Урок литературы по теме "Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели и задачи

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятия композиция произведения;
  • усвоение понятия эпиграф.

Развивающие:

  • развивать умение логически излагать мысли при составлении плана произведения;
  • развивать приемы анализа ;
  • развивать эмоции;
  • развивать культуру речи;

Воспитывающие:

  • обеспечивать воспитание патриотизма;
  • содействовать воспитанию коллективизма;
  • воспитание творчества.

Оборудование

На доске.

Композиция произведения – построение произведения, расположение и соотношение его частей.

Эпиграф – цитата, помещаемая перед произведением с целью указать смысл произведения или отношение автора к произведению.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка задач.

– Сегодня на уроке мы окажемся пассажирами поезда. А свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы, и каждому будет выставлена оценка за сегодняшний урок.

Подпишите свой лист. (Ф.И.)

– А сейчас послушайте стихотворение Владимира Набокова и определите его тему.

(Стихотворение наизусть читает ученик.)

Как часто, как часто я в поезде скором.

Как часто, как часто я в поезде скором 
сидел и дивился плывущим просторам 
и льнул ко стеклу холодеющим лбом!.. 
И мимо широких рокочущих окон 
свивался и таял за локоном локон 
летучего дыма, и столб за столбом 
проскакивал мимо, порыв прерывая 
взмывающих нитей, и даль полевая 
блаженно вращалась в бреду голубом. 

И часто я видел такие закаты, 
что поезд, казалось, взбегает на скаты 
крутых огневых облаков и по ним 
спускается плавно, взвивается снова 
в багряный огонь из огня золотого,-
и с поездом вместе по кручам цветным 
столбы пролетают в восторге заката, 
и черные струны взмывают крылато, 
и ангелом реет сиреневый дым. 
 

Кто определил тему этого стихотворения? (Скорый поезд.)

– А как называется дорога, по которой ходят поезда? (Железная дорога.)

3. Формулировка темы и цели.

– Пропустите вторую строку вашего маршрутного листа и в третьей строке запишите словосочетание железная дорога. Можно написать большими буквами, цветными карандашами, фломастерами.

– Как это словосочетание соотносится с темой нашего урока?

– Раз это название произведения, как его нужно написать? (В кавычках.)

– Действительно, сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Н.А. Некрасова “Железная дорога”. И будем не просто читать произведение, но и анализировать его построение. Как называется построение произведения? (На доске определение.) (Композиция.)

– А если мы хотим выяснить отличие данной композиции от других, ее особенный образ, как это назвать? (Своеобразие.)

– Сформулируйте целиком тему нашего урока.

Тема: “Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога””.

– Запишите тему урока в маршрутный лист.

– Какова же цель урока?

Цель: Выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем значение каждой части.

4. Новый материал.

1) Работа с эпиграфом.

– Что предваряет текст стихотворения (эпиграф).

(Табличка со словом эпиграф вывешивается на доску. Дети заносят слово в маршрутный лист.)

– Что такое эпиграф (определение на доске).

– Послушайте эпиграф и подумайте, в чем его необычность. (Читает учитель.)

– В чем необычность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)

– Кто участвует в диалоге? (Отец и сын.)

– По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга, названную впоследствии Николаевской. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов счел нужным вмешаться в разговор, и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто является настоящим строителем железной дороги.

– Как бы вы озаглавили эпиграф? (Разговор отца и сына в вагоне.)

– Запишите название эпиграфа в маршрутный лист.

Работа в парах.

– Поработайте в парах, обсудите, какие чувства вызвал у вас эпиграф, какие цвета вы в нем заметили. Выводы запишите в листах.

– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о ком пойдет речь в стихотворении? (Эпиграф говорит нам о графе Петре Андреевиче Клейнмихеле.)

– А пойдет ли речь действительно об этом человеке или нет, мы узнаем из самого произведения.

– Присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путь. (Свисток.)

2) Чтение и анализ первой части.

(Первую часть читает наизусть ученик.)

– С чем вы познакомились? (С первой частью стихотворения.)

– Составляем композицию произведения. Запишем: первая часть.

– Что вы увидели в первой части? (Картины осенней природы, мелькающие за окнами вагона.)

– Как можно озаглавить эту часть? Запишите название в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.)

– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? ? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)

– Поработайте в парах. Запишите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели. (Радость, восторг, покой. Серебристый, синий, янтарно-желтый.)

– Каким стихотворным размером написано стихотворение? (4-х стопный дактиль.)

– Дактиль очень напоминает стук колес поезда.

– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу он думает , мы узнаем из второй части стихотворения.

3) Анализ второй части.

– Движемся дальше. (Свисток.)

– Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик.)

– Что хотел показать здесь автор? (Правду.)

Почему “правда”, сказанная генералом в эпиграфе, не устраивает автора? Почему он решил высказать свою правду?

– Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.)

