Цели урока:
- Образовательные: закрепить знания учащихся о басне, как литературном жанре, рассмотреть основные признаки басни, закрепить основные литературные понятия (аллегория, олицетворение).
- Развивающие: развитие навыков выразительного чтения, смыслового анализа содержания текста, словарного запаса учащихся путём осмысления афоризмов; Развитие зрительной и образной памяти, словесно-логического мышления, воображения, творчества обучающихся.
- Воспитывающие: воспитание нравственных качеств, любви к русскому слову и уважения к творчеству известного баснописца.
Оборудование:
1. Иллюстрации к басням.
2. Словарные слова. (басня, аллегория, мораль, олицетворение, невежа, невежда).
3. Названия басен с прикрытой нижней половиной.
4. Листы с напечатанной моралью к этим басням.
5. Афоризмы из басен Крылова.
6. Кроссворд.
7. Портрет Крылова и иллюстрация памятника в Санкт-Петербурге.
Ход урока
1. Организационный момент: чтение учителем стихотворения.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
(П. Вяземский)
Тему нашего урока мы определим позже, она связана с этим стихотворением.
2. Речевая зарядка.
А. Это стихотворение лежит перед вами, прочитайте слова, в которых есть звуки [Б] [П], дайте им характеристику.
А если в стихотворении мы оставим только эти слова, посмотрите, что получится: (дети читают вслух)
забавой исправил,
пороков пыль;
баснями себя прославил,
быль.
не забудут были,
по-русски.
Б. Есть ли в этих отдельных словах смысл? Попробуем прочитать их и понять. Так кто же этот человек, о котором идёт речь в данном стихотворении?
Иван Андреевич Крылов (сообщение ученика).
Эпиграфы нашего урока: “Его басни переживут века”. (К. Н. Батюшков), “Крылов – честь, слава и гордость нашей литературы”. (В. Г. Белинский.)
В. Сообщение темы, целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока: “Басня – подруга жизни”. И к концу урока мы должны с вами ответить верно ли это высказывание и почему.
3. Повторение пройденного о басенном жанре.
А. Словарная работа.
Вопросы:
Что такое басня?
Что значит аллегорический смысл басни? (Аллегория.)
Кто герои басен Крылова?
А о чьих качествах идёт речь в басне?
Что в басне самое главное? (Мораль.)
Как называется художественный приём, используемый в басне, когда животные словно “оживают” – говорят, думают, чувствуют. (Олицетворение.)
Б. Инсценирование.
Давайте оживим героев одной из басен Крылова (“Свинья под дубом”).
Беседа по содержанию: какие качества олицетворяет свинья? (лень, наглость, равнодушие, необразованность, глупость). А дуб? (Мудрость, ум, справедливость.) Каким словом характеризует Дуб Свинью? (неблагодарная). Докажите строчками из текста, что свинья действительно неблагодарная, объясните смысл слов невежа и невежда.
В. Работа с иллюстрациями.
Сейчас мы вспомним с какими баснями Крылова вы ещё знакомы (на доске уже висит иллюстрация басни “Свинья под дубом”). Название басен зашифрованы (прикрыта нижняя половина):
“Ворона и лисица”;
“Стрекоза и муравей”;
“Квартет”;
“Мартышка и очки”;
“Лебедь рак и щука”.
Вместо названий басен на доске появляются иллюстрации к данным басням.
Г. Физкультминутка.
Все эти басни и многие другие, написанные известным баснописцем с юмором говорят о чём? (О пороках.) Подберите синоним к этому слову (недостатки). Есть ли положительные герои в баснях? Я читаю вам разные качества характера людей, вы, если это качество положительное, прижимаете руки к груди и наклоняете голову вниз, если отрицательное, выдвигаете руки вперёд (как бы отталкивая от себя) и поворачиваете голову влево – вправо, исходное положение – руки на поясе.
Трудолюбие, глупость, лесть, мудрость, невежество, дружелюбие, неблагодарность, справедливость, наглость, ум, хитрость.
Д. Работа над смыслом морали басен.
Сейчас я попрошу вас по одному выходить к доске, брать листочек со словами и определять из какой они басни. Объясняя смысл высказывания, прикрепляете слова напротив иллюстрации. Как называются эти высказывания? (Мораль.)
Е. Работа с афоризмами.
Благодаря своей точности, простоте, многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Выбираете высказывание, читаете его и объясняете смысл:
А Васька слушает да ест.
Чем кумушек считать трудится, не лучше ль на себя оборотится?
Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку.
А воз и ныне там.
4. Письменная работа.
Разгадывание кроссворда:
1. Иносказательное изображение предмета, чтобы показать его существенные
черты. (Аллегория.)
2. Вид литературного произведения. (басня.)
3. Известный русский баснописец. (Крылов.)
4. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
5. Весёлая и добродушная усмешка. (Юмор.)
6. Художественный приём, используемый в баснях и сказках, когда человеческие
черты переносятся на неодушевлённые предметы и явления.
5. Заключение.
Назовите тему урока. Можем ли мы согласиться с данным высказыванием? Почему? (Басни актуальны по сей день, они говорят о человеческих качествах, отрицательных и положительных. Помогают нам с юмором смотреть на недостатки людей и помогают нам стараться быть лучше.)