Урок литературы по теме "Сейчас все о теле заботятся, а о душе забыли…" (по рассказу Б.Васильева "Холодно, холодно…")

Разделы: Литература


Цели:

  • обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;
  • формировать у учащихся навыки анализа литературного эпизода; характеристики литературного героя; сравнительной характеристики персонажей и наблюдения за речью героев;
  • способствовать становлению духовного мира школьников через развитие их представления о главных нравственных понятиях: добре, честности, верности и др.

Оборудование: портрет Б.Васильева, выставка его книг

Ход урока

Эпиграф: “Если ты равнодушен к страданиям других. Ты не заслуживаешь названия человека” (М.Саади – персидский поэт)

“Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть” (А.П.Чехов)

1. Слово учителя.

Родился 21 мая в Смоленске в семье военнослужащего. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках. После войны окончил Военную академию бронетанковых войск (1948), служил в армии, был инженером-испытателем транспортных машин на Урале. Литературный дебют Б.Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса "Офицер", затем следующие - "Стучите и откроется" (1939), "Отчизна моя, Россия" (1962). В 1969 в печати появляется повесть "А зори здесь тихие", принесшая автору широкую известность. Сегодня Б.Л. Васильев уже пожилой человек, он продолжает писать рассказы и повести. Поэтому особенно интересно, как он, наш современник, думает о людях и мире, что считает главным в нас с вами.

2. Вызов.

Сегодня мы с вами познакомимся с его рассказом “Холодно, холодно…”

- Какие ассоциации у вас вызывает название рассказа?

- Посмотрите на слова, записанные на доске. (Слова из рассказа)

Тупое широкое рыло…

Хмурый октябрьский вечер

Добродушно болтливый шофер

Солдат-первогодок

Взаимное охлаждение

Дурная молодежь пошла

Роль энтузиаста-передовика

Девушка в светлом плаще

Нежное тело на мороженом мясе

Замолкнув навсегда

- Предположите, о чем пойдет речь в рассказе?

(Попробуйте придумать свой рассказ, включив в него эти словосочетания.)

- Название рассказа дано в кавычках. Возможно это чьи-то слова.

- Предположите, кто бы мог их сказать?

3. Осмысление. Чтение со стопами. Кластер.

Учитель читает текст.

Издалека донесся глухой натужный стон. Он рос, выравнивался, наполнялся мощью, постепенно перерождаясь в строгий, выверенный рев сотен лошадиных сил. Тяжко задрожала земля, с придорожных елей посыпались иглы, смолкли птицы и звери, и из тумана показалась машина. Она не рвалась вперед, пожирая километры, не вздыхала, похрустывая от перегрузки — она надвигалась солидно и неотвратимо, точно была явлением стихий, а не результатом человеческого труда. Тупое широкое рыло равнодушно взирало на мир зарешеченными глазницами фар, кабина напоминала кафе, а за нею вырисовывалось огромное сооружение без окон и продухов, зашитое в алюминий и выкрашенное сверкающей серебристой краской.

Это был всего-навсего гигантский холодильник, а как-то не верилось, что такое чудовище может быть предназначено для мирной перевозки продуктов. Скорее можно было предположить, что это — передвижная бойня, цех по убийству скота: что в него не грузят замороженные туши, а сами туши — еще живые, теплые, еще умеющие страдать и бояться смерти — покорно идут в оцинкованное нутро, едва переступая дрожащими от ужаса ногами…

Рефрижератор показался из плотного мокрого тумана хмурым октябрьским вечером на пустынном шоссе. Машина двигалась неспешно, держась ближе к осевой линии, но сразу притерлась к правой обочине, как только одинокий пешеход неуверенно поднял руку. Это был солдат-первогодок в выгоревшем за лето мятом мундире. На обветренном лице кое-где и кое-как рос белый пушок, светлые глаза смотрели сквозь толстые очки с юношеской готовностью.

- Какие наши предположения подтвердились?

- Посмотрите на эпитеты-сравнения, метафоры, которые автор использует для описания машины-рефрижератора. В них как бы заключено предупреждение о трагической развязке.

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Читаем со слов “-Защитникам отечества! — весело приветствовал солдата шофер. — Далеко собрался?

До слов “— Маменькин сынок, сразу видать”.

- Почему шоферу не понравился солдат?

- Что вы вкладываете в понятие “маменькин сынок”?