– Каким был труд рабочих на строительстве этой дороги?

– Послушаем сообщение из истории, кто строил эту дорогу и в каких условиях. (Пять учащихся дают сообщения из истории.)

На работы подрядчики нанимали как крепостных крестьян, так и государственных. Контракты между подрядчиком и помещиком заключались без юридического участия крепостных крестьян. Часть заработанных денег они должны были отдать помещику в качестве оброка. Государственный крестьянин заключал договор самостоятельно, но ввиду массовой неграмотности, зачастую не мог его прочесть и верил агенту на слово.

Большинство строителей вербовались на период с 1  мая по 1 ноября. Иногда работы производились и зимой. Рабочие жили в шалашах или землянках, реже в бараках.

Рабочий день длился всё светлое время суток, в середине дня полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. На земляных работах нормы выработки доходили до 9,2 м³ грунта в сутки вместе с его перемещением на определённое расстояние.

Контракты не предусматривали заработной платы, она определялась на месте для каждой артели, в зависимости от её специальности. В случае болезни с работника вычиталось ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек на лазарет.

Во всех случаях вычетов зарплаты (болезнь, штраф, невыход на работу, невыполнение нормы) рабочие отвечали друг за друга круговой порукой – деньги вычитались из заработка всей артели. Рабочий, в зависимости от выполняемой работы, мог заработать от 17 до 35 рублей за сезон при бесплатном питании.

– Какой царь встретился нам во второй части? (Голод.)

– Почему Некрасов называет голод царем? (Именно голод заставляет рабочих идти на эти каторжные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить себя и свою семью.)

– Все ли выдерживали такие условия работы?

– В какой строке поэт говорит об этом? (Многие в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе.)

– На чем была построена эта дорога? (На костях рабочих.)

– Мертвые не могут ничего рассказать. Поэтому Некрасов вводит прием “видение во сне”. Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей жизни.

– Как строители относятся к своему труду? (Любо нам видеть свой труд.)

– Как понимаете эти строки? (Гордятся тем, что сделали.)

– Действительно, им было чем гордиться. Николаевская железная дорога была первой в России.

– Поэт в этой части не скрывает правды о тяжелейшем труде строителей, о многочисленных жертвах, о том, что дорога эта построена на человеческих костях. Однако, заканчивает эту главу поэт верой. Во что? (Вынес достаточно русский народ…)

– А с каким обращением к нам, читателям, обращается поэт в этой главе? (Благослови же работу народную и научись мужика уважать.)

– Как соотносятся первая и вторая часть стихотворения? Если в первой части – настроение радости, бодрости, она расцвечена красками, то что можете сказать про вторую часть?

Работа в парах.

– Поработайте в парах. Сформулируйте свои впечатления от этой части, какие краски вы увидели в этой части?

Физкультминутка.

4) Чтение и анализ третьей части.

– Посмотрим, как будут развиваться события. Двигаемся дальше. (На доске вывешивается табличка: третья часть.)

– Читаем третью часть. (Читает заранее подготовленная ученица.)

– Что увидели в этой части? (Спор поэта и генерала.)

– Озаглавьте эту часть. Запишите название.

– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скопищем пьяниц.)

– Генерал утверждает, что народ способен только разрушать, но не создавать. Согласны ли вы с его мнением?

Работа в парах.

– Проанализируйте эту часть в своих маршрутных листах. На чьей стороне вы в этом споре?

5) Чтение и анализ четвертой части.

– Мы подходим к последней части стихотворения. (Вывешивается: четвертая часть.)

– Читаем четвертую часть.

– Поэт обещает в этой части показать светлую сторону жизни. И должно бы быть все в ярких красках. Однако, только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.)

– А какими красками изображены другие герои? (Они бесцветны.)

– Единственные цвета несут в себе слова: мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках. (Серый цвет.)

– Действительно ли отрадна, то есть радостна, картина, которую нарисовал Некрасов в конце стихотворения?

– Почему радость рабочих вызывает у нас, читателей, горькую усмешку? (В очередной раз рабочих обманули, а они рады бочке вина.)

Работа в парах.

– Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить?

6) Вывод:

– Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.)

– А так ли гармонично все в мире людей?

– В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.)

– При описании кого поэт использовал красный цвет? А серый, мрачный?

– Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.)

На доске:

Генерал Мужики-строители

Лобазник

– А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена?

– Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.)

– И нам есть, чем гордиться. Давайте посмотрим, как за 150 лет изменилась ситуация с железными дорогами в России. (Презентация.)

– А кто создал эту огромную сеть железных дорог в России? (Рабочие-строители.)

Альберт Эйнштейн говорил: “Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее”.

– Именно этими словами мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок.

– Закончите свои маршрутные листы, запишите выводы.

Домашнее задание:

Выучить из второй главы три последние строфы со слов: “Эту привычку к труду благородную…”