Тема урока: Человек в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Подлец или... ?
(Предыдущий урок: Идеологический роман. Последующий урок: “В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре”.)
Домашнее задание к уроку:
- Проследить по тексту романа путь Раскольникова к преступлению.
- Посмотреть, как часто в тексте романа встречается слово “подлец”. Определить относится ли оно к какому-то конкретному человеку или же к человеку вообще, т.е. к каждому из нас.
- Попытаться ответить на вопрос: что понимает Ф.М. Достоевский под красотой, утверждая, что “красота спасет мир”?
Цели урока:
- попытаться ввести учащихся в творческую лабораторию писателя.;
- начать исследование эстетики Ф.М.Достоевского;
- поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том, что есть наказание по Достоевскому.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
1. Вводное слово учителя о вечных проблемах, поднимаемых Достоевским в романе. | 1. Учащиеся слушают, пытаясь найти ответ на вопрос: что “своё” находили в романе и народники (страстотерпцы) и фашисты (сверхчеловеки). Учащиеся высказывают своё мнение по поводу. |
2. Задает проблемную ситуацию: осмыслить название романа. | 2. Учащиеся определяют, в чем смысл названия. Подбирают названия других произведений, также основанных на антитезе. |
У Достоевского - только ли противопоставление понятий? | Учащиеся записывают в тетради своё мнение об этом: “Преступление - это начало наказания. Для того чтобы само преступление стало настоящим нравственным наказанием по Достоевскому “душу нужно иметь”. |
3. Учитель организует работу по подбору материала для доказательства выдвинутого тезиса. | 3. Учащиеся реализуют первую часть домашнего задания, зачитывая отрывки, в которых отражен путь Раскольникова к преступлению. |
4. Учитель задает новую проблемную ситуацию: “Подлец ли человек?” | 4. Учащиеся реализуют вторую часть домашнего задания. Приводят цитаты из текста романа. где встречается слово “подлец”. Отвечают на вопрос: к кому применено это слово - к конкретному человеку ил к человеку вообще, т.е. к каждому из нас? |
5. Учитель пытается выяснить, а какова же позиция автора в этом вопросе. Для этого задает ряд вопросов. (Что делает человека подлецом? Что позволяет ему быть человеком? Какова по вашему мнению т.з. Ф.М.Достоевского?) | 5. Учащиеся зачитывают записанные дома ответы на вопрос о красоте. |
6. Кто становиться идеалом писателя в связи с вышеизложенным? Зачитывает отрывок из монолога Сонечки: “Это человек-то вошь!?” | 6. Учащиеся определяют, кому принадлежат слова. Отвечают на вопрос: почему именно Сонечка - идеал писателя? |
7. Учитель предлагает найти в тексте эпизоды, в которых Раскольников предстает перед нами человеком сострадающим, благородным, великодушным - душу имеющим. | 7. Учащиеся зачитывают текст, анализируют фрагменты. |
8. Почему Ф.М. Достоевский показывает Раскольникова таким? | 8. Ответы учащихся. (“Развенчивает “сильную личность””, “Показывает, что душа в нем возьмет верх”) |
9. Учитель говорит о том, что гений Достоевского в том, что он, желая реализовать эстетическую и философскую идею, не свел образ до схемы. Что же “подло” в жизни? | 9.Учащиеся читают и анализируют эпизод с письмом матери из первой части. пытаются найти противоречия в действиях и желаниях героя. |
10. | 10. Учащиеся делают вывод. Быть преступником - страшно! (Даже до совершения преступления, когда есть только намерения.) Страшно отделить себя от людей и не иметь возможности вернуться к ним. |
11. Учитель подводит итог урока: убивший раз может убивать многократно. для Раскольникова же :один раз убить - это непрекращающийся кошмар наказания. Учитель предлагает учащимся сформулировать продолжение темы проблемы. | 11. Учащиеся предлагают варианты.“Человек подлец или..?” (Cсвятой, праведник, человек, заблудший) |