Цель урока.
- Осмыслить пушкинские “Подражания ...” как цикл, качественно новое жанровое образование для пушкинского творчества и вообще для русской литературы.
- Обосновать необходимость обращения к циклу как обязательному для изучения по новым стандартам по литературе в старшей школе.
- Разрушить стереотип восприятия Ислама как религии жёсткой и жестокой.
- Помочь учащимся понять, что Коран, как Библия и иудейская Тора ,как священная книга любой религии , исповедует общечеловеческие ценности.
Оборудование урока. Слайд-презентация, тексты произведения, информационные карты – памятки для учащихся: признаки жанра оды, признаки жанра притчи, признаки жанра элегии.
Информационная карта № 1. Жанр оды. Признаки жанра.
1) Предмет поэзии имеет возвышенный характер.
2) Наблюдается приуроченность к значимому событию.
3) Произведение проникнуто пафосом прославления Родины, науки, государственного деятеля.
4) Мозаичность образов, выразительных средств.
5) Особенности формы: строфа из 10 стихов, наличие риторических вопросов, риторических восклицаний, мифологических образов.
6) Наличие перифраз, развёрнутых метафор, гипербол.
Использование образовательных технологий: 1) технология дифференцированного обучения (определить задания к уроку по трём уровням сложности).
- Учащиеся группы А обобщают сведения по истории создания цикла.
- Учащиеся группы Б проводят анализ духовной оды (1 доминанта) .
- Учащиеся группы В готовят анализ духовной притчи (2 доминанта).
- Учащиеся группы Г готовят анализ третьей триады цикла.( 3 доминанта).
- Учащиеся группы Д выступают с презентацией по материалам урока.
- Технология концентрированного обучения - лекция-визуализация.
Ход урока
1. Выступление учащихся группы А. История создания цикла “Подражания Корану”.
Примерное содержание выступления.
С Кораном А.С.Пушкин познакомился ещё в Лицее. Из лекций профессора Кайданова И.К. лицеисты получили первое представление о древнейших религиях: Исламе, арабской и персидской литературах. А первая встреча с миром Ислама произошла во время его путешествия по Северному Кавказу, Крыму и Бессарабии. Он видел памятники культуры мусульман, вслушивался в их молитвы, наблюдал за традициями и обрядами. Вернувшись в Михайловское в 1824 году, Пушкин не раз вспоминал “немолчный говор” и “поэтические слёзы” бахчисарайского фонтана.
“Подражания Корану” не единственное произведение, в котором поэт обращается к восточному миру. Пушкинисты насчитывают в творческом наследии поэта более 50 произведений, так или иначе связанных с Восточной культурой. Это поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, лирические стихотворения. “Слог восточный был для меня образцом” ,- писал поэт о своей работе над “Бахчисарайским фонтаном” в письме к князю Вяземскому П.Я.
Коран – это запечатлённые письменно проповеди пророка Мухаммеда, которые он произносил на протяжении почти 30 лет, приобщая свой народ к новой для арабов религии единобожия (до этого они были язычники). Именно потому, что это фактически запись устной речи, Коран довольно сложен по своей структуре: в нём более 40 глав (их правильно называть “суры”), иногда прямая речь самого Аллаха, некоторые сюжеты неоднократно повторяются.
Так как А.С.Пушкин был чрезвычайно восприимчив к иным национальным мирам и культурам , то в его творчестве , по словам Ф.М.Достоевского , “засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении” (Речь о Пушкине).
Какие первоисточники использовал Пушкин для своих “Подражаний...”? Во-первых, перевод Корана , выполненный М.И.Верёвкиным , а также перевод Корана, выполненный французским путешественником Клодом Этьеном Савари.
Пушкинские “Подражания...”представляют собой свободное переложение сур Корана и ни в коей степени не передают “историю ислама”. От этого ошибочного взгляда на пушкинское произведение нас предупреждает Сергей Александрович Фомичёв, впервые обративший внимание на событийную основу цикла : “Как искажается пушкинский цикл в целом и отдельные его стихотворения , как только мы начинаем искать в них “историю ислама”.
2. Выступление учащихся группы Б. Анализ духовной оды.
“Подражания Корану”- это цикл, состоявший из 9 стихотворений, представляющий свободное переложение некоторых сур Корана, послуживших непосредственным источником для каждого стихотворения. Среди девяти стихотворений цикла можно выделить три доминанты, равные части по три стихотворения в каждой.
Первые три стихотворения : “Клянусь четой и нечетой”. “О, жёны чистые пророка” и “Смутясь, нахмурился пророк” (1 доминанта)- по жанровому своеобразию напоминают духовные оды.
Работа с информационным листом № 1. Признаки жанра оды.
