Цели:
- Развитие устной речи учащихся
- Научить ребят понимать текст, находить и открывать интересное для себя в рассказе о животных, природе.
- Воспитать у детей любовь к родному краю.
Оборудование:
- видеофильм “Край родной, сторонушка родная”;
- выставка фотографий: “Природа и мы”;
- выставка книг К.Г.Паустовского, Пришвина М.;
- портрет писателя.
Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля.
К.Г.Паустовский
ХОД УРОКА
l. Организационный момент (психолгический настрой – речевая разминка)
– Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
– С таким чудесным настроением, настроем начинаем открытый урок.
II Урок, посвященный Паустовскому, мы назвали “Прекрасное рядом”, поэтому что он писал о природе, Родине, о родной земле. А наша родная земля – это наша деревня.
Милый край!
Сторонушка родная!
Если станет вдруг невмоготу –
Снова и снова мы тебе поможем
Сохранить твои богатства и красоту.
Включается видеофильм “Милый край! Сторонушка родная!”
Мой край родной,
горжусь тобой живу тобой, дышу тобой,
И знает лишь сама любовь,
Как я тебя люблю,
Мой край родной,
Мой край родной!
– С чего начинается Родина?
мама кошка
собака Россия
гимн РОДИНА Москва
друзья деревня
школа улица
– Родной край – понятие очень широкое. Это
деревня, где ты родился. Это речка, где первый раз
купался это лес, где растут деревья, цветы, поют
птицы, это солнце, согревающее нас, земля,
растущая хлеб… Я не знаю, ничего прекрасного, чем
земля.
– Перейдем к выставке фотографий. “Природа и
мы”
– А сколько пословиц, примет о Родине, о природе?
Чтение пословиц.
– Обратимся к рассказу Паустовского “Жильцы старого дома.”– согретого горячей любовью к родной земле, совершим небольшое путешествие по старому дому, прикоснемся к старым вещам, встретимся с его жильцами.
Жильцы – живут.
Краткое содержание этого рассказа.
Старый дом. Он какой?
темные
старый
деревенский
ст.вещи
лягушка
курица
черный любил
обходить
умылся
ворчал на часы Фунтик мокрый нос вывернутое ухо Такса из Москвы кривоногая маленький рыжий пес
Такса – порода собак.
Горлач
гремел далекий
гром
клюнул Курица какая? |
– Сколько удивительного в рассказе
Паустовского? Какой прекрасный, певучий язык!
Писатель описывает жильцов с такой любовью.
– Ну кто из вас не видел обыкновенную лягушку? Но
никто, наверное, не припомнит, случая, чтобы
лягушка приходила любоваться огнем керосиновой
лампы?
Выразительное чтение эпизода о лягушке.
– Кто их этих героев понравился?
– Ребята, Паустовский учит нас - прекрасное
рядом, стоит только внимательно приглядеться.
III. Заключение
Отрывок (последний абзац) из рассказа:
“Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медленный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, кашель добряка Гальвестона-я буду думать, что рассказал вам все это напрасно.”
Викторина:
1) Вопросы к рассказу “Теплый хлеб.”
– Какой масти был раненный конь? (Вороной)
– Кто взял себе коня? (Мельник)
– Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
– Что сделал Филька с куском хлеба после того,
как ударил коня? (Кинул в
снег)
– Что случилось в природе после этого? (Метель
и сильный мороз)
– От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (От
злобы)
– Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? (Сорока)
– Что придумал Филька? (Продолбить лед на реке)
– Что понес Филька раненному коню? (Буханку
свеж.хлеба).
– Что конь сделал после того, как съел хлеб? (Положили
голову на плечо Фильке)
– Почему сорока сердилась? (Её никто не слушал)
2) Вопросы к рассказу “Жильцы старого дома”
– Чьи романы читали дети в рассказе “Жильцы
старого дома”? (Вальтер Скотта)
– Кто сделал музыкальную шкатулку? (Мастер
Гальвестон)
– Кто страдал бессонницей? (Ёж)
– Что умела делать курица? (Летать как ворона)
– Что съел однажды кот Степан? (Плотицу с
рыболовным крючком)
– Что дети устраивали на чердаке? (Раскопки)
lV Домашнее задание:
- Описание курицы.
- Мини-сочинение: “Еж, который страдал бессонницей.”
- Иллюстрации к рассказам К.Г.Паустовского.
“Теплый хлеб”
“Жильцы
старого дома”