Урок литературы по теме "Роль художественных средств выразительности в произведении В.П. Астафьева "Слезы тигра"

Разделы: Литература


Цель урока: при помощи художественных средств выразительности определить и сформулировать идею произведения.

Оборудование: портрет В.П.Астафьева, выставка книг, фотографии животных, литературоведческий словарик (на каждом столе).

Ход урока: В начале урока сообщаю, что В. П. Астафьев, наш земляк и современник, талантливый писатель, в своих произведениях, он говорит о проблемах своего времени, о том, что его волнует и тревожит.

Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.

- Как учитель литературы я знаю, что самое трудное на уроках литературы – это литературоведческий анализ текста и создание своей творческой работы по художественному произведению, одним из видов которой является интерпретация. Интерпретация - это ваше самостоятельное суждение, которое вытекает из анализа и оценки произведения. Наш сегодняшний с вами урок – очень короткое общение, это только ступенька, которая приблизит вас к этому виду работы. А наша задача сегодня поработать с художественными средствами рассказа В.П.Астафьева “Слезы тигра”, попробовать обозначить их роль в рассказе, поэтому тема нашего урока звучит так: “Роль художественных средств выразительности в произведениях Астафьева”

- Как вы считаете, с чего начинается анализ и понимание художественного текста? (Чтение и восприятие его)

- Ребята, постарайтесь по ходу знакомства с текстом, определить тему произведения.

- Давайте вспомним, что такое тема? (Тема – круг жизненных явлений, изображенных в произведении, круг событий, образующих жизненную основу произведения, то, о чем говорится в произведении.)

Чтение текста.

- Какие чувства вызывает у вас этот рассказ? (Боль, жалость, злость, сочувствие)

- Почему рассказ тревожит наше сердце? (Автор пишет о гибель зоопарка, о страданиях животных, об их беспомощности и халатности человека)

- Исходя из того, что вы мне сказали, из вашего первоначального восприятия, сформулируйте тему.

Тема: “Отношение человека к братьям нашим меньшим”.

- Гораздо труднее определить идею произведения. Что такое идея? (Идея – основная мысль произведения)

Каждый раз, когда дети устно проговаривают термины, учитель обращает их внимание на записанные на доске литературоведческие понятия: тема, идея, интерпретация.

- Ребята, понять и сформулировать идею этого произведения нам помогут художественные выразительные средства.

- Взгляните в литературоведческий словарик, он перед вами, я напоминаю только те средства, которые встретятся в рассказе: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение. Если вы забыли, вы видите, справа написаны определения, они помогут вам вспомнить.

- Начнем, пожалуй, с композиции, т.е. с построения. Давайте посмотрим, какие части в рассказе можно выделить? (3 части)

- Я хочу помочь вам и обратить ваше внимание, что в 1 части автор рассуждает о состоянии общества на современном этапе, а в частности о бездумном подражании, которое он, используя просторечную лексику, как называет? (Обезьянничание)

- А скажите, пожалуйста, какие еще стилистически окрашенные слова вы видите? (Народишко, суффикс ишк – имеет уничижительное значение, автор испытывает презрение, недовольство деятельностью властей; ленивый, вороватый – эпитеты подчеркивают негативное отношение автора)

- Какие глаголы несут оценку отрицательной деятельности людей? (Захудал, убухал - неспособность трудиться, поналадили – понаковали – позагоняли; спесь властей возросла – метафора)

– Какую роль играет приставка по- ? Почему повторяется 3 раза? (Усиливает значение действия глагола много и как попало, зря сделали)

–Какое сочетание слов подчеркивает хозяйственную бездумность людей? (Не знают, не ведают)

- Как автор называет будущих жителей зоопарка? (Пленное поголовье, невольники – эпитет)

- Таким образом, мы проанализировали 1 часть. Может вы сами попробуете сформулировать микроидею этой части? (Микроидея 1 части – негативное отношение автора к “слепому подражанию”, к деятельности людей)

- Итак, ребята, мы уже видим четко обозначенную позицию автора: он против слепого подражания, т.е. обезьянничания. Оно, по замыслу автора, не просто плохо само по себе, но и может привести к трагедии. В 1 части мы ощущаем тревогу, которая во 2 части обернется трагедией.

- О чем автор рассказывает далее? (О положении животных в зоопарке)

- О какой трагедии идет речь? (О пожаре, о том, что это явление закономерное, мы узнаем во 2 части)

-Как автор об этом говорит? (Прежде всего, он описывает положение животных в зоопарке)

- Почему Астафьев намеренно использует сниженную лексику, он не просто сказал: “доглядывали халатно”, а “наплевательски”? (Сниженная лексика подчеркивает наивысшую степень унижения животных: даже тигру стыдно за себя; автор использует художественные средства: эпитет - гордый тигр; медведь... прося подаяние – олицетворение)

- Найдите оценочные глаголы, подтверждающие наивысшую степень унижения животных. (Животные захудали, шерсть свалялась, повылазила, перо посекло, потух хищно горящий взор - эпитет)

- А среди перечисленных сочетаний слов найдите художественно выразительные средства.

