Цели: расширить представление учащихся о поэте; углубить в сознании учащихся понятие о романтизме в балладе; показать самобытность русского народного фольклора.
Метод: чтение докладов, фронтальный опрос, выразительное чтение, чтение отрывков наизусть, ответы на вопросы.
Оборудование: портреты поэта, иллюстрации рисунков к поэме, выполненные учащимися.
Эпиграф:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А.С. Пушкин
Ход урока.
На доске записана тема урока, висят портреты В.А. Жуковского. Посередине доски – эпиграф.
1. Вступительное слово учителя.
Звучит песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий».
2. Фронтальный опрос.
Что такое романтизм? Что представляет собой романтизм в Европе и кто был его представителем?
В чем заключались романтические идеи и романтические художественные принципы, нашедшие выражение в литературе?
Что можно сказать о российском романтизме?
3. Доклады учащихся:
1). Биография В.А. Жуковского.
2). Характеристика творчества поэта.
3). Работа над балладой «Светлана».
4. Работа с текстом. Выразительное чтение и чтение наизусть.
Сравнительный анализ сна «Светланы» и сна пушкинской Татьяны из пятой главы «Евгения Онегина».
Вопросы и задания учителя:
1). Как освещена Жуковским сторона русского народного быта?
2). Рассказать о способах гадания.
3). Как поэт описывает чувства гадающей девушки?
4). Какова позиция автора по отношению к изображаемому?
5. Заключительное слово учителя.
Мироощущение, свойственное романтизму Жуковского, явилось сказочным отсветом его человеческих настроений. Тональность, атмосфера эмоции – главное в его балладах. «Светлана» указала один из путей для разработки русской народной темы в дальнейшем.
6. Выводы и обобщения.
Приметы русского национального колорита суммированы Жуковским. Он первый дал как бы обязательный набор этих примет: зима, снег, сани, колокольчик, гаданье, избушка. Затем в финале – опять снег, зимняя дорога, колокольчик, наконец, намек на «русскую свадьбу».
Домашнее задание: выберите отрывок для выразительного чтения, аргументируйте свой выбор, подготовьтесь к выразительному чтению.