Цели:
- Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
- Возрождение утерянных традиций русской культуры.
- Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.
- Развитие художественных склонностей и задатков.
Оборудование:
Наглядные пособия: праздничная народная одежда, глиняные птички, выставка книг, журналов с изображением праздничной женской одежды и головных уборов. На доске плакат с изображением девушки в русском народном костюме, эскизы кокошников, музыкальное сопровождение: исполняются русские народные песни (диск), показ отрывка из мультфильма: “Аленький цветочек”, отрывки из сказок: “Варвара краса – длинная коса, Марья – искусница” -DVD, мультимедиа проектор.
Предварительная подготовка:
На кружке: “Народные промыслы России” ребятами были изготовлены: птички – вестники весны и расписаны, на уроке труда изготовлены кокошники; дети одеты в русские народные костюмы; с ребятами разучен русский народный танец и хоровод; в помощь (для исполнения танца) приглашена ученица 11 класса.
Эпиграф к уроку:
“В человеке всё должно быть прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли”.(А.П.Чехов)
Ход урока
I. Организационный момент:
Под звуковое сопровождение: “Во поле берёзка стояла” учащиеся кружат хоровод, представляя при этом праздничную одежду русской женщины.
После представления костюма преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока.
ІІ. Новый материал:
Учитель: - Ребята, мы продолжаем наши встречи на тему: “Русское народное творчество” и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.
Весна-красна, на чём пришла?
На сохе, бороне, на кобыле – вороне.
Летите в поле, несите здоровье.
Первое коровье, второе – овечье,
Третье – человечье.
Беседа:
Учитель: - А теперь, глядя на Кристину, я хотел бы услышать тот вид искусства, который играл огромную эстетическую роль в жизни русского человека.
Дети: - Прикладное искусство: одежда, посуда, домашняя утварь…
Учитель: - Чуть подробнее остановимся на одежде.
Лекция:
Учитель: В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света.
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.
Беседа:
Учитель: - Ребята, скажите, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?
Дети: Да.
Учитель: - Правильно ребята.
Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием детский фольклор. Начиная с самого рождения, вас окружает материнская забота, любовь.
Учитель: - Какие песни и стишки вы слышали от мам, когда были маленькими? (ребята приводят свои примеры)
После ответов детей, учитель дополняет их познания следующими:
Учитель: Часто мамы кладут детей на спинку, поглаживают, делая своеобразную гимнастику, при этом говоря:
Потягушечки, потягушечки,
Поперёк себя мишушечки,
Ручки похватушечки,
Ножки побегушечки,
Роток – говорок,
В головушку – разумок.
Так ласково, нежно обращаются они с младенцами, физически развивая их при этом. Эти стишки называют пестушками от слова пестовать, т.е. ухаживать, нянчить, носить на руках.
Чуть позже, когда ребёнок начинает немного понимать, в ход развития включаются потешки, от слова тешить, развлекать, а наряду с этим и учить ребёнка ходить, делать элементарные движения.
Топы, топы – по лавочке.
Цапы, цапы – за лапочки.
А также:
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
- Этому дала (4 раза)
- А этому не дала.
- Ты дров не рубил,
Воды не носил
Тебе и нет ничего.
И ещё:
Пальчик – мальчик – где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил,
- С этим братцем – щи варил,
- С этим братцем – кашу ел,
- С этим братцем – песни пел!
Вот такие стишки – пестушки и потешки, а также колыбельные песни выдумывали для детей взрослые, все они собраны в разделе народного творчества под названием “Поэзия пестования”. Теперь ваши примеры (примеры ребят).
Но не только взрослые, но и сами ребята сочиняли для себя, для забавы.
Учитель: - Как вы думаете что?
Дети: - Считалки, загадки, дразнилки, игры…
Учитель:
- Рыжий, рыжий, конопатый.
Убил дедушку лопатой.
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил
Учитель: - Как вы думаете, что это?
(Дразнилка)
Учитель: - Зимой и летом, одним цветом?
(Загадка)
Лекция:
Учитель: Со временем ребята взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции русского народа и так же, как и их папы, мамы, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, где пели, плясали, водили хороводы.
Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр (для примера показываются репродукции картин А.Г. Васнецова с изображением русских женщин в сарафанах).
Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами (просмотр отрывков из мультфильма и кинофильмов).
Беседа:
Учитель: - Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами фильмов (ребята отвечают).
Учитель: Их называли венцы, пчелки, перевязки, ширинки, кокошники (учитель обращает внимание ребят на репродукцию картины Н. Аргунова “Портрет девушки в кокошнике”), коруны (М. Врубель “Царевна Лебедь”).
Лекция:
Учитель: Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.
Народные головные уборы украшали рясны - подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)
К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов, которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.
Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: “кокош” - петух.
III. Практическая работа.
- Учитель раздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из белого картона).
- Объясняет, какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый, красный, оранжевый и др.).
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные).
- Учитель с ребятами рассматривают репродукции (В.Суриков “Посещение царевной женского монастыря”, А.Васнецов “Жница”) – диск – мультимидио проектор.
(Показ репродукций проходит с комментарием учителя.)
- А.Васнецов любил писать портреты крестьян, сценки из их жизни, крестьянский быт. На крестьянской девушке в поле, среди созревших колосьев, надет национальный русский костюм, девушка необычно привлекательна и трогательна (репродукция “Жница”) и т. д.
- Учитель предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников (обращает внимание ребят на доску, где висит таблица “Женские головные уборы”).
- Кокошники на таблице имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассматриваем.
При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника.
При выборе рисунка орнамента используйте своё воображение и фантазию.
Учитель предлагает ребятам использовать цветочный орнамент (таблица), т.к. цветы – это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать – весну встречать. (Ведь данные кокошники ребята готовят, расписывают, чтобы подарить своим мамам для того, чтобы они в народном масленичном гулянии использовали данный головной убор, как дополнение к своему русскому народному костюму).
- Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая (эскизы линий изображены на плакате).
Выполнение работ.
Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.
После выполненной работы ребята танцуют под звуковое сопровождение русский народный танец. Ученицы танцуют в кокошниках, расписанных на уроке.
IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются.
V. Подводится итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?
- Какие формы головных уборов вы знаете?
- Как украшали головные уборы?
- Какой орнамент используется при изображении кокошника?
VI. Домашняя работа:
Нарисуйте в альбомах кокошник, орнаментом которого будет птица.