Цели урока:
- Ощутить неповторимую атмосферу эпохи околореволюционных лет.
- Почувствовать дух времени в описании быта, уклада, людского окружения поэта.
- Увидеть, каким было бытие “первокласснейшего поэта” и одинокого душой человека.
Ход урока
1. Слово учителя.
Слайд 1.
Мы закончили изучение жизни и творчества С.А. Есенина. Вам предстоит написать сочинение. Выберете вы широкую тему или интерпретацию одного произведения, вам не обойтись без анализа стихотворного текста. Это трудная работа, требующая не только литературоведческих знаний, но и умения проникнуть во внутренний мир лирического героя, постичь его психологию, определить сверхзадачу. Здесь без вдохновения никак не обойтись. Задача нашего урока – создать настроение, вызвать вдохновение. Сегодня С.Есенин предстанет перед нами не хрестоматийный, не из учебников, а из воспоминаний (C.Виноградской), рассказов людей, знавших его.
Каждому хоть раз в жизни приходит его весна. И каждый навсегда сохраняет её в далях своей памяти. Единственную. Неповторимую. Такой для Есенина стала весна 1915г.
Мечтатель сельский –
Я в столице
Стал первокласснейший поэт!!!
Наши наброски позволят ощутить атмосферу эпохи первых лет революции, почувствовать дух времени в описании быта, уклада, людского окружения Есенина, увидеть, каким было его бытие – “первокласснейшего поэта” и одинокого душой человека.
Есенин у всех в памяти запечатлён, почти заштампован своими синими глазами, кудрявой золотой головой, рассеянной улыбкой.
Слайд 2.
В представлении многих – это озорной, пьяный, с бранью на устах…
А ещё – бросающий в переполненный зал чудесные слова своих стихов.
2. Чтец 1. Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная!”.
Слайды 3.4.5.6.7.8.9.
3. Как жил Есенин? ( Сообщения учеников).
А) Внешне – жил странно, не по-обычному. Шумно, неспокойно. Вокруг него постоянно галдела ватага людей, среди которых он был самым шумным, самым галдящим.
Есенин не чувствовал разницы между днём и ночью. Самые важные дела выполнял ночью: звонил по телефону, вставал с постели и отправлялся к знакомым, не глядя на часы. Когда его спрашивали, почему он является или звонит по нескольку раз ночью, он удивлённо отвечал:
- Разве? А я и не знал, что уже ночь. Я и не подумал.
Слайд10
Б) Он был песенником. Дома постоянно придумывали мотивы к его стихам и пели их его сёстры, мать, друзья. Но больше всего он любил русские песни. Заставлял петь всех, кто приходил к ним. Он понимал песню, чувствовал её как-то по-особенному, по-своему.
Большой радостью для него было подбить свою мать на песни; споёт она, а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня!” И сестру свою, приехавшую из деревни, лицом и голосом похожую на мать, он просил:
Слайд11.
Чтец 2. Стихотворение “ Ты запой мне ту песню…”
Слайд 12.
Его стихи – тоже песни. Их не только читают, но и поют.
Послушайте романс на стихи С. Есенина “Клен ты мой опавший” в современной обработке.
В) Гармонь и пляску он любил не меньше. Плясал разудало, вприсядку, с притопыванием, легко, с платочком между пальцев, бурно кружась. Гармонь у него занимала большое и почётное место в жизни. Всех, кто в воскресный вечер наигрывал на гармошке у подворотни, он таскал к себе домой.
Слайд13
Однажды с утра отправился в город с сестрой гулять. Бродили по улицам, останавливались у всех ларьков, дурачились. На бульваре он увидел у ребенка маленькую детскую гармонь. Мимо, дело ясное, пройти он не мог. Через минуту Есенин уже стоял с сестрой перед фотографом, задрав голову, притопывая ногой и наигрывая на детской гармошке.
4. Чтец 3. Стихотворение о тальянке.
