Урок литературы по теме "Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»"

Разделы: Литература


В начале учебного года одиннадцатиклассники делились впечатлениями о книгах, прочитанных летом. И не было ни одного хорошего отзыва о романе Замятина “Мы”. Прочитали немногие. И те признавались, что не смогли дочитать роман и постарались лишь понять фабулу произведения, пролистав его. Как увлечь детей романом? Уговаривать дочитать его до конца бессмысленно. Поэтому я решила один урок отдать обзору произведения: нужно познакомить с содержанием тех, кто его не прочел (заинтересовать, чтобы прочли), и постараться вникнуть в проблематику романа.

В начале урока вспомнили о романе Ф.М.Достоевского “Бесы”, о теориях преобразования мира, представленных персонажами романа. Остановились на теории Шигалева.

Шигалев предлагает программу построения земного рая. Для этого делит человечество на две неравные части: 1/10 – верхушка общества, она управляет, решает все за оставшуюся часть (“получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми”); 9/10 – стадо, обслуживающее 1/10 общества. Чтобы превратить человечество в стадо, Шигалёв предлагает меры, основанные на перевоспитании целых поколений.

Почему Шигалёв уверен, что такое устройство – рай? Что именно об этом мечтает человечество (ведь человечество всегда мечтает о рае)?

Зачем и кому нужно такое разделение общества? Какие выгоды оно несет рабам?

Ответ на эти вопросы мы уже находили в “Легенде о Великом инквизиторе”. Вспомнили легенду, наши беседы. И только потом подходим к роману Е. Замятина. Ведь подобные проблемы поднимаются и в его произведении.

Начало разговора – особенности жанра. С древнейших времен люди мечтали, что придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония. Эта мечта отразилась в литературе в жанре УТОПИИ (основоположник – Томас Мор). Авторы утопий рисовали жизнь, далеко ушедшую вперед по сравнению с современностью: с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством).

Однако вызывало сомнение: как совместить всеобщее равенство и неповторимость человеческой личности? Могут ли люди в процессе естественного исторического развития стать как две капли воды похожими друг на друга, если сама природа сделала их разными? Появляется жанр антиутопии, выражающей тревогу за последствия уравниловки (методы, которые делают всех одинаковыми). Мир антиутопии идеален, но акцент делается не на обществе, а жизни человека в нем.

Каковы исторические предпосылки появления романа Замятина “Мы”?

Краткий пересказ романа. XXXI век – Единое государство дает людям “математически безошибочное счастье”. Это счастье – материальное: сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей. Законы Часовой Скрижали регулируют жизнь людей:

  • одежда – обязательная одинаковая форма;
  • одновременно просыпаются, подносят ложки ко рту;
  • вместе по четыре нумера в ряд идут на прогулку;
  • строго в определенные дни любят друг друга, любовь – предмет, доступный для всех, она регулируется “розовыми талонами”; всякие собственные чувства и предпочтения запретны;
  • если кто-то нарушает законы Скрижали, то Хранители узнают, и Благодетель накажет сопротивляющегося;
  • нет имен, только нумера.

После этого вопроса делаем остановку. Хочется, чтобы дети роман прочитали. И они получают задание к следующему занятию. Задание по группам (на группы детей разделил учитель).

Второй урок назывался так:

“Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?”

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание произведения Е. Замятина “Мы”.

Подготовка домашнего задания в группах:

1 группа – журналисты (подготовка вопросов по роману Е. Замятина, по подготовке групп к уроку (большую часть вопросов они задают до или после урока), художники готовят иллюстрации к роману);

2 группа – эксперты (их задача сложнее – по ходу выступления команд находить их “слабые места” и задавать вопросы);

3 группа – сторонники “идеальной несвободы”;

4 группа – противники “идеальной несвободы” (участники 3 и 4 групп должны убедить в своей позиции окружающих, показав знание текста романа “Мы” и умение привести в помощники тексты других авторов);

5 группа – ведущие (определяют временные рамки выступлений, следят за ходом выступлений, регулируя очередность, предоставляют возможность высказаться журналистам и экспертам).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово ведущих, знакомящих с каждой группой, объясняющих их функции. Они знакомят и с условиями выступления групп. Напоминают главное правило урока – слушать других, уважать чужое мнение.

II. Выступления групп.

1 группа: в Едином Государстве решены все проблемы – все сыты, одеты, обуты, есть жилье, у всех работа, природные стихии подчинены. Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель – убедить, что такая жизнь – счастье).

Но чем оплачено стопроцентное счастье? Почему находятся люди, поднимающие бунт? Бунт против счастья?

2 группа: жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, природа изгнана за пределы города.

Нужно заметить, что учащиеся обеих групп получили задание: для доказательства своих мыслей привлекать материал ранее изученных произведений.

III. Слово экспертам, задающим вопросы группам, стараясь найти “слабые места” их выступлений. Журналисты задают появившиеся у них вопросы.

IV. Диспут: согласились бы вы принять 100% счастье?

V. Каждая группа знакомит со своей формулой 100% счастья.

VI. Слово учителя.

Можно обсудить с детьми следующие вопросы:

1. Герой напишет: “Их Бог не дал им ничего, кроме мучительных исканий”. Жизнь этих людей, их счастье в вечном поиске, стремлении к идеалу”. В Едином государстве идеал достигнут. Что дальше?

2. В романе упоминается Благодетель. Кто такой Благодетель? Почему ему, как и культу “мы”, поклоняются? Попробуйте нарисовать схему управления Единого государства и докажите, что оно тоталитарное.

3. Кто кого породил: обезличенное общество создало культ Благодетеля или тираническая власть привела к обезличиванию общества?

Счастье насаждается “сверху” аппаратом управления во главе с Благодетелем и помощниками – Хранителями плюс добровольные доносчики. С другой стороны: человеку свойственны боязнь принимать на себя ответственность за выбор, решения и ненависть к ярким проявлениям человеческой индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию. Это вызывает появление Благодетелей.

4. Достоевский писал: “каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносить, каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны…первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень науки, талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей… их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалываются глаза, Шекспир побивается каменьями… мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… полное послушание, полная безличность…”

Почему не нужны гении? (Это личности, у них есть свое мнение). Механизмом легче управлять; человека трудно заставить подчиняться, механизм же основан на управлении. Возникает опасность обезличивания: винтики легко заменить.

VII. Домашнее задание: письменное размышление над вопросом – счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано? Журналисты выпускают газету.

Темы и некоторые вопросы взяты из учебно-методических материалов Л.Д Страховой, опубликованных в серии книг “Школа классики” (Замятин Е.И. Уездное. Мы: Романы. Платонов А.П. Котлован. Ювенильное море: Романы.- М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996).