Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 8-м классе в технологии критического мышления. Методика “Парный прогноз”).
Характеристика замысла урока
Современная образовательная ситуация требует новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Технология критического мышления, всецело отвечает этим требованиям, так как в основе данной технологии лежит интерактив (работа в парах и группах). Интерактивное обучение, предполагающее взаимодействие на взаимопонимании, способствует решению обще дидактических задач, стоящих перед современным учителем. Интерактив позволяет организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, способствует активизации ученика в процессе учебной деятельности, дает осознание включенности в общую работу, побуждает школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи, формирует коммуникативные навыки.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (рассчитан на 45 мин.)
Триединая дидактическая цель урока:
- Образовательный аспект: Организовать совместную деятельность учащихся (в парах) по рисованию словесного портрета А.Грина, человека и писателя. Создать условия для формирования умения прогнозировать развитие сюжета с помощью ключевых слов.
- Развивающий аспект: создать условия для развития речевых навыков учащихся; способствовать развитию стремления прочитать другие произведения А.Грина.
- Воспитательный аспект: способствовать формированию коммуникативных навыков в процессе работы в парах.
Оборудование урока: портрет А.Грина (художник В.А. Кашин, 1995г.) (Рисунок1), зеленая лампа, свеча.
Запись на доске: “Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами”. (Александр Грин).
1. Слово учителя
Наш урок называется “А.Грин. Штрихи к портрету”. Сегодня вы сможете собственными усилиями открыть для себя Александра Грина, человека и писателя. Помогут вам в этом живописный портрет кисти современного художника Кашина, высказывание самого писателя и его рассказ “Зеленая лампа”. Кроме того, у каждого из вас появится возможность стать соавтором А.Грина.
Оценивать вашу работу будет экспертная группа, состоящая из ребят, уже прочитавших рассказ “Зеленая лампа”. Им предстоит разработать критерии для оценивания вашей работы.
Перед вами портрет А.Грина. На нем он изображен более красивым, чем был в жизни. Как вы думаете, почему. И что хотел сказать этим художник?
Работа в парах по рисованию словесного портрета А.Грина
Задание: Попытайтесь определить по портрету, каким он был человеком и как складывалась его жизнь. Обоснуйте свое мнение (на подготовку 30 секунд).
“Мозговой штурм” по портрету (учащиеся говорят, учитель записывает на доске)
- умный
- закрыт от мира
- упрямец и молчун
- морщины-следы испытаний
- печальный взгляд
- ранимый
Учащиеся обосновывают свою точку зрения.
Работа в парах.
Задание: продолжите открытие Грина, человека и писателя, по его высказыванию(на подготовку 30 секунд).
“Мозговой штурм” по высказыванию.
- неравнодушный к происходящему
- романтик
- любил свободу
- наблюдательный
- честный
Учащиеся обосновывают свою точку зрения.
Слово учителя.
Мы продолжим наше открытие А. Грина, обратившись к его рассказу “Зелёная лампа”.
Каждой паре предстоит сочинить свой сюжет рассказа “Зелёная лампа”, в котором обязательно должны быть слова: человек на земле; двое хорошо одетых людей; шутка-розыгрыш; зелёная лампа; больница для бедных.
Работа в парах по составлению сюжета рассказа. (3-5 минут).
8. Чтение сюжетов. (каждая пара озвучивает свой вариант).
Слово учителя.
Спасибо всем. В конце урока у вас будет возможность сравнить, кто же оказался ближе всех к сюжету А. Грину.
10. Чтение с остановками.
Учитель: А теперь обратимся к рассказу “Зеленая лампа”. В процессе чтения с остановками вам предстоит, работая в парах, спрогнозировать развитие сюжета. Будьте внимательны к каждому слову, т.к. среди них будут слова-подсказки, благодаря которым вы сможете более точно предсказать развитие действия.
Чтение текста рассказа учителем:
“В Лондоне в 1921 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан. Там они ужинали, пили вино и шутили с артистками из Дрюриленского театра.
Теперь внимание их было привлечено лежащим без движения плохо одетым человеком лет двадцати пяти, около которого начала собираться толпа.
- Стильтон!- брезгливо сказал толстый джентльмен высокому своему приятелю, видя, что тот нагнулся и всматривается в лежащего, - честное слово, не стоит так много заниматься этой падалью. Он пьян или умер...”
I остановка.
Учитель: Попробуйте предположить, что за человек лежал на земле и почему он там оказался?
