Тема урока "Понятие о союзе"

Разделы: Литература


Цели:

  • дать понятие о союзе как части речи;
  • формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • воспитывать ответственность учащихся за общий результат деятельности.

Оборудование: план урока, мультимедиа проектор, этимологический словари у каждого на парте,  карточки с заданиями по предлогу.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня, когда телевизор стал привычной вещью в доме, а ещё лучше - он стал на второе место после компьютера, хочется все-таки сказать, что необходимость в телевизоре и польза от него есть немалая. А какая? (Мнения ребят)

- Так вот сегодня построен на основе телевизионных передач.

- Какие передачи (и не только) характерны для телевидения? (Мнения ребят)

- Конечно, все телепередачи сегодня охватить не удастся, но на некоторых мы сегодня постоем наш урок.

(Учитель открывает доску с программой передач на уроке)

  1. Программа “Серебряный шар”, посвященная великим классикам и “Предлогу”.
  2. Гороскоп “Знаки зодиaка”.
  3. Программа “Вести”.
  4. Программа “Устами младенца”.
  5. Программа “Чтобы помнили”.

2. Проверка домашнего задания

Учащийся у доски с устным ответом по теме “Предлог” - программа “Серебряный шар”.

Задание классу по вариантам - На карточках словосочетания списать, графически выделить орфограммы. (Два ученика у доски)

Карточка  1

(В) течени... года, (в) течени... болезни, (в) продолжени... лекции, (в) продолжени... повести, (в) заключени... концерта, (в) заключени... врачей, (в) следстви... неосторожного обращение с огнем, (в) следстви... по делу о контрабанде, (в) виду предстоящего отъезда, следует иметь (в) виду, (во)преки предсказаниям, друзья вышли нам (на) встречу, отправились (на) встречу с друзьями, (на) протяжени... нескольких лет, обратить внимание (на) подобие данных явлений.

Карточка 2

Иметь (в) виду, (в) течени... недели, (в) следстви... засухи, (в) отличи... от других, (в) виде облака, (в) виду шторма, из (за) границы, (в) связи с изменением в расписании, что (то) (на) подобие шара, (в) роде какого (то) объекта, (в) продолжени... года, (в) место концерта, (в) соответстви... с намеченным планом, (в) сопровождени... охраны, (при) содействи... партнеров, (на) уровн... современной наук..., сказать что (то) (в) заключени... (в)виду сурового климата.

Программа “Гороскоп”. /Учащийся у доски записывает словосочетания вместе с классом/

Вывод по теме “Предлог”.

3. Изучение нового материала

Программа “Вести”. Игра “Оратор”.

Цель: постараться убедить собеседника, что союзы надо изучать.

4. Первичное закрепление

Программа “Устами младенца”.

  1. Сначала уч-ся просматривают видеоролик, отгадывают слово “реклама”.
  2. Задание - придумать рекламу про союз.

Физминутка - сгруппироваться в пары, где один - глухой, а другой - немой.

Задача - объяснить, что сегодня я покупаю телевизор.

5. Вторичное закрепление

- Сегодня 28 января - 115 лет со Дня рождения Валентина Петровича Катаева - известного деятельного писателя. Раньше его произведения входили в курс школьной программы, и поэтому я очень хорошо помню из своего детства замечательную книжку - знаменитую повесть “Сын полка”, где главный герой Ваня Солнцев.

Программа “Чтобы помнили”.

Он часто о нём думал и думая о нём привык соединять его в своих мыслях с тем маленьким мальчиком в матросской шапочке которому теперь исполнилось бы семь лет но которого нет и уже больше никогда не будет на свете.

Задания.

  1. Вставить знаки препинания и объяснить их постановку.
  2. Найти союзы и дать им характеристику.
  3. Морфологический разбор союзов и, но.

Итог урока.

- Что такое союз?

- Каково его назначение в языке?

- Какие бывают союзы по строению и значению?

(Видеоприложение не представлено, т.к. превышает допустимый объем, спрашивать у автора)