Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести ответственность за свои поступки, добиваться своей цели не силой и обманом, а умом и смекалкой.
Ход урока
Слово учителя: Сказки сочинялись в глубокой древности. Они передавались из уст в уста. В казахской народной сказке, как и в русской отражены мечты и чаяния народа, народные идеалы, которые возвышают человека, дают веру в свои силы, в будущее, увлекают достижимостью того, что кажется вроде бы невозможным”. Есть сказки . в которых рассказывается о бедных и богатых, о том, как простые люди оказываются умнее богатых. Такие сказки называются социально-бытовыми.
В чем отличие бытовой сказки от волшебной?
В бытовой сказке отсутствуют чудеса , нет волшебных предметов, чудесных помощников. В таких сказках высмеиваются лень, жадность, глупость, невежество. Они лаконичны, выразительны, в них содержится юмор.
Персонажем бытовой сказки является Алдар-Косе.
Кто такой Алдар-Косе?
1 ученик
Сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, глупцов и даже чертей. Ассоциируется с казахским Робином Гудом, но его оружие не лук и стрелы, а ум и слово. Фигурирует также в фольклоре киргизов, туркмен, узбеков и татар.
2 ученик
Аналогичные персонажи у других народов: Джоха — у арабов, Пулу-Пуги — у армян Ходжа Насреддин — у некоторых восточных народов, в том числе и у казахов (наряду с самим Алдаром-Косе), Омирбек — у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен, Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев Хитрый Пётр — у южных славян, Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя) — у евреев-ашкеназов, Пэкалэ — у румын.
Почему героя назвали Алдаром?
Отец Алдара — Алдан был бедным. Всю жизнь он пас байских овец. Утомленный тяжелой работой Алдан был в состоянии есть только лежа.
Так прошло много времени, но бывает и у бедняков в жизни радость. Послал аллах Алдану сына.
— Я назову моего мальчика Алдаром , ведь он родился во времена, когда развелось много мошенников. Может быть, он не позволит обманывать себя,— сказал Алдан.Убаюкивая сына, посланного ему на старости лет аллахом, Алдан жаловался: Много их, плутов, развелось, мальчик мой. Нету честным от них житья. Не найдя справедливости, мальчик мой, Не признал законы и я. Я измучен насилием, мальчик мой. За народ всей душой скорбя, чтобы стал ты заступником, мальчик мой, я Алдаром назвал тебя.
Мальчик быстро рос и радовал отца своей смышленостью. Однажды, слушая отца, он спросил:
— Отец, кто тебя обманул?
— Обманул меня бай — не заплатил за труд.
— Я накажу его.
— Не помог мне хан с черствой душой.
— Я ему отомщу.
— На базаре купцы и мошенники меня, беднягу, обманывали много раз.
— И на базар я проберусь, все золото у них отберу.
— Есть ходжа, есть мулла, шаманы и шайтаны. Воры, лекари, колдуны. Все они обманывают честных людей.
— Когда я вырасту, буду ездить по аулам и мстить всем мошенникам! — сказал Алдар.
Мальчик вырос, возмужал. И действительно: он стал мстить ворам и мошенникам всех мастей.
Что означает слово Косе после имени героя сказки?
Когда Алдар состарился, то покинул свой край и переехал во владения другого хана. Принял народ Алдара с почетом и отвел ему хорошее угодье. Разоренные баи, купцы, ишаны и ханы покинутой Алдаром страны решили отыскать насмешника и наказать его. Отобрали они самых хитрых и бывалых плутов, одели их в пестрые чапаны и отправили искать Алдара. Услыхал Алдар, что ездят какие-то люди из аула в аул, тайком наводят справки о нем. Зарезал он семь баранов, собрал к себе всех людей и стал угощать их.
— Люди добрые, — обратился Алдар собравшимся. — Занесла меня судьба в ваши края, и вы оказали мне большую честь. Но явился ко мне утром посланец всевышнего и сказал: “Жить тебе осталось полтора дня. Готовься!” А как готовиться? На том свете в котлах и треногах нужды, видимо, не будет. Хочу только приготовить себе могилу. После моей смерти не обмывайте меня, я сам омоюсь, надену смертный саван. Сегодня перед рытьем могилы я зарезал семь баранов, это будет погребальное. Поминки через семь и сорок дней проведут мои дети, это не входит в мои обязанности. А теперь пойдемте со мной копать мне могилу. Собравшиеся были удивлены.
