Этап урока. | время | Ход урока. |
1. Организационный момент. (Подготовить учащихся к работе на уроке, установка внимания.) |
1 мин. | Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку. Проверили, вот теперь начнем урок. |
2. Проверка д/з. | 1 мин. | Упр 214, задание № 2, 4. |
3. Подготовка учащихся к работе. (Формирование познавательных навыков.) |
2 мин. | Я сегодня хочу прочитать вам эпиграф к нашему уроку: “ Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.” Дитмар Эльяшевич Розенталь. – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? |
4. Изучение нового материала. (Создать условия для усвоения учащимися новых знаний умений, навыков.) |
8 мин. | Мы можем правильно писать (компьютер сегодня
тоже в этом хорошо помогает), но зачастую не умеем хорошо, красиво при
этом говорить. Чтобы научиться выразительной речи , нужно постигнуть ее
законы и особенности.
Мне в руки попали две работы учеников. Сейчас я их вам прочту. Работа первая: “Широкое звездное небо посеребрило звездным светом туманную даль лугов. Прояснилось и смутное очертание холма, словно нависшего над рекой. Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звездами, и долго еще слушали ночь.” – Ребята, о чем написал ученик ? Назовите тему? Как бы вы озаглавили текст? (О ночной прогулке, о звездах, мерцающих в ночи.) – Как понимаете слово “зенит” ? (наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя , т.е. смотрели в даль неба) Работа вторая: “Синее небо. На нем горят звезды. Их свет освещает все вокруг. Видны холмы, речка. Потом мы пошли по лугу и увидели стог сена. Мы решили посидеть на нем и посмотреть на небо. Было темно, и звезды было очень хорошо видно.” – О чем написал этот ученик? Может, орфографические ошибки найдете? – Чем пользовался в своей работе первый ученик? – Назовите их. Если дети не знают, рассказать о тропах и вместе найти примеры в тексте. |
5. Закрепление новых знаний, умений, навыков. | 7 мин. | – Рассмотрите картину А.И.Куинджи “ Березовая роща”.
– Что нарисовано на картине? Назовите предметы и их признаки. – Почему же березка сияющая, веселая? – С кем бы вы сравнили эти березки? (Молодые стройные девушки,
которые водят хоровод.) |
6. Обобщение и систематизация знаний , умений, навыков. | 1 мин. | Сегодня мы проникли в законы выразительности речи и
открыли для себя три удивительных секрета. Каких? (существуют тропы) |
7. Рефлексия. | 9 мин. | Сейчас я вас попрошу восстановить текст,
воспользовавшись данными секретами. Разбейтесь по парам. Прочитайте,
допишите. Время работы 5 минут. Сравнить с оригиналом. – У кого получилось похоже? Чтение получившихся текстов. Оценить. Проанализировать. |
8. Подведение итогов урока. (Осмысление значения и смысла деятельности на уроке.) |
2 мин. | – Учиться хорошей речи надо долго и внимательно –
прислушиваясь, запоминая, читая и изучая каждое слово. (Д.С. Лихачев) – Мудрым познанием жизни отзовется слово британца, блеснет легкое слово француза, придумает умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово. (Н.В.Гоголь) – Нет в мире выразительнее языка , чем русский, гордитесь, что вы – носители этого языка. Постигайте его секреты и самосовершенствуйтесь! |
9. Инструктаж о д/з. | 1 мин | Упр 216, задания № 1, 2. |
Тема урока "Лексические средства выразительности речи". 7-й класс
- Панова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык, Литература
Класс: 7