Г) Есенин любил предаваться воспоминаниям. Они давали нить его жизни, заполняли все его периоды. Слайд 14
О крестьянах Есенин особенно любил говорить. В приезды матери велись бесконечные разговоры о деревне. Мать передавала ему привет от стариков-крестьян, которые слышали, что он поэт, что это у коммунистов большой пост и жалованье хорошее. Есенин гогочет, переспрашивает про житьё. Мать начинает ворчать, жаловаться: отец больной, управиться трудно, налоги большие, а хозяйство бедное, лошади нет. Беседа принимает политический характер, сопровождаемая крепким русским словом, переходит в большой спор. Есенин рьяно защищает советскую власть. Это, однако, нисколько не мешало ему в другой день в другом месте самому “поскулить” на неё за непомерный налог, за политику в деревне.
Слайд 15
Чтец 4. “Спит ковыль. Равнина дорогая…”
Д) Или вот он, простуженный, лежит, рассказывает спокойно о деревне и вдруг срывается с дивана, начинает изображать собрание сельсовета, где мужики
… почёсывая зад и перед
свою обсуживают жись.
Приводит тут же корявые, немытые слова, вроде:
“Ежели кто контрывулюцынеры, так это первые бабы – они пожар тушить не ходят”.
Рассказывает о спорах стариков из-за копеечной церковной свечки, про грязь, некультурность, отсталость деревни.
- Ну, нельзя, нельзя так дальше. Советская власть должна что-нибудь сделать. Так жить нельзя, - говорит он.
Да, на глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь. Что придёт ей на смену? Что ждёт Россию в будущем? Сумеют ли люди сохранить красоту природы, а значит – и род человеческий. Тревожны раздумья поэта.
Слайд16.
Е) Из истории создания отрывка “Сорокоуста”
Чтец 5. Отрывок из “Сорокоуста”(“ Видели ли вы, как бежит по степям…”)
Ж) Слово учителя. Что помогало ему спастись от “тоски мятежной”?
Слайд 17.
Он любил бывать с семьёй, подурачиться, повеселиться, пошалить. Оставшись один в комнате, он принимался за “уборку”: вытаскивал откуда-то школьные рисунки и развешивал их по стенам, а на карниз оконной занавески усаживал кошку, которая там нещадно мяукала. Всё это он делал в ожидании прихода родных: они же, как нарочно, долго не приходили, и кошку приходилось снимать с карниза, к большой досаде Есенина.
З) Дома он мог вырядиться в цилиндр, монокль и лакированные башмаки, разгуливая в них день-деньской по квартире.
- Сергей Александрович, зачем всё это вы надели?
- А так. Мне хорошо в этом, мне легче в этом, да, да. Мне лучше в этом, - ответит он.
И цилиндром, и моноклем, и лаковыми башмаками он укрывался от самого себя. Ведь он писал:
Я хожу в цилиндре не для женщин…
В нём удобней грусть свою уменьшив…
Вот именно, он укрывал этими вещами свою грусть и не скрывал: без этих чудачеств прожить на земле не может.
Возвращаясь из деревни в Москву, он брал с собой живую курицу, сажал её на голову и в таком виде приезжал на квартиру.
И) Но Есенин был не только шалуном, проказником. Он называл себя хулиганом. Он скандалил. Он сам говорил, что скандалы служили ему материалом для поэзии: “… и похабничал я, и скандалил для того, чтобы ярче гореть”.
Часто они вызывались просто озлоблением, ответом на то, что его прозвали скандалистом. Всё равно, мол, считают хулиганом, так уж буду хулиганить вовсю, чтобы небу жарко стало.
Мне осталась одна забава: пальцы в рот – и весёлый свист.
Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист.
Слайд18.
5. Звучит романс в исполнении А. Малинина “Мне осталась одна забава”
6. Слово учителя. Как он писал?
