Цели урока:
- познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев);
- развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация); воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.
Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала.
1. На экране - ролик “Дети и война”.
- Ребята, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война).
2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды.
- Давайте подберем ассоциации к слову “Дети”.
- Звучит песня “Вставай, страна огромная...” (под музыку песни): Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали дети. В годы Великой Отечественной войны детям пришлось стать солдатами. Они не только спасали, перевязывали, но и стреляли из “снайперки”, подрывала мосты, ходили в разведку, брали “языков.
3. Формулировка учащимися темы и цели урока.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о детях на войне).
- Тема сегодняшнего урока “У войны не детское лицо” (Слайд №2,3,4)
- Теперь давайте подберем ассоциации к слову “война”. Составление кластера (кровь, смерть, взрывы).
- Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (дети и война – несовместимы).
2. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворениий.
- Война застала детей в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. А вы ребята знаете о таких героях? Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.
Сообщения учащихся о детях-героях (Слайд №5,6).
К этой теме обращался А.Твардовский (Слайд №7). Свое образование Александр начал в сельской школе, затем продолжил в Смоленском педагогическом институте. Свои первые стихи Александр Твардовский начинает публиковать с 15 лет, и в достаточно короткий срок приобретает популярность. Осенью 1939 года поэт становится военным корреспондентом. С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно.
Выразительное чтение по ролям стихотворения “Рассказ танкиста” А.Твардовского.
Групповая работа (у каждой группы лист с заданиями).
Задание для первой группы:
- Подготовьте выразительное чтение наиболее важного фрагмента стихотворения. Почему вы выбрали именно его?
- Определить тему стихотворения (о чем оно).
Задание для второй группы:
- Какие события происходят в “Рассказе танкиста”? Найдите завязку в действии, кульминацию и развязку.
Задание для третьей группы:
- Найдите строчки, слова, которые говорят вам о том, что это действительно был очень трудный бой.
- Определите главного героя стихотворения? Как он выглядит и как поступает?
Задание для четвёртой группы:
- Какие виды речи есть в стихотворении? (Кто говорит: один человек или двое).
- Обратите внимание на то, как начинается и чем заканчивается произведение. Какой вывод можно сделать о построении стихотворения?
Прослушивание ответов каждой группы.
- Давайте определим основную мысль автора? что не может себе простить рассказчик?
Вывод (слово учителя): мы познакомились с одним из самых ярких стихотворений о подвигах и судьбе детей в войну. Что нового вы для себя узнали о войне? (Ответ: то, что воевали и дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).
- Работа с иллюстрацией. Может ли мы сказать, что эта иллюстрация отражает события стихотворения? Почему? (Слайд №8)
К этой теме обращался и К.Симонов (Слайд №9). В течение 1941 года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга. С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде".
Выразительное стихотворения К.Симонова “Майор привез мальчишку на лафете”.
Работа с текстом.
- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями.)
- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
- Откуда был тот мальчик, которого привезли на лафете пушки?
- Кто главный герой стихотворения?
- А почему он седой? (поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)
- Как понять строки: “...за десять лет....ему зачтутся эти десять дней”?
- Что можем сказать об отце мальчика?
- На сколько частей можно разделить стихотворение? Определите, о чем каждая часть. (Стихотворение можно разделить на две части. В первой рассказывается о встрече с седым мальчиком, а во второй автор размышляет над увиденным.)
- Во второй части поэт обращается к воображаемому собеседнику. Обратите внимание на строки: Ты это горе знаешь понаслышке...,
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
(Война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Солдат вернется домой только тогда, когда “тот мальчишка возвратится с нами и поцелует горсть своей земли”.)
За тридевять земель, в горах Урала твой мальчик спит...,
Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.
- К кому обращается Симонов?
(Поэт обращается к своей далекой жене, матери своего сына, которая находится далеко от линии фронта, в эвакуации на Урале).
- Объясните последнее четверостишье:
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
(Если война не будет закончена, и время встречи не настанет, то долг сына – продолжить дело отца, встать на защиту Родины и воевать до тех пор, пока не будет освобождена последняя пядь родной земли.)
- Что хотел сказать Симонов своим стихотворением?
- Зачем рассказал эту историю?
- Опишите картину, которая представилась вам при чтении этого стихотворения.
Итоговая беседа.
- Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства вызывает первый? А второй?
- Почему у героев нет имён?
(Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких мальчиков и девочек было очень много. Дети были и настоящими бойцами).
- После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?
(Не забывать имена героев)
3. Рефлексия.
- Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к словам “Дети и война”.
Чтение синквейнов.
Заключительное слово учителя.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
- Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Можно ли их поступки назвать подвигами? Что такое подвиг? А сейчас в мирное время можно совершить подвиг?
- Многие скульпторы не могли не воздать должное этим детям войны и воздвигли им памятники (Слайд №10-15).
4. Домашнее задание. Представьте себе, что вы знаменитый скульптор. Вы прочитали стихи А.Твардовского, К.Симонова и решили создать памятник, который вы поставили бы детям войны. Сделайте эскиз. Объясните, почему именно такой.