Цели урока: провести сопоставительный анализ стихотворения “Пророк” А.С.Пушкина и одноименного стихотворения М.Ю.Лермонтова; рассмотреть, какое развитие получила тема пророческой миссии поэта в творчестве А.Ахматовой.
Задачи: формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию; формирование коммуникативной компетенции (умения выстраивать монологическую речь); воспитание высоких человеческих идеалов, любви к родному языку.
- Обратимся к теме урока. Из какого стихотворения эти слова?
Из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Пророк”.
- Как вы думаете, о какой миссии поэта пойдет речь на уроке?
О пророческой.
- Подберите синонимы к слову “пророк”.
Корень “рок” - судьба и одновременно “рек” - изрек.
Пророк – предсказатель, глашатай, обличитель, учитель, творец, мыслитель, философ, вестник грядущего, тот, кто владеет даром слова.
- Кто из русских поэтов был предшественником Лермонтова в создании образа поэта-пророка?
Поэты-декабристы и А.С.Пушкин.
Вспомним стихотворение А.С.Пушкина “Пророк”. Написано оно было в июле – сентябре 1826 г., после казни декабристов. Поэт глубоко переживал свершившееся. Ему необходимо было написать обличительное стихотворение. Древнееврейские пророки зачастую бывали смелыми и бесстрашными обличителями. И Пушкин обращается к образу библейского пророка.
Зачитывается отрывок из Книги пророка Исайи. Глава 6.
“В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его и поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их”
Только после того как уста пророка были очищены от скверны, Бог посылает Исайю к людям, и тот обличает пороки и беззакония.
- Как происходит преображение в пушкинском “Пророке”?
- Дайте толкование этого слова.
По Далю – “преобразиться – значит преставиться, скончаться, умереть, изменить плотский облик на духовный”.
В словаре Ожегова – “получить новый образ, форму, вид, сделаться иным, лучшим”.
(Значения этого слова необходимо написать на доске).
- Каков процесс перерождения поэта в пророка?
- С любым ли это может произойти? Какое условие для этого должно соблюдаться?
Это может произойти лишь с тем, кто ищет истину, - “Духовной жаждою томим”, “На перепутье мне явился”.
- Почему “перепутье”, ведь пустыня?
Герой стоит перед выбором пути.
- Каковы этапы преображения?
- “Отверзлись вещие зеницы” (стали мудрые).
- “Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон”.
Преображение дает дар – 1. видеть, 2. слышать. Но этого мало. А 3-й дар? Он более драгоценен, он превращает мудреца в Пророка. Этот дар мучителен, появляется тема страдания.
- На каких образах зиждется тема страданий?
“Кровавая десница”, “трепетное сердце”, отверстая грудь”.
- Каков результат преображения?
“Как труп в пустыне я лежал” (курсив мой).
- Кто может воскресить Пророка?
До этого момента Пушкин ни разу не произносил
этого слова – Бог. Теперь тот, кто принес жертву,
достоин называться Пророком. [1]
Для того чтобы “плотский облик” обычного человека изменился на духовный, прежний, грешный и бессильный, должен умереть, чтобы дать возможность родиться иному, исполняющему волю Божью. Герой встает обновленным, он прошел через человеческие муки и человеческую смерть, он перерожден.
- В чем его отличие от библейских пророков?
Они не испытывают потребности преображения, не ощущают мучений.
- “Восстань, пророк”. Что представляет собой эта строка?
Заклинание.
- Какие 3 повеления получает поэт?
- “… и виждь, и внемли”
- “Исполнись волею моей”
- “Глаголом жги сердца людей”
- Как вы понимаете 2-е повеление?
Исполняя 1-е повеление, поэт постигает, что в центре мироздания находится человек (“я”), являющийся для Бога предметом главной заботы и внимания, иначе не совершилось бы преображение и не прозвучал бы к человеку Бога глас. Человек – главная цель Творца. Вдохновение, творческое прозрение помогают постичь суть явлений.
Надо избавиться от тирании собственной эгоистической “грешной” воли, от власти “я”, превращающей человека в раба желаний и страстей. Требование отсечения своей воли является главным обетом монашеского служения.
- Что означает 3-е повеление?
Волновать, жечь, пробуждать людей к высшей духовной жизни. В “Пророке” поэтическое творчество предстает как дело пробуждения совести в “сердцах людей” - вот почему глагол поэта-пророка не проповедует, не учит, а жжет сердца, напоминая им о том, что высокое человеческое предназначение попрано и что так не должно быть.
- В чем главное отличие ветхозаветных пророков от пушкинского пророка?
Они “были проповедники, прямо обращавшиеся со словом божьим к религиозному сознанию. У Пушкина же речь идет об искусстве”. Миссия поэта-пророка осуществима только средствами искусства, однако внушаема тою же высшей волей.
Поэтическое творчество представлено в
стихотворении как священное служение. Отсюда
небывалый в мировой поэзии пафос “Пророка”. [2]
- Библейская образность и лексика.
- Скупой библейский синтаксис кратких предложений.
- Построение стихотворения по принципу анафоры. Больше половины стихотворных строк начинается союзом “и”.
- Нет деления на строфы.
В черновом варианте стихотворение “Пророк” заканчивалось по-другому. Послушайте:
- Почему Пушкин изменил концовку?
Восстань, восстань, пророк России,
Позорной ризой облекись,
Иди и с вервием вкруг выи
К убийце грозному явись.
