Цели.
Обучающие: познакомить учащихся с греческим эпосом и его легендарным автором, провести связь между русским и греческим эпосом.
Отражение в поэме быта, нравов и верований древних греков. Особенности изображения событий и героев.
Воспитательные: показать отвагу и сметливость Одиссея.
Развивающие: учить читать гекзаметр, построение связной характеристики героя.
Метод: комментированное чтение, беседа.
Эпиграф к уроку:
Сладостней нет ничего нам отчизны и сродников
наших,
Даже когда б и роскошно в богатой обители жили
Мы на чужой стороне, далеко от родителей милых. Гомер
Ход урока
Вступительное слово учителя. Мы с вами в начале года познакомились с русской былиной “О Вольге Святославовиче…”. Вспомните, какие произведения называются былинами?
Ответ. Былины (от слова “быль”) – произведения устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Учитель. Мы говорили с вами о том, что былины строятся по определенному плану и имеют свои художественные особенности: гиперболы, повторения, постоянные эпитеты. У каждого народа есть свои былины, в которых народные певцы воспевают героев и богатырей. Сегодня мы познакомимся с поэтическим сказанием древнегреческого певца Гомера “Одиссей у циклопов”. Историки предполагают, что он мог жить в 9-13 в. до н.э., а скульптуры делают его слепым стариком (таким он изображен в учебнике литературы). Гомер в своей поэме “Одиссея” сам рассказывает о народном певце Демодоке, который был приглашен царем Алкиноем на пир в честь Одиссея:
Муза его при рождении злом и добром
одарила:
Очи затмила его, даровала за то сладко-
пенье.
Стул среброкованый подал певцу Понтонной,
И на нем он
Сел пред гостями, спиной прислоняся к
Колонне высокой.
Лиру слепца на гвозде над его головою
Повесив,
К ней прикоснуться рукою ему – чтоб ее мог
найти он –
Дал Понтоной, и корзину с едою принес,
и подвинул
Стол и вина приготовил, чтоб пил он, когда
пожелает…
Ни одно собрание греков не проходило без таких певцов, которые были, по словам Гомера, “чтимы в народе”, “людям любезны”. Вы уже знакомы по учебнику истории с содержанием не только “Одиссеи”, но и “Иллиады” Гомера, вы знаете также содержание отрывка “Одиссей у циклопов”. Давайте вспомним, о чем здесь рассказывает Гомер? (Один или несколько учеников пересказывают кратко сюжет отрывка, учитель поправляет при необходимости)
Учитель. Итак. Царь Одиссей, полководец и мореплаватель, возвращаясь из Трои на родину со своими воинами, испытал по пути много приключений, испытал по пути много приключений. Он рассказывает гостеприимному царю Алкиною о своем пребывании на острове циклопов (по преданию это – Кипр, климат и растительность которого вызывают всеобщее восхищение).
Учитель читает первую часть отрывка (строки 1-55) и проводит словарную работу. Рекомендуется разъяснить, кроме указанных в сносках, такие слова: остаться на бреге близ корабля, мех вина, совершили мы жертву, молоко огустело до сыра, молоко в плетеницах. После словарной работы учитель читает вторую часть отрывка (строки 55-95, кончая словами “…на голой земле растянулся”) и вновь проводит словарную работу. Кроме указанных в сносках слов, рекомендуется объяснить еще следующие: к коленам припавши твоим, так искушая, остерегшись, ответствовал, ударил оземь.
Беседа по прочитанному тексту.
Учитель. Как Гомер говорит о циклопе? Прочтите в отрывке.
Ответ. Муж великанского роста в пещере
той жил, одиноко
Пас он баранов и коз, ни с кем из других
не водился,
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал
закона.
Видом и ростом чудовищным в страх приводя,
он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался
лесистой
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся
грозно.
Учитель. Какие два качества циклопа подчеркивает Гомер в этом отрывке?
Ответ. Он был очень большого роста и жил одиноко: “великанского роста”, “ростом чудовищным”, “казался лесистой вершиной горы”, “одиноко пас”, “ни с кем из других не водился”, “нелюдим” был.
Учитель. Что еще говорит Гомер о внешности циклопа? Какой у него был голос? Прочтите в отрывке. Был ли он сильный?
Ответ. “Голос гремящий”, “образ чудовища”, “камень, который и двадцать два воза четырехколесных с места б не сдвинули, поднял”. Этим камнем он закладывал на ночь свою пещеру.
Учитель. Как повел себя циклоп, когда увидел в своей пещере странников? Прочтите в тексте.
Ответ. Яркий огонь разложил, нас увидел и грубо
Сказал нам:
“Странники, кто вы? Откуда пришли водяною дорогой?”
Учитель. Вместо приветствия он заговорил с ними грубо. А как он ответил Одиссею, попросившему у него гостеприимства? Прочтите в тексте.
Ответ. …С неописуемой злостью циклоп ответил мне…
Учитель. Как же поступил со странниками разозлившийся циклоп? Прочтите в тексте.
