Литература
-
Тема урока "Жуковский – создатель романтической поэмы" (9-й класс) 2010
Представленный урок не только расширяет представления учащихся о романтизме как литературном направлении, но и способствует пониманию и распознаванию черт романтизма на примере баллады «Светлана». Суть баллад Жуковского – в их «больших чудесах», в мечтательности, в создании особого мира фантастики чувств и настроений, мира, в котором поэт вовсе не подчинен логике действительного, а творит в своей мечте свободно выражать настроение.
-
Тема урока "Л.Н. Толстой. "Детство" 2010
Урок литературного чтения знакомит учащихся с краткой биографией Л.Н. Толстого, историей появления повести «Детство». Занятие развивает навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст.
-
Тема урока "Лексические средства выразительности речи". 7-й класс 2012
Урок входит в одну из тем по развитию речи и включает в себя комплексный анализ текста. Особое внимание уделяется лексическим средствам выразительности речи (тропам). Данный вид работы готовит учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новом формате ГИА (А-3, часть С) и ЕГЭ ( В-8, часть С).
-
Тема урока "Любовная лирика Ф.И. Тютчева". 10–11-е классы 2013
Урок для 10–11-х классов построен в нестандартной форме. Это творческая лаборатория поэта XIX века – Ф.И. Тютчева. На уроке рассматривается любовная лирика поэта. Цели урока: учить понимать и ценить любовь к женщине, формировать системы знаний в области поэзии, помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
-
Тема урока "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады" 2014
Предлагается интегрированный урок изучения нового материла. В основе урока – межпредметная интеграция с историей, изобразительным искусством, которая отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, способствует выделению как главных элементов содержания, так и взаимосвязи между учебными предметами, предполагает не только согласованность программ, но и их взаимопроникновение.
-
Тема урока "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?" 2008
Данная статья представляет собой план проведения урока литературы по теме: "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?"
-
Тема урока "Обучение подробному изложению" 2009
На уроке закрепляется понятие подробного изложения текста.
-
Тема урока "Понятие греха" (занятие факультативного курса по авторской программе "Основы христианской этики в русской литературе") 2008
Автор данной программы уверена, что христианское мировоззрение преподавателя - это ключ, которым открываются кладовые духа русских писателей, великие истины, великие ценности. Более пристальное, одухотворенное погружение в глубины художественного произведения способствует формированию важнейших ценностных поведенческих ориентиров учащихся и, главное, их нравственной и гражданской позиции.
-
Тема урока "Понятие о союзе" 2013
В статье дается понятие о союзе как части речи; формируется коммуникативная компетенция учащихся; воспитывается ответственность учащихся за общий результат деятельности.
-
Тема урока "Прекрасное рядом" (5-й класс) 2010
Урок внеклассного чтения в 5-м классе проводится по рассказу К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома», чтобы вызвать учащихся к живому разговору, закрепить понимание прочитанного. Цель урока: углубить знания учащихся по творчеству писателя, научить их видеть и понимать красоту природы, воспитать чувство настоящего хозяина родной земли.
-
Тема урока "Простые и вечные истины" 2012
Цель урока – привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе.
-
Тема урока "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка…" 9-й класс 2012
Урок представляет собой опыт сопоставительного анализа стихотворений с одинаковым названием – "Пророк". Элементом опережающего обучения является привлечение для частичного анализа стихов А.Ахматовой, выявление того, как в ее творчестве развивается тема поэта и поэзии.
-
Тема урока "Салют Победы". 7-й класс 2011
Внеклассное мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и ее народ, бережное отношение к ветеранам, труженикам тыла. На мероприятии предлагается чтение стихотворений, инсценировка, исполнение частушек о войне, сообщения обучающихся о ветеранах-пашковцах, рассказ труженицы тыла о жизни села во время Великой Отечественной войны. На мероприятии присутствует региональный компонент, элементы ИКТ.
-
Тема урока "Суд идет… Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти") 2009
Урок помогает произвести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", прокомментировать ее "узловые" темы, показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе.
-
Тема урока "Театр жил и будет жить…" 2009
Этот урок завершает тему «Театр». На прошлых уроках говорили об известных личностях, которые связали свою жизнь с театром. Г.Камал – драматург, сам тоже исполнял некоторые роли. Г.Кариев организовал первую театральную труппу, тоже исполнял роли и в то же время руководил труппой «Саяр». Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская первая артистка театра из женщин. До нее женские роли исполняли мужчины.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.
