Литература
-
Тема урока в 6-м классе: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника" 2007
На отрытом уроке по изобразительному искусству учащиеся знакомятся с народными костюмами и выполняют эскиз кокошника.
-
Тема урока Е.И. Носова "Белый гусь" "По принципу гуманности" (Живая природа в рассказе). 7-й класс 2012
Урок знакомит с творчеством писателя Е.И. Носова. Учащиеся развивают навыки анализа эпизода художественного текста. В рассказе речь идет о великолепном произведении природы, каким был Белый гусь, и том, как хрупок мир этой живой природы, как необходимо его беречь.
-
Тема урока литературы: "Одиссей у циклопов". 5-й класс 2014
Цель урока: познакомить учащихся с греческим эпосом и его легендарным автором, найти связующие нити между русским и греческим эпосом; рассмотреть особенности изображения событий и героев; показать отвагу и сметливость Одиссея. Приведены предполагаемые ответы учащихся, уделяется большое внимание словарной работе и методике ее проведения. В основе анализа лежит беседа и комментированное чтение «Одиссеи».
-
Тема урока литературы: «У войны не детское лицо». 5-й класс 2015
Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей-героев); развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения; воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.
-
Тема урока: "А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Акцентное вычитывание текста" 2007
Данный урок проводится в 6-м классе по программе Г.Н.Кудиной - З.Н.Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла" (обучение по программам развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
-
Тема урока: "А.С. Пушкин. Стихотворный цикл «Подражание Корану». Композиция и жанровое своеобразие" 2014
Цель урока: осмыслить пушкинские «Подражания …» как цикл, качественно новое жанровое образование для пушкинского творчества и русской литературы; обосновать необходимость обращения к циклу как обязательному для изучения по новым стандартам по литературе в старшей школе; разрушить стереотип восприятия Ислама как религии жесткой и жестокой; помочь учащимся понять, что Коран, Библия, иудейская Тора как священная книга любой религии исповедует общечеловеческие ценности.
-
Тема урока: "Автор и его герои. А.С.Грин «Алые паруса»" 2020
Урок призван познакомить учащихся с автором и удивительными героями повести, помочь правильно понять и воспринять произведение, показать роль музыки в художественном произведении, воспитывать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, одухотворенность, стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
-
Тема урока: "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева "Кусака". 7-й класс 2006
В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах её выражения; развивается умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли. Знакомство с рассказом Леонида Андреева и его анализ, безусловно, содействуют нравственному воспитанию учащихся. Урок проводился с использованием презентации, выполненной в PowerPoint.
-
Тема урока: "Александр Грин. Штрихи к портрету" 2007
Современная образовательная ситуация требует новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Технология критического мышления всецело отвечает этим требованиям, так как в основе данной технологии лежит интерактив (работа в парах и группах). Интерактив позволяет организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, способствует активизации ученика в процессе учебной деятельности, дает осознание включенности в общую работу, побуждает школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи, формирует коммуникативные навыки.
-
Тема урока: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2013
Уроки изучения лирических произведений предполагают многоуровневый анализ текста, лексико-семантический, лингвостилистический, анализ произведения в контексте. Учащиеся знакомятся с лирикой А.С.Пушкина. Совершенствуют навыки выразительного чтения поэтического текста. Развивают навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
-
Тема урока: "Басня – подруга жизни" 2014
Цели урока: закрепить знания учащихся о басне как литературном жанре, рассмотреть основные признаки басни, закрепить понятия "аллегория", "олицетворение".
-
Тема урока: "Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. "Песнь о вещем Олеге" 2007
Опираясь на летописные источники, Пушкин создает художественное произведение и через сюжет и художественные образы помогает задуматься над проблемой нравственного выбора. Таким образом, литература помогает осознать не только историческую достоверность, факт из жизни человека, но и связать их с современностью, "пропустить через сердце", пережить эмоционально.
-
Тема урока: "Богини Парнаса" 2014
Урок в форме презентации знакомит учащихся со знаменательными этапами биографии, лицейскими годами А.С. Пушкина.
-
Тема урока: "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс 2011
Представлен урок – экскурсия в воображаемое далекое прошлое, в 1812 год. Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова. Учащиеся могут проанализировать стихотворения поэта.
-
Тема урока: "Былины – древний эпос русского народа" 2006
Обобщающий урок литературы проводится после изучения данной темы (по программе Кутузова "В мире литературы" в 6-м классе).