Ответ. Прянул, как бешеный зверь, и, огромные
вытянув руки,
Разом меж нами двоих, как щенят, подхватил
и ударил
Оземь; их череп разбился, обрызгало мозгом пещеру
Страшную пищу запив молоком, людоед беззаботно
Между козлов и баранов на голой земле
растянулся.
Учитель. Значит, циклоп был огромным чудовищем с гремящим голосом. Он был очень сильный, грубый и злой. Чем занимался циклоп? Что он умел делать? Где жил?
Ответ. Он был пастух, пас овец и коз, доил их и делал простоквашу и сыр. Жил циклоп в пещере вместе со своим стадом, как первобытный человек. Там были заперты барашки по отдельным закутам.
Учитель. Теперь мы скажем об Одиссее и его товарищах. Гомер так говорит о своем герое:
Он не низкого роста,
Голени, бедра и руки его преисполнены
силы,
Шея его жиловата, он мышцами крепок; годами
Также не стар, но превратности жизни его
изнурили…
На чем и с кем прибыл Одиссей на остров циклопов?
Ответ. Одиссей прибыл на корабле со своими спутниками-моряками.
Учитель. Как о них говорит Одиссей? Прочтите в тексте.
Ответ. Спутникам верным моим повелел остаться
На бреге
Близ корабля и его сторожить неусыпно; с собой же
Взявши двенадцать надежных и самых отважных,
Пошел я с ними…
Учитель. Спутники Одиссея давали ему полезный совет – уйти из пещеры циклопа до его прихода. Почему Одиссей отказался выполнить их совет? Прочтите в тексте.
Ответ. Видеть его мне хотелось в надежде, что,
Нас угостивши,
Даст нам подарок…
Учитель. Греки, в отличие от циклопа, знали обычаи гостеприимства. Сначала они испугались, но потом Одиссей стал отважно разговаривать с циклопом, попросил гостеприимства для себя и своих спутников. Почему Одиссей обманул циклопа в ответ на его хитрый вопрос о корабле?
Ответ. Он боялся, что циклоп уничтожит их корабль и им не на чем будет вернуться на Родину.
Учитель. Когда Одиссей увидел, что циклоп съел его двух товарищей, как он решил поступить?
Ответ. …Тут подошел я к нему с дерзновенным
намереньем сердца:
Острый свой меч обнаживши, чудовищу
Мстящею медью
Тело в том месте пронзить, где под грудью
Находится печень.
Меч мой уж был занесен…
Учитель. Страшно ли было Одиссею, когда он дерзновенно решил убить циклопа? Что бы сделал циклоп, если бы проснулся в этот момент?
Ответ. Одиссею было страшно, циклоп съел бы его, но он думал в это время не только о себе, но и о своих товарищах.
Учитель. Почему он не убил спящего циклопа?
Ответ. Одиссей и его спутники не смогли бы отодвинуть камень, которым он задвинул на ночь пещеру.
Учитель. Вспомните, что начал делать циклоп, когда проснулся?
Ответ. …огонь разложил, доил коз, съел еще двоих товарищей Одиссея, погнал на пастбище стадо…
Учитель. Гомер второй раз повторяет рассказ о том, чем ежедневно занимался циклоп. Можно ли по образу жизни и поведению человека судить о его уме?
Ответ. Циклоп живет как первобытный, темный человек. Он необразованный, разум его не развит. Гомер называет его чудовищем, людоедом.
Учитель. Как ведет себя хитроумный Одиссей, запертый вместе с товарищами в пещере? Прочтите отрывок.
Ответ. Я ж в заключенье оставленный, начал
Выдумывать средство,
Как бы врагу отомстить, и молил о защите Палладу.
Вот что, размыслив, нашел, наконец, я
Удобным и верным…
Учитель. Обратите внимание на то, как Гомер говорит здесь об уме Одиссея. Чтобы отомстить циклопу за гибель своих верных товарищей, он стал думать, придумывать средство. Какое средство мести придумал хитроумный Одиссей?
Ответ. …пригласил я сопутников
жеребий кинуть,
Кто между нами колом обожженным поможет
Пронзить мне
Глаз людоеду, как скоро глубокому сну он
Предастся.
Учитель. Значит, Одиссей решил взять на себя ослепление циклопа, а товарищей в помощь взял по жребию. Одиссей показан Гомером как отважный человек, который говорит прямо, что циклоп свирепо обращается со своими гостями. Каким же образом победил Одиссей своего врага: силой или хитростью?
Ответ. Он не мог победить его силой, он победил его хитростью: напоил крепким вином и обманул.
Учитель. Скажите, ради кого Одиссей так жестоко поступил с циклопом Полифемом?
Ответ. Во мне же смеялось
Сердце, что вымыслом имени всех
Мне спасти удалося.
Учитель. Одиссей мог погибнуть первым, но он думал не только о себе. Вспомните пословицу: “Сам погибай, а товарищей выручай” Одиссей поступил именно так.
Задание на дом: нарисовать Одиссея и циклопа.