Тема урока: "Автор и его герои. А.С.Грин «Алые паруса»"

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: анализ литературного произведения


Цели урока:

  • познакомить учащихся с автором и удивительными героями повести;
  • помочь правильно понять и воспринять повесть;
  • ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть;
  • показать роль музыки в художественном произведении;
  • воспитывать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, одухотворенность;
  • стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация «Сказка, которая сбывается» (у автора), портрет А. Грина, буктрейлер «Алые паруса» (у автора).

Ход урока

1. Вступление. Формулирование целей и задач урока.

Сегодняшний урок у нас не похож на другие. Я вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока.

Тема нашего урока: Автор и его герои. А.С. Грин феерия «Алые паруса»

Что мы должны сегодня узнать на уроке? Над чем будем работать?

Я мечтаю, чтобы наш урок прошел замечательно, волшебно, феерично. А вы часто в жизни мечтаете? О чем?

Вот и писатели, и поэты о чем-то мечтали.

140 лет назад родился самый главный, на мой взгляд, мечтательный писатель

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Его звали Александр Степанович Грин. (1 слайд)

Давайте представим, что Грин пришел к нам в гости.

2. Прием «Кресло писателя».

Много лет назад я создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Эту страну назовут Гринландией, в мою честь. (2 слайд)

А звали меня Александр Степанович Гриневский. Родился я в далеком 1880 году в Вятской губернии. Первым словом, которое я прочитал, было слово море, поэтому особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Моими любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать.

В 1906 появились мой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева»

Я сочинял рассказы, новеллы, романы, стихи, фельетоны и даже басни, создал свыше 400 произведений, но, к сожалению, никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть моих рукописей, вероятно, затерялась навсегда.

В 1916 году в Петрограде в витрине магазина игрушек я увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался алым. Это меня поразило. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование.

А затем, бродя по набережной вдоль Невы, я увидел юную красавицу, которой дал имя Ассоль, а в Грее я видел себя, ведь я очень хотел сделать чудо своими руками.

Я приглашаю вас в путешествие по моей Гринландии, где живут мужественные, сильные, красивые мечтатели. Вперед, друзья!

3. Анализ произведения.

К изучению «Алых парусов» вы подготовились на славу. В наших учебниках есть только первая часть повести, которую прочли все.

Кто прочитал полностью произведение?

А еще большинство из нас посмотрели спектакль в театре «Балтийский дом». (Слайд 3,4) Ну а если остались те, кто не до конца познакомился с повестью, то они нас догонят обязательно, я об этом мечтаю.

Значит, в добрый путь.

И первая загадка: что такое феерия?

Подберите однокоренные слова или созвучные

Фея, фееричный.

А с чем ассоциируется это слово?

С волшебством.

Чтение словарной статьи и запись в тетради (Слайд 5)

– Передайте в нескольких предложениях сюжет повести. Есть ли тут волшебство и сказочность?

– Нет. Чудо сделано руками.

Можно ли это произведение назвать сказкой?

– Это произведение о реальном мире, в котором есть не только добро.

– Какими были жители Каперны?

– Найдите в тексте и прочитайте.

– Что скажет о нем сказочник Эгль?

– Почему не любили в Каперне отца Ассоль? Да и девочку тоже?

– Они не понимают Лонгрена и Ассоль, а все непонятное вызывает страх, презрение.

– А полностью ли прав Логрен, не помогший Меннерсу?

– Нет.

– Грин его наказывает одиночеством, хотя и скрашивает присутствием доброго ангела– дочери.

Вот мы подошли к главным героям.

4. Работа с таблицей.

Сейчас для вас задание. У каждого лежит таблица, в течение 2-3 минут подготовьте устно ответы о герое. Мальчики – о Грее, девочки об Ассоль. Разрешаю обсудить с товарищем. (работа в группах)

А затем мы совместно заполним. Заполнение таблицы

– Почему Грей решил исполнить мечту Ассоль?

Они были очень похожи. Родство душ.

Какой же вывод делаем после анализа повести. Это сказка? Как сделать чудо?

– Своими руками!

Одним из способов объединения в единое целое у А. Грина является музыкальное творчество. Из отдельных мелодий – человеческих душ – создается музыка в стране А. Грина. Именно музыка в произведениях А.С. Грина является критерием оценки героев. Способностью понимать музыку писатель наделяет «светлые», чистые души. Таковы его герои Ассоль, Грей. В феерии "Алые паруса" А.С. Грин тоже противопоставляет "светлые" и "темные" души. Ассоль – "светлая" душа. В этой душе постоянно звучит музыка, прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти корабль, предсказанный Эглем. Ассоль жила в своем музыкальном мире: "…ее голова мурлыкала песенку жизни"

А.С. Грин противопоставляет чистой, "светлой", музыкальной душе Ассоль обитателей деревни Каперны, в которой жила девушка. В произведении это различие высказывает Эгль, "известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок". Эгль говорит Ассоль: "Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той [Каперне] целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…". Эгль замечает, что в деревне живут злые люди, не чувствующие музыки, люди.

А.С. Грин сравнивает Ассоль со скрипкой, заглушаемой более ярким, медным, прямым звуком трубы – жителями деревни.

Для Грэя мир тоже был полон музыки. Предлагая Дуссу собрать оркестр, Грэй говорит: "Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, – в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят с эстрады своими замысловатыми шумами, – нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов" . Музыка для Грэя – сама жизнь, а не теория. Музыка может задеть струны души только тогда, когда она исполняется людьми, знающими жизнь, исполняющими мелодию от сердца и тонко чувствующими. А. С Грин сравнивает Грэя с Орфеем.

А.С. Грин относит музыку к высшему духовному началу, к которому должны стремиться люди.

5. Сегодня я познакомлю вас с еще одним новым словом.

На доске: Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Вашему вниманию буктрейлер, посвященный «Алым парусам». В нем использованы кадры из фильма, песня Владимира Ланцберга «Ребята надо верить в чудеса».

6. А теперь обещанный сюрприз.

(слайд 6) Пройдет еще немного времени. Вы закончите школу. И в июне 2025 года пойдете на набережную реки Невы встречать свой парусник с алыми парусами. И будете загадывать желание. А сейчас на алом листочке давайте каждый напишет сегодняшнюю мечту. А на выпускном мы откроем конверт, и каждый узнает, смог ли он осуществить чудо своими руками.

Литература:

  1. Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. М.: 2012. Ч.1 – 304 с.;
  2. Наталия Егорова: Литература. Универсальные поурочные разработки. 6 класс. ФГОС. Вако, 2015.
  3. А.С. Грин. Алые паруса.– Москва: Эксмо, 2019.
  4. Валентина Вшивкова. "Александр Грин <Алые паруса>" «Литература в школе» (N31/2002).
  5. Евгения Горбунова. ""И думал о счастье". Александр Грин. <Алые паруса>. «Литература в школе» (N31/2002).

Приложение.