Тема урока "Понятие греха" (занятие факультативного курса по авторской программе "Основы христианской этики в русской литературе")

Разделы: Литература

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Грех, религиозный опыт, душевный конфликт, Святое Писание, преступление, гордыня, страдание, зло, раскаяние


Цель: Формировать у учащихся понятие греха, рассмотреть пути зарождения греха и проследить процесс его прогрессирования в человеке на материале произведений русской литературы; пробудить интерес школьников к себе, своей личности, к углубленному самоанализу; формировать личностную, духовную, читательскую компетентности.

Задача для учащихся: Учащийся понимает и интерпретирует фактический и художественный материал, приводит примеры из литературы и личного опыта, проводит различие между фактами и следствиями, самостоятельно работает со специальной и дополнительной литературой, высказывает свою точку зрения.

Вид занятий: Этическая беседа.

Оборудование: Святое Евангелие Иконы «Спас в силах», «Страшный суд» Ф. Достоевский,«Преступление и наказание» А. Толстой «Грешница» З. Гиппиус «Грех» А. Пушкин «Напрасно я бегу к Сионским высотам…»

Ход занятия

Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…
И. Франко

1. Объявление темы, цели занятия.

2. Мотивация.

3. Восприятие и понимание учащимися учебного материала.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами будем рассматривать одно из самых важных и сложных понятий православной культуры, без которого невозможно осмысление не только художественных произведений, но и христианского миропонимания, религиозного опыта русской души.

Вначале мы прослушаем индивидуальные сообщения ребят, которые дома работали с различными словарями и литературой. Итак, что же такое «грех»?

Грех – это:

  • «нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок» Ожегов С.И.
  • «поступок, противный закону Божию, вина перед Господом. Беда, напасть, несчастье» Даль В.И.
  • « момент распада, развала духовной жизни» Флоренский П.А.

Почему при совершении греха, преступления происходит «распад, развал» в человеческой душе? Что является индикатором состояния человека?

Грех – это нарушенная совесть, это поступки против совести. Когда человек поступает против совести, т.е. вопреки ее велению, возникает внутренняя борьба, т.е. вопреки ее велению возникает внутренняя борьба, душевный конфликт. Еще, бывает, человек только задумал совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучает его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть человеком. Человек находится в зависимости от своей совести. «Совесть без Бога – ужас» (Ф. Достоевский)

Обратимся к страницам бессмертного романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия цитируется Святое Писание, то пренебречь им – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного произведения.

Кого убил Раскольников?

Прежде всего - « я себя убил!» И убил прежде старухи, ибо : «А я говорю Вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем» [Мф., 5,28]. Готовность ко греху уже есть грех. Внутренняя готовность к преступлению уже преступна. Раскольников совершил прежде всего убийство в сердце своем.

Недаром святых отцов интересовала прежде всего первопричина греха, а не само осуществление злого деяния. Деяние лишь следствие, симптом болезни. Лечение же действенно всегда лишь при воздействии на источник недуга.

В чем источник недуга Раскольникова?

«Сатана нас в тщеславие ввергает, чтобы мы своей, а не Божьей славы искали», - писал святитель Тихон Задонский. Человек испокон веков ищет, на чем утвердить свою самость, возвыситься над прочими в гордынном упоении. Эта жажда неутолима. И оттого мука ее не может быть утолена в безбожном пространстве гуманизма.

Как проявляет себя совесть, попавшая в сети темных сил?

Раскольников ввергнут в жесточайшие страдания. У кого есть она (совесть), тот страдает, коль сознает ошибку. Это наказание ему – «опричь каторги» [ч.3, гл. 5]

Психологические глубины отображения этих страданий и есть то стремление обнаружить и показать человека в человеке, которое Достоевский назвал важнейшей частью своего реализма. Ибо когда человек переступает некую черту запрета, он насилует свою собственную природу, нарушает заложенные в его натуру законы человеческого бытия. Человек в человеке не может не страдать при этом. Постепенно Раскольников приходит к пониманию того, что сам не может ничего. Чтобы смочь, нужно отречься от своей гордыни, одолеть ее, смиренно признать свое бессилие. «…ибо без Меня не можете делать ничего» [Ин.15,5] Путь страданий Раскольникова есть путь его к Богу.

Откроем Пушкина.

Напрасно я бегу к Сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.

Как Пушкин переживает эту борьбу, поединок с самим собой?

