Концептуальная цель: Воспитание ответственного гражданина, любящего свою родину.
Стратегическая цель: Вызвать детей на размышление о любви поэта к Родине, о его близости к родному краю.
Задачи:
Образовательные: Продолжить знакомство с творчеством Ф.Н.Липатова; познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Родина”, с историей его создания; углубить представление детей о духовно-нравственных поисках М.Ю.Лермонтова; отработать навыки лингвостилистического анализа текста.
Развивающие: Совершенствовать навыки работы в парах, умение видеть, слышать и чувствовать партнера по общению;
Развивать ясность, выразительность речи, умение донести до аудитории свою точку зрения.
Закреплять умение работать в диалоговом режиме.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви, уважения, бережное отношение к Родине, к ее истории.
Проблема: В толковом словаре значение слова Родина – это страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается. Родина – место зарождения, возникновения, происхождения чего-нибудь. Место рождения именуют по-разному – Родина, отечество, Отчизна. Но правильно ли это? Или слово Родина заключает в себе более глубокий смысл?
Проблемный вопрос: С чего же начинается Родина?
Тезис: “Родной край - сердцу рай”, “Человек без Родины, что соловей без песни”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Настрой на урок.
II. Вызов, эмоциональный настрой на тему урока.
1. Просмотр слайд-фильма “В путешествие по Неволино”.
2. Беседа.
- Какие чувства вызывает слайд-фильм?
3. Создание на доске коллажа “Моя родина” из рисунков учащихся и аншлагов.
III. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка темы и цели урока.
Слово учителя:
- В толковом словаре значение слова Родина – это страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается. Родина – место зарождения, возникновения, происхождения чего – нибудь. Место рождения именуют по-разному – Родина, отечество, Отчизна. Но правильно ли это? Или слово Родина заключает в себе более глубокий смысл?
Проблемный вопрос: С чего же начинается Родина?
- Так мы и сформулируем тему нашего урока.
- В конце урока мы постараемся ответить на этот вопрос.
IV. Работа над новым материалом
1. Творчество Ф.Н.Липатова
1) Слово учителя “Ф.Н. Липатов - поэт и гражданин”.
- Ф.Н. Липатов работает в противотуберкулезном санатории “Ирень” с преподавателем музыки. Он сочиняет юмористические стихи, пишет музыку к своим собственным песням. Он человек неравнодушный, все происходящее вокруг глубоко волнует и беспокоит его, что и выражает он в своих стихах. Тематика их очень разнообразна: о красоте природы, о гордости за Россию, о боли за русскую деревню, ведь Россия, считает поэт, душа России – мать – деревня.
2) Чтение стихотворения “Душа России – мать – деревня”.
3) Беседа с поэтом.
- Феофан Николаевич, с чего начинается Родина для Вас?
- Что побудило к созданию этого стихотворения?
4) Беседа с учащимися.
- В стихотворении поэт использует пейзаж как символ чего-то более значительного. Выскажите свое мнение.
(В этом стихотворении выражены идеи гражданственности: тема народа и его судьба.)
5) Чтение стихотворения наизусть:
Где подкова Ирени плещет в водах зарю,
Где сосновые тени водят пляску свою,
Пролегает дорога в хороводе берез,
И особенно много в небе праздничных звезд.
Убегая раздольно за разливом лугов,
Протянулось Неволино вдоль крутых берегов.
Здесь такое приволье, не охватит и глаз.
Есть в Неволино воля, она в сердце у нас.
6) Знакомство со стихотворением поэта “В других краях и небо синее”.
7) Подготовка к выразительному чтению стихотворения на слайде.
8) Выразительное чтение стихотворения по строчке коллективно:
В других краях и небо синее
И горы выше, чище пруд.
И называют их Россиею,
Но мне милей всего вот тут.
Цветущей радостью сирени,
Звенящим пеньем островков
Над перекатами Ирени
Заря былинная веков.
Рассвет чуть радугой подкрашен,
Дождями сумрак подсинен
И нету лучше края нашего
А может, просто, я влюблен.
9) Беседа.
- Какое впечатление произвели на вас стихи?
- Назовите особенности восприятия мира поэтом.
10) Обобщение.
Слово учителя:
- Стихотворения Ф.Н. Липатова - это впечатления, наблюдения, лирические пейзажные зарисовки воспроизводят окрестности села, но в каждом стихотворении содержится всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано то или иное стихотворение. (В этом году наше село праздновало 333-летие).