-
Тема урока "Теория Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Самооправдание или самообман?". 10-й класс 2014
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «заповеди Христа» и их морально-нравственной основой. На уроке ученики выясняют, какие нравственные, общественные проблемы затрагивает писатель, развенчивая теорию своего героя о делении людей на «высших» и «тварей дрожащих». Цель данного урока: подвести обучающихся к осмыслению образа Раскольникова, научить сопоставлять, анализировать мотивы поступков героя и делать соответствующие выводы.
-
Тема урока "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью" 2008
Представлен конспект урока-обобщения по теме "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью".
-
Тема урока "Человек в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": подлец или …?" 2013
Урок позволяет исследовать эстетику творчества Ф.М. Достоевского, а также поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том, что есть наказание по Достоевскому. Материал урока дает возможность вызвать учащихся на активную беседу по содержанию романа.
-
Тема урока в 6-м классе: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника" 2007
На отрытом уроке по изобразительному искусству учащиеся знакомятся с народными костюмами и выполняют эскиз кокошника.
-
Тема урока Е.И. Носова "Белый гусь" "По принципу гуманности" (Живая природа в рассказе). 7-й класс 2012
Урок знакомит с творчеством писателя Е.И. Носова. Учащиеся развивают навыки анализа эпизода художественного текста. В рассказе речь идет о великолепном произведении природы, каким был Белый гусь, и том, как хрупок мир этой живой природы, как необходимо его беречь.
-
Тема урока литературы: "Одиссей у циклопов". 5-й класс 2014
Цель урока: познакомить учащихся с греческим эпосом и его легендарным автором, найти связующие нити между русским и греческим эпосом; рассмотреть особенности изображения событий и героев; показать отвагу и сметливость Одиссея. Приведены предполагаемые ответы учащихся, уделяется большое внимание словарной работе и методике ее проведения. В основе анализа лежит беседа и комментированное чтение «Одиссеи».
-
Тема урока литературы: «У войны не детское лицо». 5-й класс 2015
Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей-героев); развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения; воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.
-
Тема урока: "А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Акцентное вычитывание текста" 2007
Данный урок проводится в 6-м классе по программе Г.Н.Кудиной - З.Н.Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла" (обучение по программам развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
-
Тема урока: "А.С. Пушкин. Стихотворный цикл «Подражание Корану». Композиция и жанровое своеобразие" 2014
Цель урока: осмыслить пушкинские «Подражания …» как цикл, качественно новое жанровое образование для пушкинского творчества и русской литературы; обосновать необходимость обращения к циклу как обязательному для изучения по новым стандартам по литературе в старшей школе; разрушить стереотип восприятия Ислама как религии жесткой и жестокой; помочь учащимся понять, что Коран, Библия, иудейская Тора как священная книга любой религии исповедует общечеловеческие ценности.
-
Тема урока: "Автор и его герои. А.С.Грин «Алые паруса»" 2020
Урок призван познакомить учащихся с автором и удивительными героями повести, помочь правильно понять и воспринять произведение, показать роль музыки в художественном произведении, воспитывать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, одухотворенность, стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
-
Тема урока: "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева "Кусака". 7-й класс 2006
В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах её выражения; развивается умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли. Знакомство с рассказом Леонида Андреева и его анализ, безусловно, содействуют нравственному воспитанию учащихся. Урок проводился с использованием презентации, выполненной в PowerPoint.
-
Тема урока: "Александр Грин. Штрихи к портрету" 2007
Современная образовательная ситуация требует новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Технология критического мышления всецело отвечает этим требованиям, так как в основе данной технологии лежит интерактив (работа в парах и группах). Интерактив позволяет организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, способствует активизации ученика в процессе учебной деятельности, дает осознание включенности в общую работу, побуждает школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи, формирует коммуникативные навыки.
-
Тема урока: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2013
Уроки изучения лирических произведений предполагают многоуровневый анализ текста, лексико-семантический, лингвостилистический, анализ произведения в контексте. Учащиеся знакомятся с лирикой А.С.Пушкина. Совершенствуют навыки выразительного чтения поэтического текста. Развивают навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
-
Тема урока: "Басня – подруга жизни" 2014
Цели урока: закрепить знания учащихся о басне как литературном жанре, рассмотреть основные признаки басни, закрепить понятия "аллегория", "олицетворение".