Цели:
- дать понятие о союзе как части речи;
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
- воспитывать ответственность учащихся за общий результат деятельности.
Оборудование: план урока, мультимедиа проектор, этимологический словари у каждого на парте, карточки с заданиями по предлогу.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня, когда телевизор стал привычной вещью в доме, а ещё лучше - он стал на второе место после компьютера, хочется все-таки сказать, что необходимость в телевизоре и польза от него есть немалая. А какая? (Мнения ребят)
- Так вот сегодня построен на основе телевизионных передач.
- Какие передачи (и не только) характерны для телевидения? (Мнения ребят)
- Конечно, все телепередачи сегодня охватить не удастся, но на некоторых мы сегодня постоем наш урок.
(Учитель открывает доску с программой передач на уроке)
- Программа “Серебряный шар”, посвященная великим классикам и “Предлогу”.
- Гороскоп “Знаки зодиaка”.
- Программа “Вести”.
- Программа “Устами младенца”.
- Программа “Чтобы помнили”.
2. Проверка домашнего задания
Учащийся у доски с устным ответом по теме “Предлог” - программа “Серебряный шар”.
Задание классу по вариантам - На карточках словосочетания списать, графически выделить орфограммы. (Два ученика у доски)
Карточка 1
(В) течени... года, (в) течени... болезни, (в) продолжени... лекции, (в) продолжени... повести, (в) заключени... концерта, (в) заключени... врачей, (в) следстви... неосторожного обращение с огнем, (в) следстви... по делу о контрабанде, (в) виду предстоящего отъезда, следует иметь (в) виду, (во)преки предсказаниям, друзья вышли нам (на) встречу, отправились (на) встречу с друзьями, (на) протяжени... нескольких лет, обратить внимание (на) подобие данных явлений.
Карточка 2
Иметь (в) виду, (в) течени... недели, (в) следстви... засухи, (в) отличи... от других, (в) виде облака, (в) виду шторма, из (за) границы, (в) связи с изменением в расписании, что (то) (на) подобие шара, (в) роде какого (то) объекта, (в) продолжени... года, (в) место концерта, (в) соответстви... с намеченным планом, (в) сопровождени... охраны, (при) содействи... партнеров, (на) уровн... современной наук..., сказать что (то) (в) заключени... (в)виду сурового климата.
Программа “Гороскоп”. /Учащийся у доски записывает словосочетания вместе с классом/
Вывод по теме “Предлог”.
3. Изучение нового материала
Программа “Вести”. Игра “Оратор”.
Цель: постараться убедить собеседника, что союзы надо изучать.
4. Первичное закрепление
Программа “Устами младенца”.
- Сначала уч-ся просматривают видеоролик, отгадывают слово “реклама”.
- Задание - придумать рекламу про союз.
Физминутка - сгруппироваться в пары, где один - глухой, а другой - немой.
Задача - объяснить, что сегодня я покупаю телевизор.
5. Вторичное закрепление
- Сегодня 28 января - 115 лет со Дня рождения Валентина Петровича Катаева - известного деятельного писателя. Раньше его произведения входили в курс школьной программы, и поэтому я очень хорошо помню из своего детства замечательную книжку - знаменитую повесть “Сын полка”, где главный герой Ваня Солнцев.
Программа “Чтобы помнили”.
Он часто о нём думал и думая о нём привык соединять его в своих мыслях с тем маленьким мальчиком в матросской шапочке которому теперь исполнилось бы семь лет но которого нет и уже больше никогда не будет на свете.
Задания.
- Вставить знаки препинания и объяснить их постановку.
- Найти союзы и дать им характеристику.
- Морфологический разбор союзов и, но.
Итог урока.
- Что такое союз?
- Каково его назначение в языке?
- Какие бывают союзы по строению и значению?
(Видеоприложение не представлено, т.к. превышает допустимый объем, спрашивать у автора)