Обычно, когда он усаживался писать, он просил поставить на стол горячий самовар, который кипел всё время. Чаю он выпивал тогда много. Вино же исчезало из комнаты. Даже нарзану он не позволял ставить на стол, даже пустые бутылки выбрасывал. Ни разу ни одной строчки он не написал в нетрезвом состоянии.
К) Читать свои стихи до их напечатания было его потребностью. Он сам часто вызывался их читать. Прочитает и спросит: “Ну, как, ничего? Это так, маленькое”.
И когда ему скажешь, что это чудесное стихотворение и вовсе не маленькое, он полудоверчиво, наивно, по-детски посмотрит и спросит: “Да?” Так было со стихотворением “Годы молодые с забубенной славой”.
Лежал он тогда в Кремлёвской больнице после операции руки. Кстати, об истории с рукой теперь распространяются слухи всевозможного рода. В действительности дело обстояло так. Вместе с М. он ехал пьяный на извозчике по Брюсовскому переулку к себе домой. Дорогой у него слетела с головы шляпа. Он соскочил за ней с извозчика, спьяну ударился в окно какой-то сапожной мастерской, сильно порезав руку. М. довёз его до квартиры, где ему промыли руку и отвезли его в Шереметьевскую больницу. Рука оказалась сильно искалеченной, в умывальнике после промывания её плавали куски кожи и мяса, и в больнице руку оперировали. Вот история с рукой, которая подала повод к слухам, что Есенин якобы пытался вскрыть себе на руке вены и т.д. Из Шереметьевской больницы он был перевезён в Кремлёвскую.
Чтец 6. Стихотворение “Годы молодые с забубенной славой”.
Он не читал его, он хрипел, рвался изо всех сил с больничной койки, к которой он был словно пригвождён, он бил жёсткую кровать забинтованной рукой. Перед нами был не поэт, читающий стихи, а человек, который рассказывал жуткую правду жизни, который кричал о своих муках. Он закончил в изнеможении, опустился на подушки, провёл рукой по лицу, по волосам и сказал: “Это стихотворение маленькое, нестоящее оно”.
Не писать он не мог. А в промежутках между писаниями он хворал, пил…
Слайд 19.
Л) Учитель:
Вне стихов ему было скучно. Они словно высасывали из него все соки. Ведь к стиху своему он был очень требователен. Он пел не голосом, а кровью сердца, ибо считал, что: быть поэтом – это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души:
И он рубцевал себя, и задачу свою он видел не в том, чтобы соловьём распевать удовольствия ради. Соловей поёт, ему не больно, у него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого – жалкая смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово. Петь по-свойски, даже как лягушка.
Радостное волнение играло на его лице, губы как-то странно сжимались, когда он получал из издательства маленькие сборнички своих стихов. Он разглядывал их, перелистывал, показывал и говорил: - Это - что! Я вот скоро увижу первый том полного собрания. Вот это – здорово как будет.
Издание полного собрания сильно занимало его. Он заранее предвкушал удовольствие щупать первый том своих стихов и говорил: “Вот в России почти все поэты умирали, не увидев полного издания своих сочинений. А я вот увижу своё собрание. Ведь увижу”.
Он говорил это, пошевеливая большим и указательным пальцами, словно перелистывая страницы своих сочинений. А вся фигура и лицо его, озарённое, выражали какое-то притаённо-радостное ожидание.
Собрания своих сочинений он всё-таки не увидел…
Слайд 20. Бюст С. Есенина.
Жизнь Есенина была сложной, противоречивой, как он сам, как действительность, окружающая поэта:
Чтец7.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе – и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют. –
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Цветите, юные, и здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названием кратким “Русь”.
7. Романс на стихи С. Есенина “Гори, звезда моя, не падай” в современной обработке.
8. Сегодня мы не делаем никаких выводов. Пусть в вашем сердце останется то впечатление, которое у вас сложилось. Желаю успехов в написании сочинения и удовольствия от работы.