- Самый яркий образ в описании зверей – тигр. (Он гордый, ему стыдно за себя, за свое положение)

- Так что же собой представляет зоопарк, какое художественное средство использует автор, говоря о нем? (Жуткое узилище – метафора)

- Какое отношение автор испытывает к обитателям зоопарка, называя, их собратья наши? (Боль, горечь, сострадание)

- И вот как следствие этого наплевательского отношения – пожар в зоопарке.

- Давайте прочитаем еще раз самый напряженный момент рассказа, его кульминацию.

Чтение.

- Что самое страшное в этой части? (То, что заживо горят животные по халатности людей, никто им не может помочь, выпустить их невозможно, т.к. сами они опасны для людей)

- С помощью, каких художественных средств автор создает картину пожара? (Сравнение: слезы, во, с мой ноготь; птицы горели, как тетрадные листочки, т.е. мгновенно. Олицетворение: тигр плакал, медведь плакал, жирафа плакала и звала кого-то слабым детским блеянием, трубно ревели верблюды.)

- Какой глагол повторяется? Зачем автор так подробно описывает картину пожара? (Плакал; да, животные сгорают заживо и плачут, как люди. Плачут по-разному, но об одном: о помощи. Они погибают, не дождавшись помощи от людей, их люди обрекли на гибель. Это олицетворение, несколько раз повторенное, усиливает эмоциональное воздействие)

- Таким образом, мы увидели, что большую нагрузку в раскрытии и понимании микроидеи несут художественно выразительные средства: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Давайте вспомним, какую роль они сыграли во 2 части? (Помогли увидеть страшное положение животных, халатное бездушное и безответственное отношение людей к братьям нашим меньшим, почувствовать трагедию живых существ.)

- Это и будет микроидея 2 части.

- В заключении автор сам берет слово и говорит с читателем от первого лица.

– Ребята, о чем он говорит? Прочитайте эту часть, подчеркните ключевые слова, которые вам кажутся важными, главными. (Тихое чтение)

- Что вы здесь явно видите, какие мысли, чувства передает автор? (Гневное осуждение рода человеческого, его бездушие, безмозглость)

- Ребята, это тоже прием, когда автор обращается к читателю от 1 лица и говорит о наболевшем, о том, что его тревожит, о чем болит его душа. (Мы видим, что автор не отделяет себя от людей, даже тех, которые строили зоопарк, он говорит о причастности ко всему роду человеческому, об ответственности людей)

- Какая микроидея этой части? (Ответственность человека за свои поступки)

- Вы помните, для чего мы с вами разбираем рассказ? Правильно, мы должны прийти к пониманию идеи рассказа.

- Посмотрите на названия рассказа, это тоже поможет определить идею рассказа, ведь само название – это троп-олицетворение.

- Итак, мы постарались проанализировать рассказ, обратив внимание на композицию, на художественные средства такие, как метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, на стилистически окрашенную лексику, я думаю, все это поможет вам сформулировать идею рассказа.

-Я даю вам 5 минут, попробуйте тезисно записать идею рассказа.

Чтение (2 работы).

(Слезы тигра – это слезы всех животных, которых люди “позагоняли” в клетки, “вселили в них страх и трусость”, “сделали коварными”, “приручили их, сделав рабами”. И все это для развлечения, “чтоб вживе видеть дикую природу”. Астафьев говорит о нежелании человека задумываться, что же он творит, о нежелании “тревожить свое нежное сердце”. “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Животные - это наши братья меньшие, но все чаще люди забывают об этом, и автор призывает читателя стать добрее, проявлять милосердие к братьям нашим меньшим. Писатель осуждает человека за бездушие, халатность и равнодушие.)

- Ребята, посмотрите, как перекликаются слова известного русского поэта Сергея Есенина и французского писателя Экзюпери с той идеей, которую мы с вами сформулировали.

(Зачитать на доске.

“И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове” С. Есенин.

“Мы в ответе за тех, кого приручили” А.Экзюпери)

- Эти слова могут быть эпиграфом к теме об отношении человека к животным нашего сегодняшнего рассказа “Слезы тигра” В.П.Астафьева.

- Ребята, мне кажется, что к теме рассказа может быть и музыкальный эпиграф. Я предлагаю вам послушать голоса природы.

- А какое отношение будет иметь этот эпиграф к теме нашего урока? (Мы слышим гармонию, эту гармонию человек разрушать не должен)

- Ребята, я думаю, что наше сегодняшнее занятие вы провели с пользой для себя, вы учитесь писать разные творческие работы и наш урок это только ступенька, которая вам поможет освоить этот вид работы.