На жанр оды в стихах первой доминанты указывает прежде всего такой признак, как возвышенный предмет поэзии- пророчество. Все стихотворения первой триады объединяет тема величия всесильного Пророка и его Корана, символа власти правды, чистоты и добра. Несмотря на то, что предметом поэзии первых трёх “подражаний” является пророчество, лирический субъект этих стихотворений вовсе не бог, а человек, ощущающий величие и разумную непреложность законов природы, перед лицом которой суетны спесь и честолюбие людей:
Почто ж кичится человек?
За то что наг на свет явился?
Что дышит он не долгий век,
Что слаб умрёт, как слаб родился?
(“Клянусь четой и нечетой”).
Риторические вопросы и восклицания придают духовным одам А.С. Пушкина особую торжественность.
Храните верные сердца для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых не узрит вашего лица.
(“О, жёны чистые пророка”).
Нельзя не обратить внимания на глаголы – императивы, употреблённые в первых трёх “подражаниях”: они выражают особую эмоциональную приподнятость стихотворений, подчёркивают их гуманистический пафос и глубокую нравственность:
Мужайся ж, презирай обман,
Стезёю правды бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.
Используя жанр духовной оды, А.С.Пушкин продолжает литературные традиции , зародившиеся в эпоху классицизма , в период творчества В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
Вторая ода триады состоит из двух десятистиший. Система рифмовки этих строф характерна для русской классической оды эпохи классицизма. Высокая лексика, приподнятость тона – это тоже указывает на специфику жанра оды. Однако прославляется в этой оде не герой – полководец, а “жёны чистые пророка”, то есть женщины, женщины Востока:
О, жены чистые пророка,
От всех вы жён отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины ...
Поэт уходит от традиционного для оды предмета поэзии, но не снижает его, а сближает с жизнью, с миром семьи, с миром обычного человека, сохраняя восточный колорит и традиции.
Третья ода ,состоящая из семи катренов, вызывает ассоциации со стихотворением А.С.Пушкина “Я памятник воздвиг нерукотворный...” Четверостишие из третьего “подражания” словно предвещает последнюю строфу пушкинского “Памятника”, который будет написан через двенадцать лет:
С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых,
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых.
И последняя строфа из “Памятника”:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
И в “Подражаниях Корану” и в стихотворении “Памятник” А.С.Пушкин утверждает высокое предназначение творчества, подчёркивая святость поэтического дара и слова.
“Нечестивым”, как и “глупцам”, чужда божья истина, как и истинное искусство. Так, обращаясь к восточной культуре, поэт указывает на неподкупность творца , приравнивая его поэтический дар к служению пророка.
Обращает на себя внимание и строфика первой триады. Первая ода написана катренами. Ярко выраженная анафора первого четверостишия придаёт оде оттенок молитвы, заклинания:
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой.
Образ утренней звезды и вечерней молитвы охватывает всю вселенную, объединяя день и ночь, земное и вселенское. И над всем миром , над каждой “дрожащей тварью” власть всесильного пророка и его Корана, власть правды, чистоты и добра.
Выступление учащихся группы В.
Вторая триада стихотворений (“С тобою, древле, о всесильный”, Земля недвижна...” и “Недаром вы приснились мне”) по своему жанру напоминают духовные притчи. Этот малый древнейший жанр , имеющий поучительный или сатирический характер, бытовал в России в 17-18 веках. Обратившись к данному жанру, поэт в стихотворной форме передаёт спор творца и обычного человека, погружённого в мир гордыни и тщеславия. Гордыня слабого человека противопоставлена действительному могуществу Бога. Реальная опасность гордыни обозначена А.С.Пушкиным следующей репликой: “С тобою, Боже, равен я”. Эта реплика открывает диалог порока и Пророка, переданный в форме косвенной речи. Дважды звучат слова автора: “Ты рек”, “Он рек”. Напряжённость спора, его значимость передают десять поэтических строк, составляющих одну строфу. Шесть стихов в середине – это предмет спора, последние четыре стиха – приговор пороку:
Но смолкла похвальба порока
От слова гнева твоего:
Подъемлю солнце я с востока,
С заката подыми его.
Эта антитеза подводит итог словесного поединка , прославляя силу творца и констатируя надменность кичливого человека. Косвенная речь в последних четырёх стихах сменяется страстным монологом, который направлен против тех, кто пытается разрушить установленный порядок вещей, кто готов идти к своей цели, принося в жертву чужие жизни. Важность спора Бога и обезумевшего от гордыни человека подчёркнута формой стихотворения - это диалог-контраст , который утверждает незыблемые законы бытия, неподвластные ничьим прихотям и капризам.