Пушкин хорошо знал чувство греховности, то настроение, когда человек говорит себе: пусть я не властен не согрешить, но мне больно и стыдно, что я далек от совершенства. Пушкин знал «змеи сердечной угрызения». Вспомним :

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Достоевский не однажды повторял: самый отвратительный негодяй в народе знает свою преступную мерзость, вовсе не обманываясь в собственной вине, в совершенном преступлении. Но Раскольников долго противится такому знанию о себе. Достоевский ставит проблему конфликта человека со злом, в котором лежит мир. Ибо грех – это осуществление зла, его конкретное воплощение.

Кто в романе воплощает путь служения злу?

Свидригайлов. Его путь – путь отчаяния перед кажущимся всевластием зла, отказа от волевых усилий к преодолению зла в себе.

Зло в себе… Обратимся к стихотворению А.А. Ахматовой:

И мы простим, и Бог простит.
Мы жаждем мести от незнанья.
Но злое дело – воздаянье
Само в себе, таясь, таит.
И путь наш чист, и долг наш прост:
Не надо мстить. Не нам отмщенье.
Змея сама, свернувши звенья,
В свой собственный вопьется хвост.
Простим и мы, и Бог простит,
Но грех прощения не знает,
Он для себя – себя хранит,
Своею кровью кровь смывает,
Себя вовеки не прощает –
Хоть мы простим и Бог простит.

Как вы понимаете слова «он для себя – себя хранит»?

Бороться со злом необходимо в себе самом. Поэтому прежде – раскаяние, ибо отсутствие раскаяния – гордыня. А гордыня – начало грехопадения человека. «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость… Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великие дело, и других свободным сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его».

Ф.М.Достоевский

«Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть» [Лк. 17,21]

Обратимся к отрывку поэмы «Грешница» А. Толстого:

Он разогнал ночную тьму.
И все, что было там таимо,
В грехе, что было свершено,
В ее глазах неумолимо
До глубины озарено.
Внезапно стала ей понятна
Неправда жизни святотатной,
Вся ложь ее порочных дел –
И ужас ею овладел.
Уже на грани сокрушенья
Она постигла в изумленье,
Как много благ, как много сил
Господь ей щедро подарил,
И как она восход свой ясный
Грехом мрачила ежечасно.
И, в первый раз гнушаясь зла,
Она в том взоре благодатном
И кару дням своим развратным,
И милосердие прочла;
И, чуя новое начало,
Еще страшась земных препон,
Она, колебляся, стояла…
И вдруг в тиши раздался звон
Из рук упавшего фиала…
Стисненной груди слышен стон,
Бледнеет грешница младая,
Дрожат открытые уста –
И пала ниц она, рыдая,
Перед святынею Христа.

Как в художественном тексте отражается путь грешницы к себе, к первоосновам, к «святыне Христа»?

В большинстве культур понятия Добра и Зла тождественны или близки понятиям жизни и смерти. И в Святом Писании добро – это жизнь, свет, выполнение воли Бога, подателя жизни; зло – смерть, тьма, подчинение силам, ненавидящим все живое…

Испытывали ли вы когда-нибудь подобные чувства вины, угрызения совести?

Кто вам помог (что помогло) в тяжелой ситуации?

Рассмотрите внимательно иконы. Что они выражают, знаменуют?

Помните, что икона – образ новой реальности, которую мы еще не знаем, и к которой только готовим себя. Икона, по словам отца Павла Флоренского, как будто окно в Царствие Небесное, - окно, в котором всегда горит свет. Икона – великая помощь нам в духовной жизни. Она святое напоминание нам о Боге, побуждающее наше сердце к трудам и подвигам.

Какие переживания вызывает у вас икона «Страшный суд», как эти чувства пересекаются с восприятием художественных произведений?

4. Подведение итогов:

  1. Дайте определение понятию «грех».
  2. Что можно ожидать от греха?
  3. Что такое совесть?
  4. В каких еще произведениях русской литературы присутствует тема греха и как она раскрывается?
  5. Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем занятии?
  6. Что было сложно или непонятно?
  7. Какие выводы вы сделали для себя?

5. Домашнее задание:

  1. Подготовиться к теме «Грехи ума и сердца».
  2. Подготовить индивидуальные сообщения:
  • мытарства;
  • святая мученица Варвара.
  1. Подготовиться к анализу текстов:
  • Л. Толстой «Детство»;
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
  • В. Астафьев «Царь-рыба».