Тема урока "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?"

Разделы: Литература


УЧИТЕЛЬ

Заканчивая размышлять над романом Гончарова “Обломов”, на сегодняшнем уроке мы постараемся глубже понять образ главного героя, отойти от традиционного представления о нем.

УЧИТЕЛЬ?

Если в двух словах передать содержание романа, то как бы вы его определили?

УЧЕНИК

В центре Обломов. Штольц, Ольга, знакомые и друзья пытаются поднять его с дивана и не могут.

УЧИТЕЛЬ

Итак, тема сегодняшнего урока “Нужно ли поднимать Обломова с дивана?” О цели сказано выше (глубже понять образ главного героя в поисках ответа на вопрос, поставленный в теме урока).

УЧИТЕЛЬ?

Почему же никому не удается поднять Обломова с дивана? Только ли лень причина этого?

УЧЕНИК

Ну, прежде всего, он сам этого не хочет.

УЧИТЕЛЬ?

Почему?

УЧЕНИК

Самое главное, потому, что ему спокойно и комфортно на диване. Вот как он сам говорит об этом в диалоге с Захаром:

- Чем же я огорчил вас, Илья Ильич? – почти плача сказал он.

- Чем? – повторил Обломов. – Да ты подумал ли, что такое другой?

- Что такое другой? - продолжал Обломов. – Другой есть такой человек, который сам себе сапоги чистит, одевается сам, хоть иногда и барином смотрит, да врет, он и не знает, что такое прислуга; послать некою – сам сбегает за чем нужно; и дрова в печке сам помешает, иногда и пыль оботрет…

- Из немцев много этаких, - угрюмо сказал Захар.

- То-то же! А я? Как ты думаешь, я другой?

- Вы совсем другой! – жалобно сказал Захар, все не понимавший, что хочет сказать барин. – Бог знает, что это напустило такое на вас…

- Я совсем другой – а? Погоди, ты посмотри, что ты говоришь! Ты разбери-ка, как другой-то живет? Другой работает без устали, бегает, суетится, - продолжал Обломов, - не поработает, так и не поест. Другой кланяется, другой просит, унижается…А я? Ну-ка, реши: как ты думаешь, другой я – а?

- Да полно вам батюшка, томить-то меня жалкими словами! – умолял Захар. – Ах ты, господи!

- Я другой! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать – есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался. Так как же это у тебя достало духу равнять меня с другими?

УЧИТЕЛЬ

Передайте максимально кратко основную мысль этого эпизода.

УЧЕНИК

Я – не другой.

Обломов мысленно поднимает себя в своем сознании выше, во-первых, того, как его оценивают окружающие, во-вторых, выше других.

УЧИТЕЛЬ?

Откуда такое убеждение?

УЧЕНИК

С детства, от воспитания, от его родной Обломовки.

УЧИТЕЛЬ?

Что воспитала в нем Обломовка?

УЧЕНИК

Мировоззрение и характер.

УЧИТЕЛЬ?

Что мы понимаем под мировоззрением Обломова?

УЧЕНИК

image5.GIF (3284 bytes)

УЧИТЕЛЬ?

Как мы назвали такое представление о мире?

УЧЕНИК

Идеальное, архаичное, наивное.

УЧИТЕЛЬ?

А можно ли его назвать неправильным?

УЧЕНИК

Нет, потому что оно восходит к исконному Библейскому представлению о мире.

УЧИТЕЛЬ?

Вот с таким мировоззрением Обломов вступает в жизнь. Что еще в человеке формирует воспитание?

УЧЕНИК

Характер.

УЧИТЕЛЬ

Мы еще не выяснили, каков характер героя, который проявляется в столкновении с действительностью.

Представления Обломова о действительности и о том, как они сталкиваются с реальностью можно представить в виде таблицы.

УЧЕНИК

(Фронтальная работа)

Представления

Реальность

Как проявляется характер

1. служба – как семья

  1. земные блага – без труда

  2. любовь дана

(не соответствует)

оставляет

разорился (вмешивается Штольц)

не боролся

УЧИТЕЛЬ?

Главное в характере?

УЧЕНИК

Не борец.

УЧИТЕЛЬ

Но следует добавить, что проявление характера требовалось, чтобы заслужить любовь женщины (Ольги Ильинской). Остальные (по-настоящему добрые люди) любят Илью Ильича Обломова просто так.

И совершенно неожиданно это последнее представление почти совпадает с реальностью.

УЧИТЕЛЬ?

За что же любят окружающие Обломова?

УЧЕНИК

image4.GIF (1755 bytes)

УЧИТЕЛЬ?

Если Обломова обозначить image2.GIF (854 bytes) , а среду, в которой он жил (в Петербурге) ? . Где по отношению к реальному миру находится Обломов?

УЧЕНИК

image2.GIF (854 bytes)image3.GIF (849 bytes) - (рядом)

УЧИТЕЛЬ?

Как же происходит связь с миром?

УЧЕНИК

Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала ее любить – значит, для нее, для этой души, неважно было физическое состояние Обломова.

image1.GIF (1572 bytes)

УЧИТЕЛЬ

И вот теперь, учитывая все стороны образа Обломова: мировоззрение, характер, отношение к нему окружающих – подумайте над вопросом – нужно ли поднимать Обломова с дивана?

РАБОТА ПО ГРУППАМ

Варианты ответа

Причина

Да

Нет

Стоит побороться за человека

Не знаю

УЧИТЕЛЬ

Заслушиваем группы.

Мы выслушивали разные варианты ответов. К общему мнению не пришли, да мы и не ставили такую цель.

Мой вывод: итак, я думаю, что мы убедились в следующем: образ Обломова выходит за привычные рамки представления о нем, перед нами трагическая личность, не нашедшая своего места в жизни.

Итог урока