Урок литературы по теме "Тихий пророк" в своем Отечестве"

Разделы: Литература


Цели:

  • показать огромный духовный потенциал народно-поэтической стихии, царящей в творчестве самобытного автора, нашего земляка.
  • совершенствовать умение анализа лирического произведения.
  • развивать творческие возможности учащихся.
  • прививать уважительное отношение к “негромким” именам литературы.

Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
В. Хлебников

Оформление:

1. Мультимедийный проектор

2. На доске

Будетлянин (человек Будущего), Король поэтов, король времени, Председатель Земного шара, Словождь, Гражданин всей истории Виктор Владимирович Хлебников, Велимир (Великий мир, Повелитель мира).

3. Выставка картин художников, современников Хлебникова.

Ход урока

Учитель литературы:

Музыка. (Аве Мария) Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий на “длинноногую задумчивую птицу” человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами его мешок из большой холщовой наволочки. Кто это? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей?

Он растерянно смотрит по сторонам своими мудрыми и светлыми глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.

Это Велимир Хлебников, поэт и философ, наш земляк. Он прожил несправедливо короткую жизнь всего 37 лет. Те, кто жил в одно время с поэтом, называли его “заумником”, а стихи “заумными”, сам же себя он считал “будетлянином”.

Он был ученым - провидцем, опередившим идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь на земные события, его “смыслозём” предвосхищает “ноосферу” Вернадского, его рукописи изучают математики, кибернетики, астрофизики.

Цель нашего урока - прикоснуться к поэзии этого человека, открыть огромный духовный потенциал народно-поэтической стихии его творчества, совершенствовать лингвистический разбор стихов, попробовать полюбить его словотворчество.

Во время урока информацию, нужную и ценную для вас, нужно записать в тетрадь.

Слайд (см. презентацию). Новаторство в литературе - это разрушение канонов; воспринимаемых в данный момент как норма.

Ведущий: Литературный вечер в кафе. Благопристойная, интеллигентная публика внимает степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами. Конферансье вечера с запинкой объявляет: “А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой кубофутуристов, желают познакомить нас со своей литературной программой. (Выходят кубофутуристы: Маяковский в желтой кофте с бантом, Каменский, Бурлюк с разрисованными лицами, Гуро, Хлебников. Громко, с выражением читают отрывки из манифеста “Пощечина общественному вкусу”)

- Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Черным и прочим нужна лишь дача на реке; с высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.

-Только мы - лицо нашего времени!

- Прошлое тесно! Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности!

- Мы презираем Славу!

- Мы выдвинули новые принципы творчества!

- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания!

- Мы расшатали синтаксис!

- Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные - краска, звук, запах.

- Нами сокрушены ритмы.

- Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами.

- Мы новые люди новой жизни.

Ведущий: “Довольно! Кто их допустил сюда!? Это же не поэты, это табор дикарей, шайка хулиганов. (замирают)

Ведущий: Скандал. Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Кубофутуристам не удалось закончить выступление, их попросили со сцены.

Слайд

Словарь. Эпатаж.

З. Как можно озаглавить эпизод? (скандальное появление кубофутуризма в литературе).

Почему они отвергают мастеров прошлого и настоящего?

(во-первых, мастера были выходцами из богатых слоев, во- вторых, намеренно вызвать возмущение, взрыв, интерес к себе).

Кубофутуристы не просто заявили о себе как о новаторах, они ими и были, и действительно, их творчество было необычно по содержанию и совершенно новым по форме. Равнодушными они не оставили никого, одних раздражали, других смущали, третьи восторгались ими.

Сегодня мы будем говорить о творчестве одного из них. Это Велимир Хлебников. К сегодняшнему уроку вы получили творческие задания, анализ стихов, сообщения.

4. Выступление ученицы со стихотворением “Тополь”. Анализ.

5. Выступление учащегося со стихотворением “Там, где жили свиристели...”

Выступление учащихся о том, что им больше всего запомнилось во время посещения музея В.В.Хлебникова.

6. Анализ вместе с учителем. Перед вами стихотворение “Бобэоби”. Прочитаем его вслух.

а) Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (странное)

б) О чем он говорит в нем? Что он пытается нам объяснить? (с помощью слов и звуков пытается нарисовать в нашем воображении линии, передать цвет, создать портрет).

в) чтение первой строчки.

Б - работа губ. Какие вы представляете губы? (крупные, чувственные/

Вээоми - круглые загадочные глаза

пиээо - густые прямые брови.

Гзи-гзи-гзэо - крупные звенья из драгоценного металла.

г) Черты лица резкие или плавные? (мягкие) (в, л)

д) Было бы понятно стихотворение, если бы в нем были только звукообразования?

е) С помощью чего эти звукообразования получили значение? (с помощью обычных слов)

ё) Есть ли в стихотворении рифма? (белый стих)

ж) Покажите в стихотворении ассонанс/ [о], [е]./

з) покажите аллитерацию.

