Цели:
- Развитие устной речи учащихся
- Научить ребят понимать текст, находить и открывать интересное для себя в рассказе о животных, природе.
- Воспитать у детей любовь к родному краю.
Оборудование:
- видеофильм “Край родной, сторонушка родная”;
- выставка фотографий: “Природа и мы”;
- выставка книг К.Г.Паустовского, Пришвина М.;
- портрет писателя.
Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля.
К.Г.Паустовский
ХОД УРОКА
l. Организационный момент (психолгический настрой – речевая разминка)
– Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
– С таким чудесным настроением, настроем начинаем открытый урок.
II Урок, посвященный Паустовскому, мы назвали “Прекрасное рядом”, поэтому что он писал о природе, Родине, о родной земле. А наша родная земля – это наша деревня.
Милый край!
Сторонушка родная!
Если станет вдруг невмоготу –
Снова и снова мы тебе поможем
Сохранить твои богатства и красоту.
Включается видеофильм “Милый край! Сторонушка родная!”
Мой край родной,
горжусь тобой живу тобой, дышу тобой,
И знает лишь сама любовь,
Как я тебя люблю,
Мой край родной,
Мой край родной!
– С чего начинается Родина?
мама кошка
собака Россия
гимн РОДИНА Москва
друзья деревня
школа улица
– Родной край – понятие очень широкое. Это
деревня, где ты родился. Это речка, где первый раз
купался это лес, где растут деревья, цветы, поют
птицы, это солнце, согревающее нас, земля,
растущая хлеб… Я не знаю, ничего прекрасного, чем
земля.
– Перейдем к выставке фотографий. “Природа и
мы”
– А сколько пословиц, примет о Родине, о природе?
Чтение пословиц.
– Обратимся к рассказу Паустовского “Жильцы старого дома.”– согретого горячей любовью к родной земле, совершим небольшое путешествие по старому дому, прикоснемся к старым вещам, встретимся с его жильцами.
Жильцы – живут.
Краткое содержание этого рассказа.
| Старый дом. Он какой?
темные
старый
деревенский
ст.вещи
лягушка
курица
черный любил
обходить
умылся
ворчал на часы Фунтик мокрый нос вывернутое ухо Такса из Москвы кривоногая маленький рыжий пес
Такса – порода собак.
Горлач
гремел далекий
гром
клюнул Курица какая? |
– Сколько удивительного в рассказе
Паустовского? Какой прекрасный, певучий язык!
Писатель описывает жильцов с такой любовью.
– Ну кто из вас не видел обыкновенную лягушку? Но
никто, наверное, не припомнит, случая, чтобы
лягушка приходила любоваться огнем керосиновой
лампы?
Выразительное чтение эпизода о лягушке.
– Кто их этих героев понравился?
– Ребята, Паустовский учит нас - прекрасное
рядом, стоит только внимательно приглядеться.
III. Заключение
Отрывок (последний абзац) из рассказа:
“Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медленный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, кашель добряка Гальвестона-я буду думать, что рассказал вам все это напрасно.”
Викторина:
1) Вопросы к рассказу “Теплый хлеб.”
– Какой масти был раненный конь? (Вороной)
– Кто взял себе коня? (Мельник)
– Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
– Что сделал Филька с куском хлеба после того,
как ударил коня? (Кинул в
снег)
– Что случилось в природе после этого? (Метель
и сильный мороз)
– От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (От
злобы)
– Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? (Сорока)
– Что придумал Филька? (Продолбить лед на реке)
– Что понес Филька раненному коню? (Буханку
свеж.хлеба).
– Что конь сделал после того, как съел хлеб? (Положили
голову на плечо Фильке)
– Почему сорока сердилась? (Её никто не слушал)
2) Вопросы к рассказу “Жильцы старого дома”
– Чьи романы читали дети в рассказе “Жильцы
старого дома”? (Вальтер Скотта)
– Кто сделал музыкальную шкатулку? (Мастер
Гальвестон)
– Кто страдал бессонницей? (Ёж)
– Что умела делать курица? (Летать как ворона)
– Что съел однажды кот Степан? (Плотицу с
рыболовным крючком)
– Что дети устраивали на чердаке? (Раскопки)
lV Домашнее задание:
- Описание курицы.
- Мини-сочинение: “Еж, который страдал бессонницей.”
- Иллюстрации к рассказам К.Г.Паустовского.
“Теплый хлеб”
“Жильцы
старого дома”