В соответствии с общим замыслом “Подражаний...” во второй триаде меняется соотношение лирического субъекта и субъекта цикла. Если в первой триаде цикла вещает сам Бог, то во второй триаде мы слышим голос Пророка, что дано в полном соответствии с Кораном. Это подтверждает академик И. Ю. Крачковский: “Аллах сам даёт себя услышать, и сам ниспосылает отрывки своей книги, Пророк – только посредник”. Эта особенность была хорошо осознана А.С.Пушкиным и воплощена в цикле. В своём назидании цикл движется к обобщённо-праведническому финалу, достигая кульминации в пятом, центральном стихотворении:
Земля недвижна - неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой.
Побудительная интонация предложений, сказуемые, выраженные краткой формой страдательных причастий, подчёркивают незыблемость и величие картины мира. Несмотря на религиозную тематику, А.С.Пушкин сохраняет восточный колорит, представляя предметный ряд: “пустыни”, “рабыни” , “добыча” .Мир востока ярок, нетленен и вечен, так как земля и небо, “Творец ,.поддержаны тобой...”Это стихотворение передаёт взгляд мусульманина и христианина на разумное устройство вселенной и желание каждого сохранить этот незыблемый мир.
Выступление учащихся группы Г.
Последняя триада, на наш взгляд, представляет синтез жанров, представленных в первых двух триадах : это и духовная ода , и духовная притча. Тема последней триады – грех и расплата за него. Восьмое “Подражание...” (“Восстань, боязливый”) продолжает тему назиданий нечестивому:
До утра молитву смиренно твори;
Небесную книгу до утра читай!
Это “Подражание...”построено по принципу антитезы, каждое из противопоставлений несёт в себе один из вариантов развития судьбы “нечестивого” : первые шесть стихов –это награда : “сторицею она воздаст твоим трудам”, а последние шесть стихов – исчезновение всех божьих даров, если “нечестивый” не будет следовать божьим заветам:
Знай, все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что с камня моет дождь обильный,
Исчезнут - господом отверженная дань.
Старославянизмы: нива, сеятель, длань, сторицею- придают восьмому стихотворению особую торжественность, неторопливость, величавое спокойствие. Здесь поднимается вечная проблема выбора - и как следствие: воздаяние или наказание. Данное “Подражание...”, как и последующее, представляет собой духовную притчу.
Если в восьмом стихотворении тема назиданий, поучений звучит открыто, явно, то в девятом подражании поучение скрыто за множеством аллегорий. Однако это не мораль из басен И.К.Крылова, которая следует после лёгкой для восприятия бытовой истории, а глубокое духовное поучение. Автор специально “утяжеляет” сюжет, используя такие детали, как ослица, колодец. Ослица- символ верности, надежды, доброты. Поэт верит в путника. В его духовное прозрение и возрождение. Эта притча полна глубокого философского подтекста. Неопытный путник сбился с пути не только географически, но и духовно. Когда он просыпается стариком, мудрым, опытным, к нему приходит озарение: он становится просвещённым как душой, так и умом: “И с Богом он далее пускается в путь”.
Так вводится в стихотворение мотив пути и обретения веры, движения к какой-то неведомой цели. Слово путь не случайно оказывается последним, ударным словом стихотворения. В нём закодирована тема пути движения человека по пустыне жизни – от зла к добру, от неверия к вере, от заблуждения к истине. Эта тема является основной в философском содержании и Корана, и пушкинских “Подражаний”,
Также ярким свидетельством синтеза восточного и западного начал в философской концепции Пушкина является линия умирающей и воскресающей вместе с человеком природы. “Молодость”- мгновенная старость и вновь “воскресшая младость” путника в девятом “Подражании” как бы параллельна образной трансформации:
“Уж пальма истлела, а кладезь холодный иссяк и засохнул в пустыне безводной”.
И чудо в пустыне, когда “минувшее в новой красе оживилось”: “ зыблется пальма тенистой главой, вновь кладезь наполнен прохладой и мглой”. В этом торжественном и образном круговороте и воплощается пушкинская философия бытия - философия бессмертия природы и человека в ней.
Завершающий этап урока – тематический тест.
1. В каком году А.С.Пушкин написал “Подражания Корану”?
а) в 1820 году?
б) в 1823 году?
в) в 1826 году?
г) в 1824 году?
2. Где был написан цикл “Подражания Корану”?
а) в Одессе?
б) в Петербурге?
в) в Михайловском?
в) в Кишинёве?
3. Сколько стихов в данном цикле?
а) три?
б) шесть?
в) девять?
г) двенадцать?
4. Подчеркните фамилии тех , кто занимался переводом Корана с арабского на русский ?
А )Вяземский П.А.?
б) Савари?
в) Верёвкин М.?
г) Дельвиг А.А.?
5. Кому принадлежат слова: “Слог Аль-Корана везде прекрасен и текущ”?
а) Фомичёву С.А.?
б) Лотману Ю.?
в) Верёвкину М.?
г) Пущину И.И.?
Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.