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
Учитель: А теперь сравним с текстом Грина:
“...Я голоден... и я жив, - пробормотал несчастный, приподнимаясь, чтобы взглянуть на Стильтона, который о чем-то задумался. - Это был обморок.
- Раймер!- сказал Стильтон, -вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.
Эти слова были сказаны тихо, так что лежащий, а теперь прислонившийся к ограде человек их не слышал.
Раймер, которому было все равно, презрительно пожал плечами, простился с Стильтоном и уехал коротать ночь в свой клуб, а Стильтон, при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб.
Экипаж направился к одному из трактиров Гай-стрита...”
II остановка.
Учитель: Попробуйте предположить, зачем эти двое отправились в один из трактиров Гай-стрита?
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
“... Бродягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Когда Иву было 15 лет, его воспитатель умер, взрослые дети лесничего уехали - кто в Америку, кто в Южный Уэльс, кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, выйдя из больницы решил попытать счастья в Лондоне. Но конкуренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видели, поднят Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.
Стильтон в 40 лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состояние в 20 миллионов фунтов. То, что он придумал проделать с Ивом, было совершенной чепухой, но Стильтон очень гордился своей выдумкой, так как имел слабость считать себя человеком большого воображения и богатой фантазии.
Когда Ив выпил вина, хорошо поел и рассказал Стильтону свою историю, Стильтон заявил:
- Я хочу сделать вам предложение...”
III остановка.
Учитель: Попробуйте предположить, что за предложение сделал Стильтон Джону Иву?
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
“...хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу блеснут глаза. Слушайте: я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц, на втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от 5 до 12 ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дома, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить. Одним словом, работа нетрудная и, если вы согласны так поступить, я буду ежемесячно присылать вам десять фунтов. Моего имени я вам не скажу.
- Если вы не шутите, - отвечал Ив, страшно изумленный предложением, - то я согласен забыть даже собственное имя. Но скажите, пожалуйста, как долго будет длиться такое мое благоденствие?
- Это не известно. Может быть, год, может быть, всю жизнь.
- Еще лучше. Но - смею спросить - для чего понадобилась вам эта зеленая иллюминация?
- Тайна! - ответил Стильтон. - Великая тайна. Лампа будет служить сигналом для людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.
- Понимаю. То есть ничего не понимаю. Хорошо, гоните монету и знайте, что завтра же по сообщенному мною адресу Джон Ив будет освещать окно лампой.
Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.
Прощаясь, Стильтон сказал:
- Напишите до востребования так: “3-33-6”. Еще имейте в виду, что неизвестно когда, может быть, через месяц, может быть, через год - словом, совершенно неожиданно, внезапно вас посетят люди, которые сделают вас состоятельным человеком. Почему это и как - я объяснить не имею права. Но это случится...”
IV остановка.
Учитель: Попробуйте предположить, выполнил ли Джон Ив условия Стильтона или посчитал это за шутку?
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
“...Черт возьми!- пробормотал Ив, глядя вслед кэбу, увозившему Стильтона, и задумчиво вертя десятифунтовый билет: - или этот человек сошел с ума, или я счастливчик особенный! Наобещать такую кучу благодати только за то, что я сожгу в день пол-литра керосина!
Вечером следующего дня одно окно второго этажа мрачного дома №52 по Ривер-стрит сияло мягким зеленым светом. Лампа была придвинута к самой раме.
Двое прохожих некоторое время смотрели на зеленое окно с противоположного дому тротуара; потом Стильтон сказал:
- Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума... но будет ждать, сам не зная чего. Да вот и он!
Действительно, темная фигура, прислоняясь лбом к стеклу, глядела в полутьму улицы, как бы спрашивая: “Кто там? Чего мне ждать? Кто придет?”
- Однако вы тоже дурак, милейший, - сказал Реймер, беря приятеля под руку и увлекая его к автомобилю. - Что веселого в этой шутке?
- Игрушка... игрушка из живого человека, - сказал Стильтон, - самое сладкое кушанье...”
V остановка.
Учитель: Попробуйте предположить, сбылись ли прогнозы Стильтона о том, что Джон Ив “сопьется от скуки или сойдет с ума”?
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
“В 1928 году больница П. Для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезенный старик, грязный, скверно одетый, с истощенным лицом. Он сломал ногу, оступившись на черной лестнице темного притона. Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. Случай оказался серьезным, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.
По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги...”
VI остановка.
Учитель: Попробуйте предположить, кто этот грязный, скверно одетый старик, привезенный в больницу?
