Цели и задачи
Образовательные:
- усвоение учащимися понятия композиция произведения;
- усвоение понятия эпиграф.
Развивающие:
- развивать умение логически излагать мысли при составлении плана произведения;
- развивать приемы анализа ;
- развивать эмоции;
- развивать культуру речи;
Воспитывающие:
- обеспечивать воспитание патриотизма;
- содействовать воспитанию коллективизма;
- воспитание творчества.
Оборудование
- ИКТ, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1).
- маршрутные листы (Приложение 2).
- музыкальное сопровождение.
На доске.
Композиция произведения – построение произведения, расположение и соотношение его частей.
Эпиграф – цитата, помещаемая перед произведением с целью указать смысл произведения или отношение автора к произведению.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка задач.
– Сегодня на уроке мы окажемся пассажирами поезда. А свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы, и каждому будет выставлена оценка за сегодняшний урок.
Подпишите свой лист. (Ф.И.)
– А сейчас послушайте стихотворение Владимира Набокова и определите его тему.
(Стихотворение наизусть читает ученик.)
Как часто, как часто я в поезде скором.
Как часто, как часто я в поезде скором
сидел и дивился плывущим просторам
и льнул ко стеклу холодеющим лбом!..
И мимо широких рокочущих окон
свивался и таял за локоном локон
летучего дыма, и столб за столбом
проскакивал мимо, порыв прерывая
взмывающих нитей, и даль полевая
блаженно вращалась в бреду голубом.
И часто я видел такие закаты,
что поезд, казалось, взбегает на скаты
крутых огневых облаков и по ним
спускается плавно, взвивается снова
в багряный огонь из огня золотого,-
и с поездом вместе по кручам цветным
столбы пролетают в восторге заката,
и черные струны взмывают крылато,
и ангелом реет сиреневый дым.
– Кто определил тему этого стихотворения? (Скорый поезд.)
– А как называется дорога, по которой ходят поезда? (Железная дорога.)
3. Формулировка темы и цели.
– Пропустите вторую строку вашего маршрутного листа и в третьей строке запишите словосочетание железная дорога. Можно написать большими буквами, цветными карандашами, фломастерами.
– Как это словосочетание соотносится с темой нашего урока?
– Раз это название произведения, как его нужно написать? (В кавычках.)
– Действительно, сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Н.А. Некрасова “Железная дорога”. И будем не просто читать произведение, но и анализировать его построение. Как называется построение произведения? (На доске определение.) (Композиция.)
– А если мы хотим выяснить отличие данной композиции от других, ее особенный образ, как это назвать? (Своеобразие.)
– Сформулируйте целиком тему нашего урока.
Тема: “Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога””.
– Запишите тему урока в маршрутный лист.
– Какова же цель урока?
Цель: Выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем значение каждой части.
4. Новый материал.
1) Работа с эпиграфом.
– Что предваряет текст стихотворения (эпиграф).
(Табличка со словом эпиграф вывешивается на доску. Дети заносят слово в маршрутный лист.)
– Что такое эпиграф (определение на доске).
– Послушайте эпиграф и подумайте, в чем его необычность. (Читает учитель.)
– В чем необычность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)
– Кто участвует в диалоге? (Отец и сын.)
– По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга, названную впоследствии Николаевской. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов счел нужным вмешаться в разговор, и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто является настоящим строителем железной дороги.
– Как бы вы озаглавили эпиграф? (Разговор отца и сына в вагоне.)
– Запишите название эпиграфа в маршрутный лист.
Работа в парах.
– Поработайте в парах, обсудите, какие чувства вызвал у вас эпиграф, какие цвета вы в нем заметили. Выводы запишите в листах.
– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о ком пойдет речь в стихотворении? (Эпиграф говорит нам о графе Петре Андреевиче Клейнмихеле.)
– А пойдет ли речь действительно об этом человеке или нет, мы узнаем из самого произведения.
– Присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путь. (Свисток.)
2) Чтение и анализ первой части.
(Первую часть читает наизусть ученик.)
– С чем вы познакомились? (С первой частью стихотворения.)
– Составляем композицию произведения. Запишем: первая часть.
– Что вы увидели в первой части? (Картины осенней природы, мелькающие за окнами вагона.)
– Как можно озаглавить эту часть? Запишите название в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.)
– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? ? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)
– Поработайте в парах. Запишите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели. (Радость, восторг, покой. Серебристый, синий, янтарно-желтый.)
– Каким стихотворным размером написано стихотворение? (4-х стопный дактиль.)
– Дактиль очень напоминает стук колес поезда.
– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу он думает , мы узнаем из второй части стихотворения.
3) Анализ второй части.
– Движемся дальше. (Свисток.)
– Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик.)
– Что хотел показать здесь автор? (Правду.)
Почему “правда”, сказанная генералом в эпиграфе, не устраивает автора? Почему он решил высказать свою правду?
– Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.)
– Каким был труд рабочих на строительстве этой дороги?
– Послушаем сообщение из истории, кто строил эту дорогу и в каких условиях. (Пять учащихся дают сообщения из истории.)
На работы подрядчики нанимали как крепостных крестьян, так и государственных. Контракты между подрядчиком и помещиком заключались без юридического участия крепостных крестьян. Часть заработанных денег они должны были отдать помещику в качестве оброка. Государственный крестьянин заключал договор самостоятельно, но ввиду массовой неграмотности, зачастую не мог его прочесть и верил агенту на слово.
Большинство строителей вербовались на период с 1 мая по 1 ноября. Иногда работы производились и зимой. Рабочие жили в шалашах или землянках, реже в бараках.
Рабочий день длился всё светлое время суток, в середине дня полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. На земляных работах нормы выработки доходили до 9,2 м³ грунта в сутки вместе с его перемещением на определённое расстояние.Контракты не предусматривали заработной платы, она определялась на месте для каждой артели, в зависимости от её специальности. В случае болезни с работника вычиталось ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек на лазарет.
Во всех случаях вычетов зарплаты (болезнь, штраф, невыход на работу, невыполнение нормы) рабочие отвечали друг за друга круговой порукой – деньги вычитались из заработка всей артели. Рабочий, в зависимости от выполняемой работы, мог заработать от 17 до 35 рублей за сезон при бесплатном питании.
– Какой царь встретился нам во второй части? (Голод.)
– Почему Некрасов называет голод царем? (Именно голод заставляет рабочих идти на эти каторжные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить себя и свою семью.)
– Все ли выдерживали такие условия работы?
– В какой строке поэт говорит об этом? (Многие в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе.)
– На чем была построена эта дорога? (На костях рабочих.)
– Мертвые не могут ничего рассказать. Поэтому Некрасов вводит прием “видение во сне”. Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей жизни.
– Как строители относятся к своему труду? (Любо нам видеть свой труд.)
– Как понимаете эти строки? (Гордятся тем, что сделали.)
– Действительно, им было чем гордиться. Николаевская железная дорога была первой в России.
– Поэт в этой части не скрывает правды о тяжелейшем труде строителей, о многочисленных жертвах, о том, что дорога эта построена на человеческих костях. Однако, заканчивает эту главу поэт верой. Во что? (Вынес достаточно русский народ…)
– А с каким обращением к нам, читателям, обращается поэт в этой главе? (Благослови же работу народную и научись мужика уважать.)
– Как соотносятся первая и вторая часть стихотворения? Если в первой части – настроение радости, бодрости, она расцвечена красками, то что можете сказать про вторую часть?
Работа в парах.
– Поработайте в парах. Сформулируйте свои впечатления от этой части, какие краски вы увидели в этой части?
Физкультминутка.
4) Чтение и анализ третьей части.
– Посмотрим, как будут развиваться события. Двигаемся дальше. (На доске вывешивается табличка: третья часть.)
– Читаем третью часть. (Читает заранее подготовленная ученица.)
– Что увидели в этой части? (Спор поэта и генерала.)
– Озаглавьте эту часть. Запишите название.
– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скопищем пьяниц.)
– Генерал утверждает, что народ способен только разрушать, но не создавать. Согласны ли вы с его мнением?
Работа в парах.
– Проанализируйте эту часть в своих маршрутных листах. На чьей стороне вы в этом споре?
5) Чтение и анализ четвертой части.
– Мы подходим к последней части стихотворения. (Вывешивается: четвертая часть.)
– Читаем четвертую часть.
– Поэт обещает в этой части показать светлую сторону жизни. И должно бы быть все в ярких красках. Однако, только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.)
– А какими красками изображены другие герои? (Они бесцветны.)
– Единственные цвета несут в себе слова: мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках. (Серый цвет.)
– Действительно ли отрадна, то есть радостна, картина, которую нарисовал Некрасов в конце стихотворения?
– Почему радость рабочих вызывает у нас, читателей, горькую усмешку? (В очередной раз рабочих обманули, а они рады бочке вина.)
Работа в парах.
– Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить?
6) Вывод:
– Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.)
– А так ли гармонично все в мире людей?
– В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.)
– При описании кого поэт использовал красный цвет? А серый, мрачный?
– Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.)
На доске:
Генерал Мужики-строители
Лобазник
– А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена?
– Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.)
– И нам есть, чем гордиться. Давайте посмотрим, как за 150 лет изменилась ситуация с железными дорогами в России. (Презентация.)
– А кто создал эту огромную сеть железных дорог в России? (Рабочие-строители.)
Альберт Эйнштейн говорил: “Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее”.
– Именно этими словами мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок.
– Закончите свои маршрутные листы, запишите выводы.
Домашнее задание:
Выучить из второй главы три последние строфы со слов: “Эту привычку к труду благородную…”