Цели:
1) расширить представление учащихся о писателе Е.И.Носове как о художнике слова;
2) сформировать умение анализировать художественный текст;
3) развивать навык анализа эпизода художественного текста;
4) воспитывать гуманное отношение к миру живой природы.
Задачи:
1) погрузившись в текст художественного произведения, понять, какова его основная мысль;
2) определить, в чём заключается мастерство писателя.
Оборудование:
- портрет писателя Е.И.Носова,
- сборники “Вокруг тебя - мир ” с рассказом Е.И.Носова “Белый гусь”,
- “Толковый словарь русского языка” /под ред.С. И. Ожегова/,
- иллюстрации учащихся к рассказу.
Тип урока: урок-диалог.
Оформление доски: портрет писателя Е.И.Носова, эпиграф к уроку.
“Как писатель я черпаю вдохновение в
своем курском краю”.
Е. И. Носов
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя, выступления учащихся о писателе Носове.
Носов Евгений Иванович (1925-2002), русский писатель. Родился 15 января 1925 в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова “Красное вино победы” (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).
Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) “Радуга”, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и “естественному” бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной “деревенской прозы” как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.
Как и другие видные писатели-“деревенщики” (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы “Новый мир”, “Наш современник”), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (“Рассказы”, 1959; “Тридцать зёрен”, 1961; “Дом за триумфальной аркой”, 1963; “Где просыпается солнце”, 1965; “Шумит луговая овсяница”, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); “ За долами, за лесами”, 1967; “Берега”, “Красное вино победы”, оба 1971; “И уплывают пароходы...”, 1975; “Усвятские шлемоносцы”, 1980; “В чистом поле...”, 1990, и др.).
В лучших рассказах и повестях писателя (“Шумит луговая овсяница”, 1925; “Объездчик”, 1966; “За долами, за лесами”, “ Варька”, “Домой, за матерью”, все 1967; “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970; “Шопен, соната номер два”, 1973) глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни).
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно- наивному, “детскому” восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (“Мост”, “Дом за триумфальной аркой”) и повестях (“Не имей десять рублей”, “Моя Джомолунгма”) о собственном детстве и отрочестве (рассказы “Подпасок”, “Дежка” ). О русском мужике на войне повесть “Усвятские шлемоносцы” (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской жизни – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт. Повесть утверждает в характерной для писателя проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.
Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ “Сон”, рассказы “НЛО нашего детства”, “Темная вода”, “Карманный фонарик”, “Костер на ветру”, “ Красное, желтое, зеленое.”..) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в “перестроечном” селе бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (“Жди назавтра ясного дня”, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).Умер писатель 12 июня 2002 года после тяжелой болезни. Похоронен на Офицерском кладбище Курска.
III. Работа с текстом.
1. Выразительное чтение начала рассказа Е.И.Носова “Белый гусь” учителем: “Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому надо было бы присвоить звание адмирала…”
2. Обсуждение:
- Почему, по-вашему, в рассказе “Белый гусь” пишется с заглавной буквы?
- Что такое адмирал *?
Лексическая работа (подготовленный ученик).
Адмирал - высшее воинское звание командного состава военно-морских сил, а также лицо, имеющее это звание. Адмирал флота (высшее звание адмиралов.
(“Толковый словарь русского языка” под редакцией С.И.Ожегова)
- Какие приёмы использует автор, описывая обыкновенную домашнюю птицу? Докажите это текстом.
(В процессе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что, описывая Белого гуся, автор использует приёмы: сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболизацию).
- Назовите основные эпизоды рассказа. (Учащиеся называют эпизоды: “Знакомство с Белым гусём”, “Папаша”, “Гроза”, “Гибель Белого гуся”, “Спасённые гусята”)
- Какой эпизод в рассказе самый главный и почему? (Эпизод “Гроза”. Это кульминация произведения)
3. Выразительное чтение эпизода “Гроза” (подготовленный ученик) и его обсуждение.
- Каким вы увидели Белого гуся до грозы и в этом эпизоде?
- Как и почему он бросился защищать своё потомство?
- Как относились к папе-гусю дети-гусята?
- Как описывает дождь, грозу писатель?
- А как он показывает гибель Белого гуся?
4. Выводы учащихся. Гроза, которая в рассказе является символом разрушения всего живого, погубила такое великолепие, каким был Белый гусь. Очень тяжело читать об этом. Жаль и маленьких гусят, которые, к сожалению, вначале остались без матери, а теперь и без отца. Совсем сироты. Очень хрупок мир живой природы. И сама она (природа), породившая такое великолепие, каким был Белый гусь, разрушила (убила) его. От этого становится немного грустно. Но… жизнь продолжается. И писатель Носов не был бы Мастером , если бы на этом закончил рассказ. А у него: гусята, которых спас Белый гусь-папаша ценой собственной жизни, остались живы. Кто знает, может, они станут такими же великолепными “произведениями природы”, каким был их отец. И в этом проявляется удивительная способность Евгения Ивановича - знать, чувствовать мир живой природы, в которой всё в гармонии, всё взаимосвязано.
IV. Реализация домашнего задания.
(Отчёты творческих групп).
1 группа: зачитывает выбранные из текста примеры изобразительно-выразительных средств языка, используемые автором при описании грозы,
2 группа: анализирует поведение всех участников события во время грозы (рассказчика, Белого гуся, гусят),
3 группа: пересказ эпизода “Гроза” от имени рассказчика,
4 группа: обсуждение иллюстраций к рассказу.
5. Проблемный вопрос: О чём рассказ Е.И.Носова “Белый гусь”? (Размышления учащихся). (Как хрупок мир живой природы…)
V. Подведение итогов урока.
Евгений Иванович Носов – влюбленный в природу человек. Он умеет видеть в обыденном красоту, а в самом обычном – сказку. И даже не всегда со счастливым концом. Рассказ, повествующий нам о Белом гусе, о простой домашней птице, под пером писателя превращается в великолепную сказку, почти легенду. О чем она ? Конечно же, о красоте и жестокости, о восхищении красотой, о жизни и смерти… А еще о том, что надо любить все живое на земле. И не случайно рассказ заканчивается утверждением: перед гусёнком “открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”. И это не противоречие. Жизнь продолжается. Это же гуманно. А мы, люди, тоже должны стараться жить по принципу гуманности: беречь всё живое на Земле.
VI. Комментирование оценок.
VII. Домашнее задание: творческая работа в форме размышления “Как хрупок мир живой природы” (по рассказу Е.И.Носова “Белый гусь”).
VIII. Рефлексия.
- Чему научил вас рассказ Е.И.Носова?
- Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
Литература к уроку
1. Сборник “Вокруг тебя - мир”. Книга для ученика. 7 класс. Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста. М.: 2000. (С.87-92).
2. “Толковый словарь русского языка” под ред. Ожегова С.И., М.: 1986.
3. “Энциклопедический словарь”. М.: 1988.