Цели урока:
образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи;
развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;
воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
Тип урока: урок открытия нового знания (анализ поэтического текста А.А. Фета).
Оборудование:
1) учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной,
2) карточки с литературными терминами,
3) компьютер,
4) мультимедийная установка,
5) таблица с заданиями по тексту.
Дети заранее поделены на группы в зависимости от их задания:
“Библиографы” изучали биографию А.А. Фета, используя учебник, Интернет, составляли презентацию.
“Теоретики” подготовили карточки (“сорбонки”) по определенным средствам выразительности речи, карточки с терминами:
ЛИРИКА
Рифма - созвучие последних слогов каждой строки.
Особая форма (стихотворная).
Строфа - сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью.
Ритм создается чередованием строф, строк, стоп.
Стопа – группа слогов в стихе.
Средства выразительности речи.
Лирика о природе - пейзажная лирика.
Лирика о мире человека - лирика сюжетная.
Лирический герой.
“Творческая группа” подобрала музыку, иллюстрации.
Учитель приготовил карточки для рефлексии:
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Я понял, что…
Я для себя открыл…
Мне понравилось…
На уроке мне было…
Ход урока
1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается не совсем обычно. Посмотрите, что нам приготовили ребята из Творческой группы (на экран проецируются портрет А. А. Фета и репродукции картин, посвященных зиме).
Звучит музыка П. И. Чайковского.
- Подумайте, что объединяет репродукции картин? (Их объединяет то, что на всех изображена природа. Они все посвящены одной теме – зима).
- Где ещё мы можем встретить изображение природы? (Мы можем встретить изображение природы в искусстве, литературе, в стихах).
- Картины написаны красками, а стихотворения – словами.
2. Постановка проблемы:
Наша задача – рассмотреть лирическое произведение как средство выражения чувств человека через восприятие природы.
Запишите в тетради тему урока и эпиграф к нему:
А.А. Фет. Лирическое стихотворение “Чудная картина”.
…Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
- Вспомните, что характерно для лирики? Составляем схему.
(На экране появляются слова- термины, приготовленные “Теоретиками”)
ЛИРИКА (ответы учеников)
Рифма - созвучие последних слогов каждой строки.
Особая форма (стихотворная).
Строфа - сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью.
Ритм создается чередованием строф, строк, стоп.
Стопа – группа слогов в стихе.
Средства выразительности речи.
Лирика о природе - пейзажная лирика.
Лирика о мире человека - лирика сюжетная.
Лирический герой.
Учитель: Казалось бы, зачем спорить о стихах, которые рисуют Родину, родную природу: любой из них может нравиться или не нравиться тем, как оно рисует знакомые картины, насколько заденет ваши чувства. Здесь уместно вспомнить слова поэта 20 века Николая Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
- Нужно вслушаться в слово поэта, чтобы понять его чувства.
Звучат вопросы учителя:
- Кому нужна лирика? Для чего нужна лирика?
На них мы должны сегодня ответить.
- Но сначала мы должны узнать об авторе.
“Библиографы” знакомят нас с биографией А.А. Фета и его творчеством (здесь возможна и презентация, выполненная учениками).
- Во время рассказа можно в тетрадях делать записи интересных для вас фактов жизни А.А. Фета (и самостоятельно из учебника).
- Внимательно прочитайте последний абзац из статьи в учебнике.
Подумайте над вопросом: что характерно для поэзии А.А. Фета.
Запишите.
Для поэзии А.А. Фета характерно:
красота в природе,
красота в отношениях людей, в движении человеческого сердца.
В строках лирики Фета зримо присутствует пейзаж средней полосы России. И этого было бы достаточно, чтобы имя его запечатлелось в истории нашей литературы. Но А.А. Фет ставил цель ещё более грандиозную: за полем в прямом смысле этого слова мы должны увидеть поле души человеческой.
3. Анализ стихотворения
Ученик из Творческой группы рассказывает наизусть стихотворение “Чудная картина”, напомнив вначале всем, что стихотворение было написано в 1842 году.
- Понравилось ли вам чтение стихотворения вашим товарищем? Обоснуйте ваш ответ.
- Обратите внимание на заголовок стихотворения. О чем говорит слово “картина”? (О чем-то, что нарисовано художником).
- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.
Картина – изображение статическое, без движения,
- Подумайте, разве перед вами статическое изображение? (Нет)
Распределение по группам для работы с текстом. На экране появляется таблица заданий.
- Определите круг ваших наблюдений. (Необходимо рассмотреть текст с точки зрения морфологии и синтаксиса).
Группа | Задание | Предполагаемые ответы |
1 группа | Установите, сколько предложений в стихотворении. | Одно предложение. |
2 группа | Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их. | 8 существительных. 8 прилагательных. |
3 группа | Распределите части речи по столбикам. | В два столбика. |
4 группа | Определите, что необычного в этом стихотворении. | В стихотворении отсутствуют глаголы. |
Ответы тоже записываем в тетрадь.
- Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной?
(Отсутствие глаголов не делает картину статичной. Существительное “бег” помогает понять, что всё живет, движется).
- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины? Обоснуйте свой ответ (задание для сильных учеников).
(“Белая равнина” – это то, что человек видит перед собой. “Полная луна”, “ свет небес высоких” – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. “И блестящий снег” - наш взгляд скользит вниз. “И саней далеких одинокий бег” – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке).
- Какие средства выразительности речи вы здесь встретили?
(В стихотворении встречаются эпитеты, инверсия).
“Теоретики” открывают свою карточку с данным словом, напоминают всем, что такое эпитет, инверсия.
- Запишите в тетрадь следующее:
Эпитеты – высоких, далеких.
Инверсия – небес высоких, саней далеких.
- Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться легкости стихотворного ритма?
Ответ: Ритм создается чередованием строф, строк, стоп. Здесь наблюдается перекрестная рифма. Чередуются ударные и безударные слоги в равной степени. (Задание для сильных учеников)
4. Задания для творческой работы.
Учитель:
- Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. “Одинокий бег” - это ощущения автора или самого седока, т.е. лирического героя. Это и восторг перед “чудным” миром зимней природы, это и грусть среди безлюдья.
- Как вы думаете, что почувствовал лирический герой, увидевший эту картину зимней ночью? Какая картина открывается перед мысленным взором автора?
Что вы почувствовали, о чем подумали при чтении стихотворения? Какие чувства вызывает у человека общение с природой?
Предполагаемый ответ: общение с природой пробуждает ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, вызывает восторг перед “чудным” миром зимней природы и грусть среди безлюдья.
В своих тетрадях напишите сочинение - миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих ассоциациях.
Некоторым ученикам можно предложить трафарет сочинения:
- Поэт в начале стихотворения изображает__________, в финальной части появляется образ ______ иной окраски:_______, ________.
- Если вначале перед нами разворачивается (какая?) ________ картина, наше внимание невольно останавливает такой образ:_______, то затем происходит резкая перемена: поэт изображает _______, чтобы его чувства стали понятны нам: ____________.
Звучит музыка. Ученики пишут свои сочинения.
- Если хотите, прочитайте нам свое сочинение. Можете сказать, чьё сочинение понравилось и почему?
Вывод. А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: как грустно быть одному, как нуждается каждый из нас в заботе и участии.
Мы с вами попытались ответить на вопросы: кому нужна лирика и для чего нужна лирика.
5. Рефлексия. У вас на партах лежат карточки. Продолжите предложения написанные в них.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Я понял, что…
Мне понравилось…
Я для себя открыл…
На уроке мне было…
6. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Создать свою иллюстрацию к стихотворению.
- Прочитать в учебнике стихотворения А.А. Фета.