Урок литературы по теме "Творчество А.А. Фета". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи;

развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Тип урока: урок открытия нового знания (анализ поэтического текста А.А. Фета).

Оборудование:

1) учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной,

2) карточки с литературными терминами,

3) компьютер,

4) мультимедийная установка,

5) таблица с заданиями по тексту.

Дети заранее поделены на группы в зависимости от их задания:

“Библиографы” изучали биографию А.А. Фета, используя учебник, Интернет, составляли презентацию.

Теоретики” подготовили карточки (“сорбонки”) по определенным средствам выразительности речи, карточки с терминами:

ЛИРИКА

Рифма - созвучие последних слогов каждой строки.

Особая форма (стихотворная).

Строфа - сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью.

Ритм создается чередованием строф, строк, стоп.

Стопа – группа слогов в стихе.

Средства выразительности речи.

Лирика о природе - пейзажная лирика.

Лирика о мире человека - лирика сюжетная.

Лирический герой.

“Творческая группа” подобрала музыку, иллюстрации.

Учитель приготовил карточки для рефлексии:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я понял, что…

Я для себя открыл…

Мне понравилось…

На уроке мне было…

Ход урока

1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается не совсем обычно. Посмотрите, что нам приготовили ребята из Творческой группы (на экран проецируются портрет А. А. Фета и репродукции картин, посвященных зиме).

Звучит музыка П. И. Чайковского.

- Подумайте, что объединяет репродукции картин? (Их объединяет то, что на всех изображена природа. Они все посвящены одной теме – зима).

- Где ещё мы можем встретить изображение природы? (Мы можем встретить изображение природы в искусстве, литературе, в стихах).

- Картины написаны красками, а стихотворения – словами.

2. Постановка проблемы:

Наша задача – рассмотреть лирическое произведение как средство выражения чувств человека через восприятие природы.

Запишите в тетради тему урока и эпиграф к нему:

А.А. Фет. Лирическое стихотворение “Чудная картина”.

…Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

- Вспомните, что характерно для лирики? Составляем схему.

(На экране появляются слова- термины, приготовленные “Теоретиками”)

ЛИРИКА (ответы учеников)

Рифма - созвучие последних слогов каждой строки.

Особая форма (стихотворная).

Строфа - сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью.

Ритм создается чередованием строф, строк, стоп.

Стопа – группа слогов в стихе.

Средства выразительности речи.

Лирика о природе - пейзажная лирика.

Лирика о мире человека - лирика сюжетная.

Лирический герой.

Учитель: Казалось бы, зачем спорить о стихах, которые рисуют Родину, родную природу: любой из них может нравиться или не нравиться тем, как оно рисует знакомые картины, насколько заденет ваши чувства. Здесь уместно вспомнить слова поэта 20 века Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

- Нужно вслушаться в слово поэта, чтобы понять его чувства.

Звучат вопросы учителя:

- Кому нужна лирика? Для чего нужна лирика?

На них мы должны сегодня ответить.

- Но сначала мы должны узнать об авторе.

“Библиографы” знакомят нас с биографией А.А. Фета и его творчеством (здесь возможна и презентация, выполненная учениками).

- Во время рассказа можно в тетрадях делать записи интересных для вас фактов жизни А.А. Фета (и самостоятельно из учебника).

- Внимательно прочитайте последний абзац из статьи в учебнике.

Подумайте над вопросом: что характерно для поэзии А.А. Фета.

Запишите.

Для поэзии А.А. Фета характерно:

красота в природе,

красота в отношениях людей, в движении человеческого сердца.

В строках лирики Фета зримо присутствует пейзаж средней полосы России. И этого было бы достаточно, чтобы имя его запечатлелось в истории нашей литературы. Но А.А. Фет ставил цель ещё более грандиозную: за полем в прямом смысле этого слова мы должны увидеть поле души человеческой.

3. Анализ стихотворения

Ученик из Творческой группы рассказывает наизусть стихотворение “Чудная картина”, напомнив вначале всем, что стихотворение было написано в 1842 году.

- Понравилось ли вам чтение стихотворения вашим товарищем? Обоснуйте ваш ответ.

- Обратите внимание на заголовок стихотворения. О чем говорит слово “картина”? (О чем-то, что нарисовано художником).

- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.

Картина – изображение статическое, без движения,

- Подумайте, разве перед вами статическое изображение? (Нет)

Распределение по группам для работы с текстом. На экране появляется таблица заданий.

- Определите круг ваших наблюдений. (Необходимо рассмотреть текст с точки зрения морфологии и синтаксиса).

Группа Задание Предполагаемые ответы
1 группа Установите, сколько предложений в стихотворении. Одно предложение.
2 группа Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их. 8 существительных.

8 прилагательных.

3 группа Распределите части речи по столбикам. В два столбика.
4 группа Определите, что необычного в этом стихотворении. В стихотворении отсутствуют глаголы.

Ответы тоже записываем в тетрадь.

- Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной?

(Отсутствие глаголов не делает картину статичной. Существительное “бег” помогает понять, что всё живет, движется).

- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины? Обоснуйте свой ответ (задание для сильных учеников).

(“Белая равнина” – это то, что человек видит перед собой. “Полная луна”, “ свет небес высоких” – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. “И блестящий снег” - наш взгляд скользит вниз. “И саней далеких одинокий бег” – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке).

- Какие средства выразительности речи вы здесь встретили?

(В стихотворении встречаются эпитеты, инверсия).

“Теоретики” открывают свою карточку с данным словом, напоминают всем, что такое эпитет, инверсия.

- Запишите в тетрадь следующее:

Эпитеты – высоких, далеких.

Инверсия – небес высоких, саней далеких.

- Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться легкости стихотворного ритма?

Ответ: Ритм создается чередованием строф, строк, стоп. Здесь наблюдается перекрестная рифма. Чередуются ударные и безударные слоги в равной степени. (Задание для сильных учеников)

4. Задания для творческой работы.

Учитель:

- Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. “Одинокий бег” - это ощущения автора или самого седока, т.е. лирического героя. Это и восторг перед “чудным” миром зимней природы, это и грусть среди безлюдья.

- Как вы думаете, что почувствовал лирический герой, увидевший эту картину зимней ночью? Какая картина открывается перед мысленным взором автора?

Что вы почувствовали, о чем подумали при чтении стихотворения? Какие чувства вызывает у человека общение с природой?

Предполагаемый ответ: общение с природой пробуждает ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, вызывает восторг перед “чудным” миром зимней природы и грусть среди безлюдья.

В своих тетрадях напишите сочинение - миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих ассоциациях.

Некоторым ученикам можно предложить трафарет сочинения:

  1. Поэт в начале стихотворения изображает__________, в финальной части появляется образ ______ иной окраски:_______, ________.
  2. Если вначале перед нами разворачивается (какая?) ________ картина, наше внимание невольно останавливает такой образ:_______, то затем происходит резкая перемена: поэт изображает _______, чтобы его чувства стали понятны нам: ____________.

Звучит музыка. Ученики пишут свои сочинения.

- Если хотите, прочитайте нам свое сочинение. Можете сказать, чьё сочинение понравилось и почему?

Вывод. А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: как грустно быть одному, как нуждается каждый из нас в заботе и участии.

Мы с вами попытались ответить на вопросы: кому нужна лирика и для чего нужна лирика.

5. Рефлексия. У вас на партах лежат карточки. Продолжите предложения написанные в них.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я понял, что…

Мне понравилось…

Я для себя открыл…

На уроке мне было…

6. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Создать свою иллюстрацию к стихотворению.
  3. Прочитать в учебнике стихотворения А.А. Фета.