Тема урока Е.И. Носова "Белый гусь" "По принципу гуманности" (Живая природа в рассказе). 7-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 7


Цели:

1) расширить представление учащихся о писателе Е.И.Носове как о художнике слова;

2) сформировать умение анализировать художественный текст;

3) развивать навык анализа эпизода художественного текста;

4) воспитывать гуманное отношение к миру живой природы.

Задачи:

1) погрузившись в текст художественного произведения, понять, какова его основная мысль;

2) определить, в чём заключается мастерство писателя.

Оборудование:

  • портрет писателя Е.И.Носова,
  • сборники “Вокруг тебя - мир ” с рассказом Е.И.Носова “Белый гусь”,
  • “Толковый словарь русского языка” /под ред.С. И. Ожегова/,
  • иллюстрации учащихся к рассказу.

Тип урока: урок-диалог.

Оформление доски: портрет писателя Е.И.Носова, эпиграф к уроку.

“Как писатель я черпаю вдохновение в своем курском краю”.
                                                                       Е. И. Носов

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя, выступления учащихся о писателе Носове.

Носов Евгений Иванович (1925-2002), русский писатель. Родился 15 января 1925 в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова “Красное вино победы” (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) “Радуга”, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и “естественному” бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной “деревенской прозы” как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-“деревенщики” (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы “Новый мир”, “Наш современник”), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (“Рассказы”, 1959; “Тридцать зёрен”, 1961; “Дом за триумфальной аркой”, 1963; “Где просыпается солнце”, 1965; “Шумит луговая овсяница”, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); “ За долами, за лесами”, 1967; “Берега”, “Красное вино победы”, оба 1971; “И уплывают пароходы...”, 1975; “Усвятские шлемоносцы”, 1980; “В чистом поле...”, 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (“Шумит луговая овсяница”, 1925; “Объездчик”, 1966; “За долами, за лесами”, “ Варька”, “Домой, за матерью”, все 1967; “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970; “Шопен, соната номер два”, 1973) глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно- наивному, “детскому” восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (“Мост”, “Дом за триумфальной аркой”) и повестях (“Не имей десять рублей”, “Моя Джомолунгма”) о собственном детстве и отрочестве (рассказы “Подпасок”, “Дежка” ). О русском мужике на войне повесть “Усвятские шлемоносцы” (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской жизни – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт. Повесть утверждает в характерной для писателя проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ “Сон”, рассказы “НЛО нашего детства”, “Темная вода”, “Карманный фонарик”, “Костер на ветру”, “ Красное, желтое, зеленое.”..) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в “перестроечном” селе бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (“Жди назавтра ясного дня”, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).Умер писатель 12 июня 2002 года после тяжелой болезни. Похоронен на Офицерском кладбище Курска.

III. Работа с текстом.

1. Выразительное чтение начала рассказа Е.И.Носова “Белый гусь” учителем: “Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому надо было бы присвоить звание адмирала…

2. Обсуждение:

- Почему, по-вашему, в рассказе “Белый гусь” пишется с заглавной буквы?

- Что такое адмирал *?

Лексическая работа (подготовленный ученик).

Адмирал - высшее воинское звание командного состава военно-морских сил, а также лицо, имеющее это звание. Адмирал флота (высшее звание адмиралов.

(“Толковый словарь русского языка” под редакцией С.И.Ожегова)

- Какие приёмы использует автор, описывая обыкновенную домашнюю птицу? Докажите это текстом.

(В процессе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что, описывая Белого гуся, автор использует приёмы: сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболизацию).

- Назовите основные эпизоды рассказа. (Учащиеся называют эпизоды: “Знакомство с Белым гусём”, “Папаша”, “Гроза”, “Гибель Белого гуся”, “Спасённые гусята”)

- Какой эпизод в рассказе самый главный и почему? (Эпизод “Гроза”. Это кульминация произведения)

3. Выразительное чтение эпизода “Гроза” (подготовленный ученик) и его обсуждение.

- Каким вы увидели Белого гуся до грозы и в этом эпизоде?

- Как и почему он бросился защищать своё потомство?

- Как относились к папе-гусю дети-гусята?

- Как описывает дождь, грозу писатель?

- А как он показывает гибель Белого гуся?

4. Выводы учащихся. Гроза, которая в рассказе является символом разрушения всего живого, погубила такое великолепие, каким был Белый гусь. Очень тяжело читать об этом. Жаль и маленьких гусят, которые, к сожалению, вначале остались без матери, а теперь и без отца. Совсем сироты. Очень хрупок мир живой природы. И сама она (природа), породившая такое великолепие, каким был Белый гусь, разрушила (убила) его. От этого становится немного грустно. Но… жизнь продолжается. И писатель Носов не был бы Мастером , если бы на этом закончил рассказ. А у него: гусята, которых спас Белый гусь-папаша ценой собственной жизни, остались живы. Кто знает, может, они станут такими же великолепными “произведениями природы”, каким был их отец. И в этом проявляется удивительная способность Евгения Ивановича - знать, чувствовать мир живой природы, в которой всё в гармонии, всё взаимосвязано.

IV. Реализация домашнего задания.

(Отчёты творческих групп).

1 группа: зачитывает выбранные из текста примеры изобразительно-выразительных средств языка, используемые автором при описании грозы,

2 группа: анализирует поведение всех участников события во время грозы (рассказчика, Белого гуся, гусят),

3 группа: пересказ эпизода “Гроза” от имени рассказчика,

4 группа: обсуждение иллюстраций к рассказу.

5. Проблемный вопрос: О чём рассказ Е.И.Носова “Белый гусь”? (Размышления учащихся). (Как хрупок мир живой природы…)

V. Подведение итогов урока.

Евгений Иванович Носов – влюбленный в природу человек. Он умеет видеть в обыденном красоту, а в самом обычном – сказку. И даже не всегда со счастливым концом. Рассказ, повествующий нам о Белом гусе, о простой домашней птице, под пером писателя превращается в великолепную сказку, почти легенду. О чем она ? Конечно же, о красоте и жестокости, о восхищении красотой, о жизни и смерти… А еще о том, что надо любить все живое на земле. И не случайно рассказ заканчивается утверждением: перед гусёнком “открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”. И это не противоречие. Жизнь продолжается. Это же гуманно. А мы, люди, тоже должны стараться жить по принципу гуманности: беречь всё живое на Земле.

VI. Комментирование оценок.

VII. Домашнее задание: творческая работа в форме размышления “Как хрупок мир живой природы” (по рассказу Е.И.Носова “Белый гусь”).

VIII. Рефлексия.

- Чему научил вас рассказ Е.И.Носова?

- Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

Литература к уроку

1. Сборник “Вокруг тебя - мир”. Книга для ученика. 7 класс. Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста. М.: 2000. (С.87-92).

2. “Толковый словарь русского языка” под ред. Ожегова С.И., М.: 1986.

3. “Энциклопедический словарь”. М.: 1988.