— Пусть моя могила будет здесь, — сказал Алдар и указал на поляну, обсаженную деревьями.— При моей жизни жилищем моим была юрта с тундуком, пусть же и могила моя будет похожа на юрту. Могилу Алдар сделал круглую, сбоку устроил дверь, а сверху — отверстие. Ночью он принес пищи, воды, топлива на десять дней, кремень, фитиль и захватил косеу. На следующий день зарезал еще семь баранов, собрал народ, угостил и распрощался. Снял свою одежду, надел саван, простился с женой и детьми и вошел в могилу.
— Теперь заделайте дверь, почтите меня кораном и возвращайтесь к себе,— сказал Алдар. Исполнили люди погребальный обряд и вернулись домой. Через семь дней устроили Алдару поминки. Как раз в это время появились байские и ханские люди.
— Что тут происходит? — спросили они.
— Был у нас добрейший человек по имени Алдар. Прошло семь дней, как он умер, и мы устраиваем поминки,— ответили собравшиеся.
— Досадно!— сказали пришельцы. — Не попался он в наши руки живым!.. Давайте посмотрим его могилу... И они пошли к могиле Алдара. Взошли наверх и увидели отверстие.
— О всемогущий аллах! — сказали они.— Из его могилы идет дым. Многих достойных людей обидел он, а теперь за это горит в аду. Давайте каждый поиздеваемся над могилой этого нечестивца. Ну, начинай,— сказали они одному из своих. Только тот подошел к отверстию, как раскаленный косеу, шипя, прижег ему тело. Прикусил бедняга губу и как бешеный сбежал вниз.
— Ну как? — спросили его остальные.
Тот ничего не сказал, а указал лишь на отверстие могилы. Обжегся второй, третий, все байские и ханские люди, посланные за Алдаром. Не могли они даже сесть на своих коней и пришли к озеру. Зарезали коней и, питаясь их мясом, прожили на берегу озера до тех пор, пока не зажили ожоги. Потом пришли к хану, где жил Алдар. Стали они ему жаловаться и показали письмо своего хана. В это время вошел разодетый в шелковый халат неизвестный бай и попросил разрешения сесть. Усадил хан гостя на почетное место и за обильным угощением стал расспрашивать его о причинах визита.
— Почтеннейший великий хан! Я бай из страны Коп-жургена, зовут меня Косеу. В числе других несметных богатств осталось мне в наследство от отца шестьсот рабов. Из них шестьдесят отъявленных смутьянов сбежали и, грабя путников на больших дорогах, превратились в разбойников. Приехал я к вам по следам этих разбойников. Вот они сидят здесь. Все они имеют пометки на ягодицах раскаленным косеу. Если не верите мне, то разденьте их, проверьте. Вот этого я купил в стране такого-то хана, а тех вот у такого-то хана. А косеу, которым я сделал пометки, вот он,— и Алдар положил косеу перед ханом. Вызвал хан слуг и приказал раздеть “разбойников”. У каждого из них была пометка. Хан разгневался и посадил всех в глубокий зиндан.
— Что теперь с ними будешь делать, бай? — спросил хан.— Связать их и доставить в твою страну или продать и возвратить тебе золото?
— О великий хан! Если эти разбойники приедут обратно, то все равно не будут вести себя спокойно. Лучше продайте их и отдайте мне деньги,— сказал Алдар. Хан продал байских и ханских людей, а деньги отдал Алдару. Довольный Алдар вернулся в свой аул. С тех пор он получил прозвище Косе.
Составление характеристик
Алдар-Косе | Бай |
Приветливый | Злой |
Умный | Глупый |
Добрый | Жадный |
Смелый | Трусливый |
Скромный | Хвастливый |
Что придает сказке национальное своеобразие?
Мы встречаем много предметов и явлений национального быта, обряды, казахское гостеприимств, показан животный и растительный мир( юрта, тундук, косеу, зиндан, чапан, коран).Все это придает сказке национальное своеобразие.
Чтение и рассказывание сказок об Алдаре-Косе Приложение №1
Сказки сочиняли люди разных национальностей, но как мы убедились, понятия о добре и зле у всех народов одинаковые. Поэтому сказки разных народов понятны и интересны всем, они учат нас, каким надо быть, что хорошо, а что плохо. Все народы земли всегда мечтают о хорошей жизни, о торжестве справедливости и добра на земле. Вот поэтому в сказках всегда хороший конец, а добро всегда побеждает зло.
Дома учащиеся выполняют творческую работу: продолжают сюжетную линию, составляют синквейн.