- Составьте кластер – описание водителя и шофера.

Читаем со слов “Но спросил вполне благожелательно…” до слов “Зажглась лампочка, и случайные попутчики смогли впервые как следует рассмотреть друг друга”.

- Что они увидели, когда зажглась лампочка?

Читаем текст дальше.

Солдат оказался совсем неказистым воином: худым, длинношеим, узкоплечим и чересчур уж тихим. А добродушно болтливый шофер выглядел довольным жизнью плотным здоровяком, любившим, вероятно, вкусно поесть, сладко поспать и уютно поковыряться в какой-нибудь несложной домашней технике. И если в солдате чувствовалось неуменье быстро завязывать знакомства, то водитель, наоборот, был чрезвычайно общителен. Они были противоположностью, но противоположностью не дополняющей друг друга, а как бы вычитающей что-то. И поэтому разговор не вязался, несмотря на общую еду.

- Они - противоположность, но противоположность не дополняющая друг друга, а как бы вычитающая что-то.

- Если два человека полные противоположности, что может произойти между ними?

- Дополните кластер характеристики героев.

Читаем со слов “— Ешь, ешь, нажимай, — скорее уже по привычке угощал водитель. — Солдату всегда жрать охота, по себе знаю” до слов “Разговор вел к взаимному охлаждению, а впереди ждала дорога, и старший первым забил отбой…”

Шофер, по сути, пережиток того времени, когда творческий и интеллектуальный труд в обществе не ценился, когда интеллигенция была лишь прослойкой общества стоящего из рабочих и крестьян. Но это только одна сторона медали.

- А какова другая сторона медали. Это конфликт между кем и кем? (Конфликт отцов и детей).

- Найдите в тексте подтверждение тому, что шофер вообще крайне негативно и враждебно настроен по отношению к искусству и культуре.

1) “Да пустое это все, - проворчал шофер. - Художники, живопись. Сейчас техника все решает. Я, например, слайды уважаю, а пленку - нормальный “кодак”, заметь, - за кордоном беру. Кто – шмутье, а я - пленку… Выбрал видок, щелкнул – ну и какая живопись сравнится? Видел я этих художников: сидят целый день, срисовывают, а я щелк – и пожалуйста”.

2) “Искусство служит народу, слыхал? Я с работы прихожу, так мне отдохнуть дай, отвлеки, юморок там, Леонова или Райкина. А то мы вкалываем как звери, а артисты эти для себя всякие трагедии в постановках разыгрывают. Знаешь, как это называется? Это называется искусство для искусства, усек?”

Читаем со слов “— Лучше расскажи, из-за кого в самоволку сорвался...” до слов “И опять нависло молчание”.

- Как отзывается о молодежи шофер?

- На основании чего он так говорит? (Дочь) (А дочери все мало)

- Действительно, почему так происходит: родители из сил выбиваются, кормят, поят, вещи дорогие покупают, от себя последний кусок отнимают – все отдают детям, а детям все равно мало?

- Кто виноват, а кто прав?

- Человек, у которого вещизм преобладает над разумом и душой – опасен.

- Чем он опасен?

Читаем со слов “Уютно урчал мотор, чуть покачивались сиденья, веяло расслабляющим теплом” до слов “-Мама говорит, что сейчас все о теле заботятся, а о душе забыли. А прежде о душе больше думали. — Чего?.. — Шофер с искренним изумлением уставился на пассажира. — Да ты никак сектант, что ли? Что ты мелешь, какая душа…”.

- Подчеркните слова, характеризующие героя произведения.

- Как в словах героя проявляется его характер?

Еще раз обратим внимание на морально-нравственный облик шофера.Перед нами “человек без души”, хам и стяжатель. 

Вот его лексикон: “сувенирчик”, “брюхо”, “мои кореша”, “докторишко”, “усек”, “я - рулило”, “жрать охото”, “хлипкий ты, тебе в интеллигенцию надо”, “художник от слова “худо”, “классная пленочка”, “выбрал видок”, “будет тебе баллон на меня катить”, “полный порядочек”, “чтоб все путем”, “я ни хрена не боюсь”, “то да се”, “режимчик - и нормалек”; а в финале мы вообще изумляемся: “Подонок ты, сволота, гад”, “Сволочь! Гадина! Падла!”.

