Тема урока "Человек в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": подлец или …?"

Разделы: Литература


Тема урока: Человек в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Подлец или... ?

(Предыдущий урок: Идеологический роман. Последующий урок: “В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре”.)

Домашнее задание к уроку:

  1. Проследить по тексту романа путь Раскольникова к преступлению.
  2. Посмотреть, как часто в тексте романа встречается слово “подлец”. Определить относится ли оно к какому-то конкретному человеку или же к человеку вообще, т.е. к каждому из нас.
  3. Попытаться ответить на вопрос: что понимает Ф.М. Достоевский под красотой, утверждая, что “красота спасет мир”?

Цели урока:

- попытаться ввести учащихся в творческую лабораторию писателя.;

- начать исследование эстетики Ф.М.Достоевского;

- поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том, что есть наказание по Достоевскому.

Деятельность учителя Деятельность учащихся.
1. Вводное слово учителя о вечных проблемах, поднимаемых Достоевским в романе. 1. Учащиеся слушают, пытаясь найти ответ на вопрос: что “своё” находили в романе и народники (страстотерпцы) и фашисты (сверхчеловеки). Учащиеся высказывают своё мнение по поводу.
2. Задает проблемную ситуацию: осмыслить название романа. 2. Учащиеся определяют, в чем смысл названия. Подбирают названия других произведений, также основанных на антитезе.
У Достоевского - только ли противопоставление понятий? Учащиеся записывают в тетради своё мнение об этом: “Преступление - это начало наказания. Для того чтобы само преступление стало настоящим нравственным наказанием по Достоевскому “душу нужно иметь”.
3. Учитель организует работу по подбору материала для доказательства выдвинутого тезиса. 3. Учащиеся реализуют первую часть домашнего задания, зачитывая отрывки, в которых отражен путь Раскольникова к преступлению.
4. Учитель задает новую проблемную ситуацию: “Подлец ли человек?” 4. Учащиеся реализуют вторую часть домашнего задания. Приводят цитаты из текста романа. где встречается слово “подлец”. Отвечают на вопрос: к кому применено это слово - к конкретному человеку ил к человеку вообще, т.е. к каждому из нас?
5. Учитель пытается выяснить, а какова же позиция автора в этом вопросе. Для этого задает ряд вопросов. (Что делает человека подлецом? Что позволяет ему быть человеком? Какова по вашему мнению т.з. Ф.М.Достоевского?) 5. Учащиеся зачитывают записанные дома ответы на вопрос о красоте.
6. Кто становиться идеалом писателя в связи с вышеизложенным? Зачитывает отрывок из монолога Сонечки: “Это человек-то вошь!?” 6. Учащиеся определяют, кому принадлежат слова. Отвечают на вопрос: почему именно Сонечка - идеал писателя?
7. Учитель предлагает найти в тексте эпизоды, в которых Раскольников предстает перед нами человеком сострадающим, благородным, великодушным - душу имеющим. 7. Учащиеся зачитывают текст, анализируют фрагменты.
8. Почему Ф.М. Достоевский показывает Раскольникова таким? 8. Ответы учащихся. (“Развенчивает “сильную личность””, “Показывает, что душа в нем возьмет верх”)
9. Учитель говорит о том, что гений Достоевского в том, что он, желая реализовать эстетическую и философскую идею, не свел образ до схемы. Что же “подло” в жизни? 9.Учащиеся читают и анализируют эпизод с письмом матери из первой части. пытаются найти противоречия в действиях и желаниях героя.
10. 10. Учащиеся делают вывод. Быть преступником - страшно! (Даже до совершения преступления, когда есть только намерения.) Страшно отделить себя от людей и не иметь возможности вернуться к ним.
11. Учитель подводит итог урока: убивший раз может убивать многократно. для Раскольникова же :один раз убить - это непрекращающийся кошмар наказания. Учитель предлагает учащимся сформулировать продолжение темы проблемы. 11. Учащиеся предлагают варианты.“Человек подлец или..?” (Cсвятой, праведник, человек, заблудший)