Тема урока "Лексические средства выразительности речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 7


Этап урока. время Ход урока.
1. Организационный момент.

(Подготовить учащихся к работе на уроке, установка внимания.)

1 мин. Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку. Проверили, вот теперь начнем урок.
2. Проверка д/з. 1 мин. Упр 214, задание № 2, 4.
3. Подготовка учащихся к работе.

(Формирование познавательных навыков.)

2 мин. Я сегодня хочу прочитать вам эпиграф к нашему уроку:

“ Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.” Дитмар Эльяшевич Розенталь.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

4. Изучение нового материала.

(Создать условия для усвоения учащимися новых знаний умений, навыков.)

8 мин. Мы можем правильно писать (компьютер сегодня тоже в этом хорошо помогает), но зачастую не умеем хорошо, красиво при этом говорить. Чтобы научиться выразительной речи , нужно постигнуть ее законы и особенности.

Мне в руки попали две работы учеников. Сейчас я их вам прочту.

Работа первая: “Широкое звездное небо посеребрило звездным светом туманную даль лугов. Прояснилось и смутное очертание холма, словно нависшего над рекой. Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звездами, и долго еще слушали ночь.”

– Ребята, о чем написал ученик ? Назовите тему? Как бы вы озаглавили текст?

(О ночной прогулке, о звездах, мерцающих в ночи.)

– Как понимаете слово “зенит” ?

(наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя , т.е. смотрели в даль неба)

Работа вторая: “Синее небо. На нем горят звезды. Их свет освещает все вокруг. Видны холмы, речка. Потом мы пошли по лугу и увидели стог сена. Мы решили посидеть на нем и посмотреть на небо. Было темно, и звезды было очень хорошо видно.”

– О чем написал этот ученик?
– Чья работа вам больше понравилась ?
– А как бы вы хотели писать свои сочинения: как первый или как второй ученик?
– Тогда давайте разбираться в работах и выяснять, почему первая вам понравилась больше ? Ведь написано об одном и том же!
– Что же есть такого в первой работе, чего не хватает во второй?

Может, орфографические ошибки найдете?
(Во второй работе запятая лишняя.)

– Чем пользовался в своей работе первый ученик?
(Тропами : эпитеты, олицетворения, сравнения.)

– Назовите их.
(Бездонный зенит, шевелящиеся звезды; небо посеребрило; словно нависшего над рекой.)

Если дети не знают, рассказать о тропах и вместе найти примеры в тексте.

5. Закрепление новых знаний, умений, навыков. 7 мин. – Рассмотрите картину А.И.Куинджи “ Березовая роща”.

– Что нарисовано на картине? Назовите предметы и их признаки.
Выберите к слову береза прилагательные, выражающие настроение картины.
(Грустная, пышная, веселая, сияющая и т. д. )
Как называются такие прилагательные? (Эпитеты.)

– Почему же березка сияющая, веселая?
(Ей весело и радостно.)
– Назовите глаголы отражающие настроение героинь картины.
(Березка веселится и радуется.)
– Что передают такие глаголы? (Олицетворение, мысль единства мира природы и человека.)

– С кем бы вы сравнили эти березки? (Молодые стройные девушки, которые водят хоровод.)
– Сравнивая с другими предметами, изображаемое оживает.
– Как называется такое средство выражения мысли?
(Сравнение.)

6. Обобщение и систематизация знаний , умений, навыков. 1 мин. Сегодня мы проникли в законы выразительности речи и открыли для себя три удивительных секрета. Каких?

(существуют тропы)

7. Рефлексия. 9 мин. Сейчас я вас попрошу восстановить текст, воспользовавшись данными секретами. Разбейтесь по парам. Прочитайте, допишите.
Время работы 5 минут.
Сравнить с оригиналом.
– У кого получилось похоже?
Чтение получившихся текстов. Оценить. Проанализировать.
8. Подведение итогов урока.

(Осмысление значения и смысла деятельности на уроке.)

2 мин. – Учиться хорошей речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая каждое слово. (Д.С. Лихачев)
– Мудрым познанием жизни отзовется слово британца, блеснет легкое слово француза, придумает умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово. (Н.В.Гоголь)
– Нет в мире выразительнее языка , чем русский, гордитесь, что вы – носители этого языка. Постигайте его секреты и самосовершенствуйтесь!
9. Инструктаж о д/з. 1 мин Упр 216, задания № 1, 2.

Приложение 1.

Приложение 2.