-
Тема урока: "В художественном мире Бориса Пастернака" 2012
Автор знакомит учащихся с художественным миром Б.Пастернака. Формирует мировоззрение учащихся. Развивает стремление познать законы мироздания, творческую активность учащихся.
-
Тема урока: "В.П. Астафьев "Зачем я убил коростеля?" 5-й класс 2013
На уроке учащиеся знакомятся с произведением В.П. Астафьева, понятиями "экология", "экологическая акция", повторяют понятия "синонимы", "фразеологический оборот". Развивают речь, мышление, память, эмоциональное восприятие текста, навык выразительного чтения.
-
Тема урока: "Валентина Александровна Осеева "Сыновья". 2-й класс 2006
Цели предлагаемого урока: познакомить детей с рассказом "Сыновья"; продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, развивать умение отвечать на вопросы к тексту; воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.
-
Тема урока: "Гимн смелости" по трагедии Пушкина "Пир во время чумы" 2006
Урок "Гимн смелости" по трагедии А.С.Пушкина "Пир во время чумы" представлен в форме проблемной беседы, в ходе которой происходит осмысление вечных вопросов жизни человека: добра и зла, мужества и смирения, жизни и смерти.
-
Тема урока: "Голубая да веселая страна…" 2008
План уроков литературы для учащихся старших классов. Уроки направлены на анализ лирического цикла С.А. Есенина.
-
Тема урока: "Гуманисты эпохи Возрождения" 2008
Сервантес - писатель эпохи Возрождения – сказал: "Каждый человек - сын своих дел". Слова эти были произнесены в XVI веке, но они злободневны и по сей день. Глубже постичь этот период человеческой истории, его особенности нам помогут литературовед, искусствовед, историк, биограф.
-
Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Основной метод изучения лирики поэта - разные виды сопоставительного анализа стихотворений: черновика и чистовика, однотемных стихотворений разных авторов, текстов Тютчева разных периодов. С учётом изменения структуры ЕГЭ на уроке делается акцент на выявление литературного контекста, генезиса тютчевских текстов.
-
Тема урока: "Две жизни – две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") 2014
На уроке подробно исследуется внутренний мир героев, анализируются мотивы поступков, причины поражения Германа. Рассматриваются разные пути к достижению цели на примере судеб Германа и Лизы. Проводится фронтальная, парная, групповая работа. Материал обобщается, систематизируется и оформляется в виде опорной схемы.
-
Тема урока: "Денис Давыдов — сын России" 2006
Данная разработка может быть использована как на уроке литературы по теме: "Дружба в жизни А.С. Пушкина" в 9-м классе, так и на внеклассном мероприятии, посвященном Защитникам Отечества. В настоящий момент в России произошла потеря общих для всех граждан страны духовных ценностей, снизилось воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В целях патриотического воспитания детей разработано это мероприятие.
-
Тема урока: "Добро и Зло в творчестве Н.В. Гоголя". 9-й класс 2006
В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег фольклорный урок по литературе.
-
Тема урока: "Достоевский и музыка" 2007
Урок «Достоевский и музыка» - это интегрированный урок литературы и музыки. Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны, это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке. Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество.
-
Тема урока: "Духовник всея Руси". 8-й класс 2006
"Совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее..." (П.Флоренский). Прославление преподобного Амвросия в год Тысячелетия Крещения Руси и причисление к лику святых Собора преподобных отцов и Старцев Оптинских – явление, способствующее восстановлению традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей культуры.
-
Тема урока: "Женская долюшка" в стихах Н.А.Некрасова. 7-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с поэзией Н.А. Некрасова. Учит ребят восприятию образной и художественной ткани стихотворения, воспитывает художественный вкус, развивает речь.
-
Тема урока: "Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина" 2014
Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в любви. Когда к человеку приходит любовь, то в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшее ее стороны. Тем более если это душа поэта, А.С. Пушкина. Женщинам, вдохновившим поэта на создание удивительных, неповторимых произведений, посвящается этот урок.
-
Тема урока: "Загадка женской души". 10-й класс 2013
"Леди Макбет Мценского уезда" впервые опубликована в журнале "Эпоха" в 1865 году под названием "Леди Макбет нашего уезда". Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Одна из художественных вершин творчества Н.С. Лескова.