IV. Работа над новым материалом
2. Творчество М.Ю.Лермонтова
1) Мультимедийная экскурсия по Родине М. Ю. Лермонтова.
Слово учителя:
- Как бы М. Ю. Лермонтов ответил на вопрос: “С чего начинается Родина?
- Какие лермонтовские места вы знаете?
“Мой дом везде… И осужден страдать я долго в нем. И в нем лишь буду я спокоен”.
Просмотр слайда о Москве.
- Москва! Москва! Люблю тебя, как сын, как
русский,
Пламенно и нежно.
Просмотр слайда о Тарханах.
- Уютный сад, обсаженный рябиной,
С беседкою, цветами и малиной,
Как детская игрушка…
Просмотр слайда о Кавказе.
2) Подготовка к восприятию стихотворения Лермонтова М.Ю. “Родина”.
Слово учителя:
- Все, радовало Лермонтова, где бы он только не бывал. Вся Россия для поэта Родина.
- В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет странной, потому что он любит в своей стране народ, но ненавидит страну господ, самодержавно – крепостническую, официальную Россию. В ранней лирике поэта, например в стихотворении “Бородино” звучит прославление России и ее героев. А стихотворение “Родина мог написать только зрелый мастер.
Он отстаивает право на личную любовь к Родине.
3) Прочтение наизусть стихотворения “Родина” учеником с одновременным просмотром слайд-фильма к стихотворению.
4) Составление поэтического словаря Лермонтова.
Задание. Прочитайте стихотворение и выпишите слова, являющиеся художественными образами.
Коллективное обсуждение.
Например: В “Толковом словаре живого великорусского языка” даны толкования слов:
Гумно – место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.
Нива – засеянное поле, пашня.
Отрада – утеха, услада, утешение, успокоение, наслаждение, на чем душу отводят.
Чета – двоица, пара, дружка, ровня.
5) Лингво-стилистический анализ текста.
Работа в парах.
- Лингвостилистический анализ текста проводим на следующих уровнях:
1 уровень.
Нравственно-эстетический уровень: тема, идея, проблематика.
(Две главные темы – основа содержательной стороны стихотворения: новое, только что осознанное поэтом и “странное” для него самого отношение к Родине и сама Родина, ее разные “лики”. Деревни разорены и печальны. Поэт видит картины относительного благополучия народа. И в этом для поэта “отрада”. Любовь к родине неразрывна с желанием добра ее народу. Тема Родины впервые представлена в русской литературе как проблема, которую каждый может решить по-своему).
2 уровень. Смысловой уровень: жанр, композиция, размер стихотворения, рифма.
(Однозначно определить жанр нельзя. Здесь есть строки, характерные для оды, думы, лирического стихотворения. В стихотворении 2 части. 1 – отстаиваемая в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине. 2 – объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы. Стихотворение написано 6, 5, 4 - стопным ямбом. Это делает стих легким, простым. Рифма простая, перекрестная, с чередованием женской и мужской рифмы, что придает стиху плавность, торжественность.
3 уровень.
Языковой уровень: синтаксические особенности, лексические особенности, фонетические особенности, цветопись.
(Стихотворение окрашено эмоционально. Цветопись неяркая, несочная, такой колорит как раз характерен для изображения уголков малой родины. Синтаксические конструкции содержат и противопоставление, и восклицание, и паузы, и волнение. Широко использованы эпитеты, передающие переживания. Меньше применяет метафор, стих становится живее, достигает естественной непринужденной речи).
6) Обобщение.
Слово учителя:
- Перед нами образ – переживание, потому что все чувства поэта: зрение, обоняние, слух – все воспринимает родину. Безупречное единство формы и содержания дает право говорить, что стихотворение является шедевром русской поэзии.
V. Подведение итогов. Обобщение
1. Беседа:
- Ребята, добавили бы вы какие - либо аншлаги на доску, выражающие ваши чувства к родине после знакомства со стихотворением “Родина”?
(Ответственность, сострадание, тревога, радость, сопричастность, отрада).
- Что же значит для вас выражение: “С чего начинается Родина?”.
2. Чтение отрывков из сочинений учащихся.
VI. Рефлексия
- Чем был полезен урок?
- Были ли трудности, как вы их преодолели?
VII. Домашнее задание:
1. Выучить стихотворения М.Ю. Лермонтова и Ф.Н. Липатова.
2. (по желанию) Сделать анализ любого стихотворения.
Приложение 2 (Технологическая карта)