названия. Это урок изучения нового материала, урок-беседа, на котором учащиеся учатся осмысливать свои поступки и поступки других людей, острее видеть и понимать жизненные факты и явления.
-
Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс 2018
Цели урока: определить понятие счастья для героев поэмы; обозначить авторскую позицию по данной проблеме; поразмыслить над современным пониманием счастья.
-
Урок литературы по теме "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»". 11-й класс 2014
Использование технологии проблемного обучения позволяет развить у обучающихся их познавательные способности, умение самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях, повысить сознательность и прочность усвоения знаний. В качестве примера предлагается урок литературы в 11-м классе, на котором используется технология проблемного обучения.
-
Урок литературы по теме "Простакова – госпожа бесчеловечная" 2010
Урок помогает сформировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.
-
Урок литературы по теме "Простая" лирика Николая Рубцова. 11-й класс 2013
Цель урока: опираясь на философские категории «простое» и «сложное», рассмотреть особенности поэзии Николая Рубцова, формировать научную картину мира, собственную мировоззренческую позицию; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом; закрепить полученные знания о лирике Н.Рубцова.
-
Урок литературы по теме "Путешествие по Мещерскому краю" 2009
Путешествуя по Мещерскому краю вместе с автором, ребята всматриваются и вслушиваются в окружающую природу. Видят, что она живет, движется, она полна звуков и запахов. "Любовь к родной природе - один из верных признаков любви к родной стране", говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и всей душой полюбил ее.
-
Урок литературы по теме "Путешествие по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"" 2012
Изученный материал по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" обобщается в игровой форме. Материал может использоваться для презентации к уроку.
-
Урок литературы по теме "Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" 2013
Цель урока: постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа "Судьба человека"; показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.
-
Урок литературы по теме "Рисование и литература. Рисунки Пушкина". 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе знакомит учащихся с творчеством Пушкина-художника. Объясняются такие понятия, как «набросок», «иллюстрация» к литературному произведению, учащиеся знакомятся с классификацией и спецификой пушкинского рисунка. Задачи урока: глубокое осмысление прочитанного через рисунок.
-
Урок литературы по теме "Родная природа в лирике русских поэтов XIX века. 6-й класс 2012
Тема соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта 1-го поколения, проводится по программе В.Я. Коровиной, также может соответствовать УМК Т.Ф. Курдюмовой. Форма работа учащихся: групповая. Сопутствующая деятельность: учащиеся рисуют пейзажи.
-
Урок литературы по теме "Рождение метафоры" 2010
Когда мы читаем стихи, мы душой чувствуем их прелесть, но как создается образ? Какие средства имеются в распоряжении поэта? Одним из самых ярких и одновременно сложных для восприятия средств художественной выразительности является метафора. Как она "рождается"? На этот вопрос поможет ответить наблюдение за художественным материалом - стихами С.А. Есенина.
-
Урок литературы по теме "Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»" 2014
Комбинированный урок, на котором учащиеся работают с текстом произведения, с литературными и лингвистическими понятиями, обобщают, делают выводы, оценивают собственную работу. К уроку прилагается презентация, в которой поэтапно отражены все моменты урока, теоретический материал, задания.
-
Урок литературы по теме "Роль художественной детали в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.