Литература
-
Тема сталинских репрессий в живописи, литературе и музыке 2021
Цель урока: проанализировать роман К.Дзесова «Рубцы на сердце»; познакомить учащихся с работами И.П.Обросова и И.Джанкишиева по данной тематике; прививать гуманистические чувства; развивать устную связную речь.
-
Тема страха в повести В.Маканина "Лаз". 11-й класс 2005
Урок построен в форме беседы по антиутопии В.Маканина. Выборочная работа с текстом позволяет выявить мотив патологического страха, пронизывающий весь сюжет повести, усиленный "зеркально-симметричным" построением сюжета. Угроза врастания людей в бездуховную толпу, вымирание культуры, патологический страх, мешающий жить, и поиск веры в спасение - всё это есть в повести. Вопросы учителя являются своеобразным планом к написанию сочинения на данную тему.
-
Тема счастья в повести И.С. Тургенева "Ася" 2011
Урок в технологии учебного диалога с применением интерактивной доски. Задача учащихся – зафиксировать результаты наблюдений в таблице, отразив все этапы исследования текста повести. Творческий потенциал урока заключается в возможности учеников выразить свой взгляд на счастье и меру ответственности в любви каждого.
-
Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака по стихотворению "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" 2011
В ходе урока осуществляется осмысление темы творчества в поэзии Пастернака; развитие навыков анализа стихотворного произведения; развитие устной речи, выразительного чтения.
-
Тема творчества и творца в стихотворении "Волшебная скрипка" и рассказе "Скрипка Страдивариуса" Н.Гумилева 2009
Урок литературы в 11-м классе приобщает старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальности творческого мира Н.Гумилёва, формируя умение анализировать художественный текст.
-
Тема трагической судьбы личности в "Маленьких трагедиях" А.С. Пушкина 2008
Обращаясь к творчеству А.С. Пушкина, мы каждый раз обретаем что-то новое для себя. Таковы и "Маленькие трагедии" поэта, в частности, бессмертная трагедия "Моцарт и Сальери". В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором и светлым гением. Лиричности, возвышенности Моцарта противостоит сухой рационализм Сальери. Материал урока поможет раскрыть одно из острейших противостояний жизни: гениальность и заурядность —"вещи несовместные".
-
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова "Хлеб для собаки" и "Пара гнедых"). 11-й класс 2014
Рассказы В.Тендрякова изучаются в контексте других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве. В ходе урока предполагается ответить на вопросы, каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов XX века в рассказах, в чем абсурдность и трагизм существования простого человека в описываемую эпоху.
-
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2012
Учащиеся узнают об особенностяхи эпохи 60-х годов, изображенной на страницах произведения, основные формы государственного устройства. Формируют первичное понятие об избирательной системе Российской Федерации. Разбирают понятие "политического режим". Отличают политические режимы по характерным признакам.
-
Тема урока "А счастье было так возможно… Права ли Татьяна?" (Анализ 8-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин") (9-й класс) 2010
Этот урок последний, завершающий изучение романа «Евгений Онегин». За основу урока взята тема маски, за которой прячется подлинная сущность человека. Отсюда построение структуры. В первой части тема маски связана с Онегиным, во второй части – с Татьяной. Эта структура помогает соединить воедино те знания и умения анализа образов главных героев, которые были получены на предыдущих уроках.
-
Тема урока "В.М. Шукшин "Срезал". Идея рассказа 2014
Урок направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД) смыслового чтения при работе с художественным текстом и предусматривает развитие данной компетентности.
-
Тема урока "Давайте понимать друг друга с полуслова…" 2010
Внеклассное мероприятие по литературе посвящается памяти Булата Окуджавы, чей юбилей праздновался 9 мая 2009 года. Общаясь с учениками, не перестаю удивляться, как мало они знают по-настоящему красивых, умных песен. Поэтому учитель посчитал целесообразным познакомить своих учеников с творчеством Булата Окуджавы, когда у них формируются свои представления о нравственности, патриотизме, человечности, красоте.
-
Тема урока "Жуковский – создатель романтической поэмы" (9-й класс) 2010
Представленный урок не только расширяет представления учащихся о романтизме как литературном направлении, но и способствует пониманию и распознаванию черт романтизма на примере баллады «Светлана». Суть баллад Жуковского – в их «больших чудесах», в мечтательности, в создании особого мира фантастики чувств и настроений, мира, в котором поэт вовсе не подчинен логике действительного, а творит в своей мечте свободно выражать настроение.
-
Тема урока "Л.Н. Толстой. "Детство" 2010
Урок литературного чтения знакомит учащихся с краткой биографией Л.Н. Толстого, историей появления повести «Детство». Занятие развивает навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст.