1.стр {б}

2 стр { в}

3 стр [п]

4 стр [л]

5 стр [г]

ж) покажите синтаксический параллелизм

з) Как понимать слово “жило”?

Лицо “жило”. (Оно не застывшее, двигающееся, живое). Оно живет вне времени и пространства. А может, это вот такое лицо?

Ф. Рокотов “ Портрет Александры Петровны Струйской”, созданный в первой половине 18 века, но волнующий в 21 веке, живущий вне времени и пространства. Как в стихотворении Н. Заболоцкого “Портрет”

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Хлебников пишет об этом же! Но по-другому.

Продолжим разговоре стихах поэта. Выступления учащихся о поэме “Хаджи- Тархан”, стихотворении “Камыши-времыши”.

Велимир Хлебников говорит: “Словотворчество-враг книжного окаменения”. К чему обращался Хлебников создавая слова? Оказывается, как выяснили ученые, только в первобытном обществе, в языческой культуре Хлебников находил в первозданном виде общечеловеческие ценности, лишенные классовых, исторических, национальных предрассудков. Отсюда обращение к образному и выразительному славянского фольклору, языческим заговорам, заклинаниям. Книга известного русского фольклориста Сахарова “Сказания русского народа” (1836г.) - вот основа всех заумных стихов. Хлебникова критики обвиняли в излишнем словотворчестве, забыв о том, что русский язык состоит не только из литературного языка, но и многочисленных говоров, диалектов. Поэт изучал и хранил это в кладовой памяти, а потом извлекал и показывал людям.

В семье Хлебниковых талантом был наделен не один Виктор.

Вера Хлебникова и стихи Велимира. Сообщение учащегося.

Что представляет собой русская живопись этого периода?

Русская поэзия тесно связана с живописью, тесно связаны друг с другом поэты и художники, художники и поэты. Знакомство с картинами.

Учитель литературы: Сценка.

Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен.

Ведущий: Место действия - маленькая комната в полуподвальном помещении.

Действующие лица: Маяковский - гость, Хлебников - хозяин.

Маяковский: - Темень какая! Как ты здесь живешь?

Хлебников: - Что ты, я здесь как царь египетский! Скоро меня отсюда выставят! Да ты не бойся, я же марсианин, зачем мне здесь жилье на вашей Земле?

Маяковский: - Вот что, марсианин, наш сборник уже почти готов к публикации, все подготовили свои стихи. Дело только за тобой. Пропал куда-то, в “Собаке” не появляешься. Ты подготовил стихи для печати?

Хлебников: - Нет ещё.

Маяковский: - Тянуть уже некуда. Дай мне рукописи, я сам сделаю подборку стихов. (Хлебников подает старинную наволочку, набитую исписанными листами бумаги). Ну, знаешь, меня возмущает твоя небрежность! Ты же гениален чертовски, Колумб новых поэтических материалов.

Хлебников: - Хорошо сказал.

Маяковский: -...а работами своими разбрасываешься, хранишь в каких - то тряпках.

Живешь как бродяга, по чужим углам ночуешь. Сколько ценных стихов уже пропало.

Хлебников: - Не ругайся, не думай, что я бездельничаю. Я много работаю, пишу.

Знаешь ли, в последнее время я очень увлекся законами истории. Мне кажется, история человечества развивается по каким - то математическим законам. Если эти законы открыть, можно просчитать будущее!

Маяковский: - Что за бред?

Хлебников: - Да ты послушай..../Занавес/

Беседа. О ком эпиграф? (о Хлебникове).

Так каким же был ученый, философ и поэт Хлебников? (“Тихий” пророк). (Он был скромен, не любил крикливость, показуху, не участвовал в людской суете, не заботился о судьбе стихов, много терял, раздаривал, рукописи таскал в мешках из города в город, даже иногда разжигал ими костер).

Председатель Земного Шара, Хлебников сам верил в свое предназначение.

Поэтому его нисколько не удивило предложение имаженистов Есенина и Мариенгофа, совершить обряд посвящения на этот высокий пост. Он не почувствовал ни насмешки, ни подвоха.

Стоя на сцене в белой рясе, босой, со скрещенными руками, Хлебников нисколько не смущался и, глядя невидящими глазами в затаивший дыхание зал, повторял “Верую” после каждого четверостишия, исполняемого Есениным.

Когда же Хлебникову сказали, что ритуал посвящения - всего лишь глупая шутка, балаган, он был расстроен. Вновь он был не понят.

И с ужасом я понял,
Что я никем не видим...
Вот таким одиноким мечтателем он был.
Я надеюсь, что вам понравилась эта работа.

Выводы. Домашнее задание.

Литература

1.А.Мамаев “Странник столетий” Астрахань. Издательство: “Сорокин Иван Васильевич”, 2007 год.

2.В.Хлебников “Стихотворения. Поэмы” Астрахань. Издательство “Сорокин Иван Васильевич” 2007 год.