Литература
-
Тема урока: "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей". 1-й класс 2020
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями; совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления.
-
Тема урока: "Летим?" (Несвободный мир в рассказе Виктора Пелевина "Затворник и Шестипалый") 2014
Цель урока: выделить основные проблемы произведения; проанализировать возможности и стремления людей к нравственному самосовершенствованию; осмыслить авторскую позицию.
-
Тема урока: "М.В. Исаковский – поэт-песенник" 2014
Живое слово земляков и о земляках на уроке литературы расширяет представления об истории и нынешнем дне родного края, воспитывает подрастающее поколение "в моральном климате памяти". Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми сведениями о писателях и поэтах, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением.
-
Тема урока: "Маяковский сегодня" 2013
Цель урока: подвести итоги по творчеству поэта; уметь четко формулировать вопросы к теме; вести диалог.
-
Тема урока: "Музыкальный пейзаж" 2007
Цели и задачи урока: подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе описания картины и прослушивания музыкального произведения; сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал; углубить знания шестиклассников о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.
-
Тема урока: "На любовь свое сердце настрою…" (по лирике Б.Ш. Окуджавы). 11-й класс 2011
Урок знакомит с творческой биографией Б.Ш. Окуджавы, с литературным жанром «авторская песня». Учащиеся приобретают навыки монологической речи и составления комплексного анализа лирического произведения.
-
Тема урока: "На рыбачьей тропе" (по произведениям Е.И. Носова "Белый гусь", "Живое пламя"). 5-й класс 2012
Цель урока: приобщение учащихся к сокровищницам литературы, воспитание интереса к творчеству курских писателей и поэтов, желание видеть красоту родного края, понимать язык природы и быть бережным ее защитником. Ученики знакомятся с творчеством Е.И. Носова. Учатся связывать прошлое с настоящим, испытывать любовь к Отечеству.
-
Тема урока: "Наперсница волшебной старины" (сценарий занятия-спектакля, посвященного няне А.С. Пушкина) 2007
Наше занятие-спектакль посвящено удивительной женщине, которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл "мамушкой", которой он посвятил столько нежных поэтических строк: оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича - Арине Родионовне. Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, "наперсницы волшебной старины"; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого поэта, "был известен ей как нельзя короче".
-
Тема урока: "Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2011
Урок является заключительным на этапе изучения рассказа К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Задачи урока: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков.
-
Тема урока: "Научить читать не глазами, а сердцем" 2007
Литература через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Литературу и нужно изучать для того, чтобы человек попытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность.
-
Тема урока: "Наш Есенин" 2006
Основная целевая направленность урока заключается в том, чтобы учащиеся, познакомившись с биографией великого поэта, пожелали глубже изучить его творчество, мир его великолепной, яркой поэзии, разумно, правильно оценивать его творения. Использование фотографий, документов, фонограмм на стихи поэта, его живого голоса даёт возможность раскрыть особенности его судьбы и творчества.
-
Тема урока: "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". 6-й класс 2009
Цель урока – углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. На уроке происходит обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы). Формируются у школьников такие нравственные качества как честность, доброта, долг.
-
Тема урока: "О дружбе, верности, любви по сказке Г-.Х. Андерсена "Снежная королева"" 2013
Цель урока: анализировать понятия «дружба", "верность", "любовь» в художественном произведении. Учащиеся учатся выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.
-
Тема урока: "Очерк жизни и творчества А.Н. Островского" 2006
Урок на тему "Очерк жизни и творчества А.Н.Островского" позволяет учащимся 10-го класса познакомиться с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Через данную форму урока учитель формирует у учащихся умение ориентироваться в историко-литературном пространстве.
-
Тема урока: "По следам прочитанных сказок" (программа А.Г. Кутузова). 5-й класс 2007
Данный урок для 5-го класса является обобщающим. Соответствует программе А.Г. Кутузова и составлен по учебнику А.Г. Кутузова «В мире литературы», 1-я часть. В ходе занятия учащиеся должны показать знания по изученным произведениям и по теории литературы. Урок составлен в нетрадиционной форме (КВН).
-
Тема урока: "По страницам тургеневского романа "Отцы и дети" 2005
Урок представлен в виде игры "Брейн-ринг". Урок-игра строится по трем уровням - от простого к сложному (репродуктивный, репродуктивно-поисковый, творческий). Цель урока: повторить, привести в систему ранее изученное, оценить степень художественной зрелости учащихся, развить познавательные интересы к уроку литературы.
-
Тема урока: "Подвиг поэта" 2006
При изучении литературы о Великой Отечественной войне представляется особенно важным не ограничиваться декларативными, дежурными восклицаниями о величии нашей Победы, ее всемирно-историческом значении, а попытаться дать учащимся прикоснуться сердцем к ее живым истокам, "примерить на себя" и героизм, и трагизм тех дней.