-
Тема урока "Лексические средства выразительности речи". 7-й класс 2012
Урок входит в одну из тем по развитию речи и включает в себя комплексный анализ текста. Особое внимание уделяется лексическим средствам выразительности речи (тропам). Данный вид работы готовит учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новом формате ГИА (А-3, часть С) и ЕГЭ ( В-8, часть С).
-
Тема урока "Любовная лирика Ф.И. Тютчева". 10–11-е классы 2013
Урок для 10–11-х классов построен в нестандартной форме. Это творческая лаборатория поэта XIX века – Ф.И. Тютчева. На уроке рассматривается любовная лирика поэта. Цели урока: учить понимать и ценить любовь к женщине, формировать системы знаний в области поэзии, помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
-
Тема урока "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады" 2014
Предлагается интегрированный урок изучения нового материла. В основе урока – межпредметная интеграция с историей, изобразительным искусством, которая отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, способствует выделению как главных элементов содержания, так и взаимосвязи между учебными предметами, предполагает не только согласованность программ, но и их взаимопроникновение.
-
Тема урока "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?" 2008
Данная статья представляет собой план проведения урока литературы по теме: "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?"
-
Тема урока "Обучение подробному изложению" 2009
На уроке закрепляется понятие подробного изложения текста.
-
Тема урока "Понятие греха" (занятие факультативного курса по авторской программе "Основы христианской этики в русской литературе") 2008
Автор данной программы уверена, что христианское мировоззрение преподавателя - это ключ, которым открываются кладовые духа русских писателей, великие истины, великие ценности. Более пристальное, одухотворенное погружение в глубины художественного произведения способствует формированию важнейших ценностных поведенческих ориентиров учащихся и, главное, их нравственной и гражданской позиции.
-
Тема урока "Понятие о союзе" 2013
В статье дается понятие о союзе как части речи; формируется коммуникативная компетенция учащихся; воспитывается ответственность учащихся за общий результат деятельности.
-
Тема урока "Прекрасное рядом" (5-й класс) 2010
Урок внеклассного чтения в 5-м классе проводится по рассказу К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома», чтобы вызвать учащихся к живому разговору, закрепить понимание прочитанного. Цель урока: углубить знания учащихся по творчеству писателя, научить их видеть и понимать красоту природы, воспитать чувство настоящего хозяина родной земли.
-
Тема урока "Простые и вечные истины" 2012
Цель урока – привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе.
-
Тема урока "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка…" 9-й класс 2012
Урок представляет собой опыт сопоставительного анализа стихотворений с одинаковым названием – "Пророк". Элементом опережающего обучения является привлечение для частичного анализа стихов А.Ахматовой, выявление того, как в ее творчестве развивается тема поэта и поэзии.
-
Тема урока "Салют Победы". 7-й класс 2011
Внеклассное мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и ее народ, бережное отношение к ветеранам, труженикам тыла. На мероприятии предлагается чтение стихотворений, инсценировка, исполнение частушек о войне, сообщения обучающихся о ветеранах-пашковцах, рассказ труженицы тыла о жизни села во время Великой Отечественной войны. На мероприятии присутствует региональный компонент, элементы ИКТ.
-
Тема урока "Суд идет… Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти") 2009
Урок помогает произвести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", прокомментировать ее "узловые" темы, показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе.
-
Тема урока "Театр жил и будет жить…" 2009
Этот урок завершает тему «Театр». На прошлых уроках говорили об известных личностях, которые связали свою жизнь с театром. Г.Камал – драматург, сам тоже исполнял некоторые роли. Г.Кариев организовал первую театральную труппу, тоже исполнял роли и в то же время руководил труппой «Саяр». Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская первая артистка театра из женщин. До нее женские роли исполняли мужчины.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.
-
Тема урока "Теория Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Самооправдание или самообман?". 10-й класс 2014
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «заповеди Христа» и их морально-нравственной основой. На уроке ученики выясняют, какие нравственные, общественные проблемы затрагивает писатель, развенчивая теорию своего героя о делении людей на «высших» и «тварей дрожащих». Цель данного урока: подвести обучающихся к осмыслению образа Раскольникова, научить сопоставлять, анализировать мотивы поступков героя и делать соответствующие выводы.
-
Тема урока "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью" 2008
Представлен конспект урока-обобщения по теме "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью".
-
Тема урока "Человек в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": подлец или …?" 2013
Урок позволяет исследовать эстетику творчества Ф.М. Достоевского, а также поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том, что есть наказание по Достоевскому. Материал урока дает возможность вызвать учащихся на активную беседу по содержанию романа.