Если исходить только из речевой характеристики, то перед нами одновременно и уголовник, и “новый русский”, но никак не представитель “рабочего класса”, к коему шофер себя старается причислить.

Читаем со слов “Машина не ощутила сопротивления, не вздрогнув, не звякнув, солдат ничего не расслышал, и только водитель опытным ухом и чуть дернувшимся рулем уловил неладное. И сразу нажал на тормоз” до слов “И замолчал: на мокром асфальте у ног водителя неподвижно лежала девушка в светлом плаще. Рядом ручкой вверх валялся пестрый складной зонтик, чуть раскачиваясь то ли от ветерка, то ли еще по инерции”.

- Что произошло?

- Как поступите вы в данной ситуации?

- Что произойдет дальше?

- Как поступит водитель? А солдат?

Именно в момент разговора о душе шофер сбивает на дороге девушку. Но она еще жива, ее можно спасти. Однако шофер не торопится, он не может допустить, чтобы она осталась жива, иначе он окончательно “засветится”. И тогда: пропала его карьера, пропала его прибыль, деньги и сувенирчики - всему придет крах. Не в его моральных принципах спасать жизнь другого человека. Он бездушен и не склонен ни к милосердию, ни к помощи. Он сознательно идет на второе убийство, потому что ему не нужны свидетели.

Читаем со слов “— Что с ней?” до слов “И обмер…”.

- Что увидел водитель?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Читаем дальше со слов “на мороженых тушах сидела девушка, судорожно кутаясь в перепачканный плащ. Синие губы ее мелко дрожали” до слов “И только рев сотен лошадиных сил долго еще доносился из тумана, все слабея, переходя в стон и наконец замолкнув навсегда”.

- Как сложится дальнейшая судьба шофера?

- Как вы относитесь к поступку героя?

Солдат-первогодок ничего не может сделать, он бессилен перед преступлением, и потому прекрасно осознает как свой конец, так и конец девушки. “Он плакал от ужаса, от не оставляющего его видения нежного тела на мороженом мясе, от беспомощности и жалости”.

Последние абзацы рассказа вызывают и ужас, и отчаяние, и ненависть к шоферу, и боль за человеческую душу:

  1. “Шофер неторопливо взял солдата за плечи, проволок по грязи и рывком сбросил в переполненный водой кювет. Солдат попытался встать, забился, и они оба оказались в воде. Но водитель был посильнее и потяжелее: пригнул солдата, запихал в воду, навалился. Обождал, когда с бульканьем выйдет воздух, когда окончательно перестанет содрогаться тело, и выбрался на шоссе”[3.550].
  2. “... на мороженый тушах сидела девушка, судорожно кутаясь в перепачканный плащ. Синие губы ее мелко дрожали. “Х-Холодно, - с трудом выговорила она. - Холодно, холодно, холодно...” Шофер с грохотом захлопнул створки ворот”.., “обождал немного”, “постоял, долго и настороженно вслушиваясь в туман”, “еще раз осмотрел запоры, медленно побрел вдоль кювета”, “хлопнул дверцей” - и машина-цех “скрылась в густых октябрьских сумерках”.

4. Рефлексия. Синквейн.

- Какие чувства вызывают у вас герои?

- Как сложится дальнейшая судьба шофера?

- Попробуйте сформулировать проблему рассказа?

- Какие эмоции, чувства, мысли у вас возникли?

- В чем, по-вашему, ценность человеческой жизни? А где же душа?

Характерной особенностью художественной манеры Б.Васильева является то, что его интересует поведение человека в экстремальной обстановке, в обстоятельствах, максимально очищенных от бытовой и прочей “шелухи”. Герои Б. Васильева – это люди, перед которыми стоит проблема личностного выбора. Они четко осознают свой нравственный предел, далее которого жизни для них нет. По мнению Б. Васильева, человек должен пройти какие-то нравственные испытания, только тогда можно определить его человеческую “цену”. Так Л.Н. Толстой испытывал Наташу Ростову и Пьера Безухова, развивая в них человечность, искренность и этим открывая возможность счастья.

Итак, оказавшись в сложной жизненной ситуации, когда нужно было сконцентрировать все свои моральные силы, убеждения, водитель преступает нравственные законы и из нормального человека (каких много), превращается в убийцу. А солдат протестует, но его протест слаб – и молодой человек погибает.

Д/з: напишите эссе: “Размышления после прочтения рассказа”.