-
Тема урока: "Понятие о сравнении" 2012
Когда мы читаем стихи, душой чувствуем их прелесть. Как создается образ? Какие средства имеются в распоряжении поэта? Одно из самых ярких средств художественной выразительности – сравнение. Урок посвящен "рождению" вдохновения.
-
Тема урока: "Пробуждение охлажденного сердца" по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб" 2013
Цель урока – рассмотреть нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского, продолжить воспитание отзывчивости, коллективизма, внимания и любви к окружающим и природе, внушить учащимся золотое правило этики: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». На уроке учащиеся продолжают формировать навыки аналитического чтения, умение находить в тексте ответы на вопросы.
-
Тема урока: "Путешествие в Сказкоград" 2006
Внеклассное чтение среди учеников начальных классов проходит в виде урока путешествия по сказкам.
-
Тема урока: "Пушкинское «Лукоморье». Сравнение народной сказки с литературной сказкой А.С. Пушкина" 2012
Известно, что свои литературные сказки А.С. Пушкин создавал на основе устного народного творчества. Как можно организовать работу на уроке, чтобы дети не только услышали о связи русских народных и пушкинских произведений, но и сами в результате исследований пришли к такому выводу.
-
Тема урока: "Решающие поступки Катерины" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Урок-конспект по литературе в 10-м классе вызвает у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях "темного царства", углубляет понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально-значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик), помогает освоить ключевую лексику художественного текста.
-
Тема урока: "Роль культуры в годы Великой Отечественной войны" (двухчасовой урок по истории). 11-й класс 2007
Данный урок развивает навыки работы с дополнительной литературой, учит делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
-
Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» изучается в 5-м классе (программа И.А. Княжицкого). Первый урок (тема «Роль пейзажа») – попытка заглянуть в творческую мастерскую художника, работающего словом, на котором ученики должны получить представление об основных средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, олицетворениях. Чтобы активизировать внутреннее зрение начинающих читателей, им предлагается побывать в роли иллюстраторов (рисунки к уроку могут быть выполнены на уроках рисования). На уроке большое внимание уделяется выразительному чтению (ребята учат наизусть предложенные учителем фрагменты). Работая с текстом, ребята учатся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении.
-
Тема урока: "Сатира и юмор в русской литературе, или Смех – лучшее лекарство" 2007
Урок литературы проходил в рамках валеологической декады в школе "Мы - за здоровый образ жизни". Цель данного урока - приобщить учащихся к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения; психологически настроить обучающихся на позитивное, то есть создать хорошее настроение, благоприятный микроклимат в коллективе.
-
Тема урока: "Своеобразие жанра стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина". 6-й класс 2014
В основе уроков лежит исследование учениками художественного текста, в начале которого ученики в той или иной форме знакомятся с тестом. Основу для урока составляет домашнее задание: необходимо нарисовать иллюстрацию к стихотворению, отразив все происходящее. В итоге учащиеся сами находят ответы для своих вопросов.
-
Тема урока: "Сейте разумное, доброе, вечное!" (урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" в 6-м классе) 2007
Урок по литературе для 6-го класса. Именно в ходе этого урока раскрывается основная мысль рассказа, проявляется позиция автора, происходит дальнейшее освоение шестиклассниками нравственной проблематики произведения В.Г. Распутина, этических категорий «добро», «бескорыстие», «ответственность».
-
Тема урока: "Сим остаюсь твой сын, мулла, я – странник бедный" (загадка происхождения М.Акмуллы) 2007
Урок посвящен жизни и творчеству одного из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы, философской и общественно-политической мысли Башкортостана XIX столетия Мифтахетдину Акмулле - поэту, учителю, просветителю. Основная цель урока - познакомить студентов с трагической судьбой М.Акмуллы, раскрыть духовный мир поэта, разгадать загадку его происхождения; познакомить с жанровым разнообразием его поэзии. Занятие проводится для студентов-первокурсников, поступивших на базе 9-го класса. Данная тема включена в рабочую программу по литературе для реализации национально-регионального компонента.
-
Тема урока: "Символические образы у Тынянова и Булгакова" 2006
Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в ходе изучения произведений Тынянова и Булгакова: показать мастерство и гражданское мужество писателей, выявить основные символические образы у этих авторов, развивать умения и навыки анализа прозаических произведений.
-
Тема урока: "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия" 2005
Знакомя учащихся со сказками Салтыкова-Щедрина, наша задача донести до детей мысль о том, что сказки - это не только развлекательный жанр, содержащий в себе народную мудрость, но и политическая сатира на современное общество и государственное устройство. На примере сказок "Дикий помещик" и "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил" мы рассматриваем особенности изображения действительности, знакомимся с сатирическим изображением персонажей.