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
“...Так вот как пришлось нам встретиться, - сказал доктор, серьезный, высокий человек с грустным взглядом. -Узнаете ли вы меня, мистер Стильтон? Я - Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зеленой лампы. Я узнал вас с первого взгляда.
- Тысяча чертей! - пробормотал, вглядываясь, Стильтон. - Что произошло? Возможно ли это?
- Да. Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?
- Я разорился...Несколько крупных проигрышей... паника на бирже... Вот уже три года, как я стал ничем. А вы? Вы?...”
VII остановка.
Учитель: Попробуйте предположить, каким образом Джон Ив стал хирургом?
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
“...Я несколько лет зажигал лампу, - улыбнулся Ив, - в начале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать все, что мне попадалось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражен. Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: “Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?” Ответ был насмешлив: “Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т.д.” Но я упрямо допрашивал, и я записал для себя на память. К тому времени я уже два года жег зеленую лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на мое зеленое окно не то с досадой, не то с презрением.
“Ив - классический дурак, - пробормотал тот человек, не замечая меня. - Он ждет обещанных чудесных вещей... да, он хоть имеет надежды, а я...я почти разорен!”
Это были вы... Вы прибавили: “Глупая шутка, не стоило бросать денег”.
У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком...
- А дальше? - тихо спросил Стильтон...”
VIII остановка.
Учитель: На самом деле, что же было дальше? Попробуйте закончить этот рассказ.
(Работа в парах - 30 секунд. Через 30 секунд каждая пара высказывает свои предположения, обосновывая их).
“...Дальше? Хорошо. Если желание сильно, то исполнение не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне через полтора года сдать экзамен для поступления в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком...
Наступило молчание.
- Я давно не подходил к вашему окну, - произнес потрясенный рассказом Ива Стильтон. - Давно...Очень давно. Но мне теперь кажется, что там все еще горит зеленая лампа...лампа, озаряющая темноту ночи...Простите меня.
Ив вынул часы.
- Десять часов. Вам пора спать, - сказал он. - Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. Тогда позвоните мне, быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте...хотя бы спичку.”
Учитель: Вот так заканчивается рассказ А.Грина.
– Кто же из вас оказался ближе всех к писателю, создавая свой сюжет?
– В чем А. Грин пытался убедить читателя своим рассказом “Зеленая лампа”?
– Можем ли мы понять, прочитав его рассказ, что волновало писателя в жизни? Как он относился к людям?
– Кто из героев и чем может быть похож на А.Грина? Почему вы так думаете?
– Можем ли мы понять, каково было материальное положение самого автора? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание парам: Подберите штрихи к словесному портрету Грина, опираясь на его рассказ “Зеленая лампа”.
“Мозговой штурм”:
- уважал людей;
- защищал человеческое достоинство;
- был бедным;
- многое испытал;
Учитель: Сегодня на уроке мы попытались нарисовать словесный портрет Грина. Все ли мы правильно поняли о нем? Каким Грин был на самом деле? Как жил? О чем писал? Вы можете узнать об этом, прочитав биографию, воспоминания о нем, и, конечно же, его книги.
Задание на дом: Найти в учебнике и других источниках подтверждение или опровержение написанному словесному портрету. Постарайтесь понять, что же он сделал такого, что в его честь назвали планету. Продолжите знакомство с Грином-писателем на страницах повести “Алые паруса”. Завершите словесный портрет Грина, писателя и человека.
Рефлексия:
1. Легко ли работалось в паре? Кто ощущал себя комфортно? У кого возникали трудности и почему? Какой бы совет вы хотели дать друг другу?
2. Слово экспертной группе. Экспертная группа делится впечатлениями о работе в парах, оценивая каждую и мотивируя поставленную отметку.
Звучит музыка Шопена. Учитель на фоне музыки читает стихи М. Сипера “Зеленая лампа”:
Коричневый домик стоит у дороги, и окна темнеют.
Замерзших деревьев в ночном полумраке возносятся лапы.
Уснули все люди... В окне небольшом пламенеет
Зеленая лампа, зеленая лампа, зеленая лампа.Не спится, наверно, хозяевам этой обычной квартиры,
А может быть, просто забыли о лампе и тихо уснули,
Устав от уборок, покупок, размолвок и стирок...
И только свет лампы цветет на безмолвии улиц.Как трудно во мраке найти свой проселок, тропинку, дорогу -
Легко ошибиться, приняв за природу простые эстампы.
И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу
Зеленая лампа, зеленая лампа.