Она перестала быть такой конкретной, связанной с событиями эпохи, придала стихотворению обобщенный смысл. В ней Пушкин выразил свое мнение о призвании поэта “будить” человеческую совесть, ум, душу.
Итак:
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал…
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка …
Это же прямое продолжение пушкинского стихотворения. Первые две строчки – это краткое изложение пушкинского текста. Лермонтов как бы задается вопросом: а что же дальше?
Прослушивание стихотворения “Пророк” в актерском исполнении.
Если Пушкин запечатлел мучительное обретение даров пророком, то Лермонтов изображает его земной путь.
- Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова?
Тема поэта и поэзии и назначение поэзии. И в том и в другом есть образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворений – библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни. Лермонтов продолжает пушкинскую тему.
- Чем отличаются стихотворения? Заполните таблицу о различиях.
“Пророк” Пушкина |
“Пророк” Лермонтова |
Сюжет |
|
Становление пророка |
Жизнь поэта, ставшего пророком |
Лексический строй стихотворений |
|
Архаичная лексика, торжественный тон | Церковнославянская лексика уступает место современному языку, нет торжественности, предельно очеловеченный рассказ |
Образы поэта-пророка |
|
Преображается духовно, торжественен, готов к встрече с людьми, - готов “глаголом жечь сердца людей”. Пророка окружает сверхъестественный ореол. | Портрет пророка вызывает сочувствие. Суров, одинок. Общество отвергает пророка. Увидел “страницы злобы и порока”: не принят людьми, изгнан, лишен ореола. |
- Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?
- Какие образы создают представление о трагедии поэта?
Старики и дети. Две мудрости. Речь старцев – это наказ новому поколению. Таким образом, усиливается противостояние поэта и общества – это извечный закон.
- Выходит, дар его не нужен?
Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только “страницы злобы и порока”, но и гармонию мира. Не случайно природа – творение Бога – откликается на духовный зов поэта.
- Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт?
В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой, но и символ единения с природой.
- А символом чего является пустыня у Пушкина?
Символом бездуховности.
- Что повинуется пророку из стихотворения Лермонтова?
Все стихии: звезды, “земные твари”, только человек остается глух к его речам.
- Почему? У Пушкина - “Глаголом жги сердца людей”, у Лермонтова – “Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья”. Совсем ли это одно и то же? Не напоминает ли лермонтовский поэт ветхозаветных пророков, прямо обращавшихся со словом божьим к людям?
Библейских пророков тоже часто отвергали.
- Кто наделен в стихотворении словом?
Самолюбивые старцы. Властью слова наделены те, кто ее недостоин.
Итак, путь лермонтовского пророка – путь отверженного и всеми гонимого проповедника “чистых учений”. “Как презирали все его”.
Поэт остался один, он вынужден бежать от людей – и участь эта горька и тяжела.
Прочитаем стихотворение Пушкина “Поэту”. Оно тоже проникнуто глухим отчаянием. И тоже – от сознания непонимания:
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной…
- Находит ли Пушкин выход из создавшейся ситуации? Столь ли безысходно его стихотворение, как у Лермонтова?
Пушкин употребил союз но, позволяющий переломить ситуацию, настроение, дать другую точку зрения:
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один…
Пушкин не задерживается на чувстве отчаяния, он идет дальше и дает надежду на самого себя:
Ты сам свой высший суд.
Итак, стихотворения Лермонтова “Пророк” и Пушкина “Поэту”, описывая сходную ситуацию, оказываются полярными по своему настроению. Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что позволяет поэту выстоять.
А сейчас посмотрим, какое развитие эта тема получает в творчестве поэтов Серебряного века. Прочитаем отрывок из стихотворения Анны Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…”
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
- Какие отголоски стихотворений Пушкина и Лермонтова вы находите в этом четверостишии?
Снова “равнодушие толпы”, снова “глумленье”, как у Лермонтова, причем в гораздо большей степени проявления, потому что глумятся ученики, в которых ты вложил свою душу.
- И все-таки можем ли мы сказать, что строки Ахматовой столь же трагичны, как стихотворение Лермонтова?
- Какие слова придают уверенности в высоком назначении поэта?
Так же, как и Пушкина, использованы глаголы в повелительном наклонении: “иди”, “исцеляй” (“восстань”, “виждь”, “внемли”). Именно они несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку.
И еще одно маленькое стихотворение А.Ахматовой:
Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -
Все видит, слышит, всем владеет.
- Перекличку с каким стихотворением вы услышали?
Со стихотворением Пушкина “Пророк”. Та же идея всеведения поэта, идея полного постижения мира.
- И вновь обратимся к толкованию слова “преобразиться” по Далю – “изменить плотский облик на духовный”. Но ведь в 1-й строке мы слышим то же самое: “Поэт не человек, он только дух”.
Поэт Ахматовой и поэт из стихотворения “Пророк” Пушкина очень похожи. И еще один мотив, подхваченный у Пушкина,– мотив “поэта-царя”: “всем владеет”. [3]
Для самой Анны Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяжелые годы унижений и гонений. И хотелось бы урок закончить ее стихами:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему “Место поэта в мире”.
Литература, ссылки:
- http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=gfFadsi6Tuw%3D&tabid=10183
- Непомнящий В. Пророк // Новый мир. 1987 №1 с. 132-152.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. Москва “Вако” 2008.
- И.И.Аркин. Уроки литературы в 9 классе. Москва “Просвещение” 1999.