УЧИТЕЛЬ |
Заканчивая размышлять над романом Гончарова “Обломов”, на сегодняшнем уроке мы постараемся глубже понять образ главного героя, отойти от традиционного представления о нем. |
УЧИТЕЛЬ? |
Если в двух словах передать содержание романа, то как бы вы его определили? |
УЧЕНИК |
В центре Обломов. Штольц, Ольга, знакомые и друзья пытаются поднять его с дивана и не могут. |
УЧИТЕЛЬ |
Итак, тема сегодняшнего урока “Нужно ли поднимать Обломова с дивана?” О цели сказано выше (глубже понять образ главного героя в поисках ответа на вопрос, поставленный в теме урока). |
УЧИТЕЛЬ? |
Почему же никому не удается поднять Обломова с дивана? Только ли лень причина этого? |
УЧЕНИК |
Ну, прежде всего, он сам этого не хочет. |
УЧИТЕЛЬ? |
Почему? |
УЧЕНИК |
Самое главное, потому, что ему спокойно
и комфортно на диване. Вот как он сам говорит об
этом в диалоге с Захаром: - Чем же я огорчил вас, Илья Ильич? – почти плача сказал он. - Чем? – повторил Обломов. – Да ты подумал ли, что такое другой? - Что такое другой? - продолжал Обломов. – Другой есть такой человек, который сам себе сапоги чистит, одевается сам, хоть иногда и барином смотрит, да врет, он и не знает, что такое прислуга; послать некою – сам сбегает за чем нужно; и дрова в печке сам помешает, иногда и пыль оботрет… - Из немцев много этаких, - угрюмо сказал Захар. - То-то же! А я? Как ты думаешь, я другой? - Вы совсем другой! – жалобно сказал Захар, все не понимавший, что хочет сказать барин. – Бог знает, что это напустило такое на вас… - Я совсем другой – а? Погоди, ты посмотри, что ты говоришь! Ты разбери-ка, как другой-то живет? Другой работает без устали, бегает, суетится, - продолжал Обломов, - не поработает, так и не поест. Другой кланяется, другой просит, унижается…А я? Ну-ка, реши: как ты думаешь, другой я – а? - Да полно вам батюшка, томить-то меня жалкими словами! – умолял Захар. – Ах ты, господи! - Я другой! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать – есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался. Так как же это у тебя достало духу равнять меня с другими? |
УЧИТЕЛЬ |
Передайте максимально кратко основную мысль этого эпизода. |
УЧЕНИК |
Я – не другой. Обломов мысленно поднимает себя в своем сознании выше, во-первых, того, как его оценивают окружающие, во-вторых, выше других. |
УЧИТЕЛЬ? |
Откуда такое убеждение? |
УЧЕНИК |
С детства, от воспитания, от его родной Обломовки. |
УЧИТЕЛЬ? |
Что воспитала в нем Обломовка? |
УЧЕНИК |
Мировоззрение и характер. |
УЧИТЕЛЬ? |
Что мы понимаем под мировоззрением Обломова? |
УЧЕНИК |
|
УЧИТЕЛЬ? |
Как мы назвали такое представление о мире? |
УЧЕНИК |
Идеальное, архаичное, наивное. |
УЧИТЕЛЬ? |
А можно ли его назвать неправильным? |
УЧЕНИК |
Нет, потому что оно восходит к исконному Библейскому представлению о мире. |
УЧИТЕЛЬ? |
Вот с таким мировоззрением Обломов вступает в жизнь. Что еще в человеке формирует воспитание? |
УЧЕНИК |
Характер. |
УЧИТЕЛЬ |
Мы еще не выяснили, каков характер
героя, который проявляется в столкновении с
действительностью. Представления Обломова о действительности и о том, как они сталкиваются с реальностью можно представить в виде таблицы. |
УЧЕНИК |
(Фронтальная работа) Представления Реальность Как проявляется характер
(не соответствует) оставляет разорился (вмешивается Штольц) не боролся |
УЧИТЕЛЬ? |
Главное в характере? |
УЧЕНИК |
Не борец. |
УЧИТЕЛЬ |
Но следует добавить, что проявление
характера требовалось, чтобы заслужить любовь
женщины (Ольги Ильинской). Остальные
(по-настоящему добрые люди) любят Илью Ильича
Обломова просто так. И совершенно неожиданно это последнее представление почти совпадает с реальностью. |
УЧИТЕЛЬ? |
За что же любят окружающие Обломова? |
УЧЕНИК |
|
УЧИТЕЛЬ? |
Если Обломова обозначить , а среду, в которой он жил (в Петербурге) ? . Где по отношению к реальному миру находится Обломов? |
УЧЕНИК |
- (рядом) |
УЧИТЕЛЬ? |
Как же происходит связь с миром? |
УЧЕНИК |
Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала ее любить – значит, для нее, для этой души, неважно было физическое состояние Обломова. |
УЧИТЕЛЬ |
И вот теперь, учитывая все стороны образа Обломова: мировоззрение, характер, отношение к нему окружающих – подумайте над вопросом – нужно ли поднимать Обломова с дивана? |
РАБОТА ПО ГРУППАМ |
Варианты ответа Причина Да Нет Стоит побороться за человека Не знаю |
УЧИТЕЛЬ |
Заслушиваем группы. Мы выслушивали разные варианты ответов. К общему мнению не пришли, да мы и не ставили такую цель. Мой вывод: итак, я думаю, что мы убедились в следующем: образ Обломова выходит за привычные рамки представления о нем, перед нами трагическая личность, не нашедшая своего места в жизни. Итог урока |
Тема урока "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?"
Разделы: Литература