Приемы: кластер, синквейн.
Цели:
- Продолжить работу над знакомством с содержанием романа “Преступление и наказание”.
- Ознакомить учащихся с понятием “заповеди Христа” и их морально-нравственной основой.
- Выяснить, какие нравственные, общественные проблемы затрагивает Достоевский, развенчивая теорию своего героя о делении людей на “высших” и “тварей дрожащих”.
- Научить сопоставлять, анализировать мотивы поступков героя, делать выводы.
Оборудование: роман “Преступление и наказание”, раздаточный материал (текст для чтения и анализа), листы А3, фломастеры, презентационное сопровождение.
Ход урока
1. Стадия вызова. “Достоевский единственный,
кто разгадал Христа”. (Ф.Ницше). Обращение к
учащимся с вопросами:
Какие заповеди Христа вы знаете? (Записать
ответы учащихся на доске). Потом учитель
показывает слайд с заповедями, предлагает
учащимся добавить, сравнить свои ответы,
сопровождая краткими разъяснениями:
“Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя
других богов пред лицом Моим”
-
Беседа с опорой на знание текста романа. Какую
заповедь(и), с вашей точки зрения, нарушил
Р.Раскольников, герой романа? (Герой романа Ф. М.
Достоевского нарушил несколько заповедей: “Не
убивай”, “Не кради”, “Не делай себе кумира…”).
- Почему Раскольников совершил преступление? Проблемный вопрос. Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
(Ответов здесь может быть несколько. Например, учащиеся могут назвать такие причины преступления:
- герой “был задавлен бедностью”,
- ему нужны были деньги, продолжить учебу,
- разговор с Мармеладовым в трактире,
- получение письма матери,
- встреча с пьяной девушкой на улице,
- сон о забитой лошади,
- подслушанный разговор студента и офицера
- проверка собственной теории).
2. Чтение текста. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. Учащиеся самостоятельно читают статью, используя пометки.
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.
Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа "Двойник" и она же раскрывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории.
Что же собственно представляет собой эта теория? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно).
"Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет? " другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да. Но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные человеческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.
Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из журналов, Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться. Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.
Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха-ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то, как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по-другому быть не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление - что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и, к концу повествования, полностью раскаявшегося. И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека".
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным, и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.
3. Стадия размышления. Составление кластера “Суть теории Раскольникова, причины ее возникновения и ее последствия” Учащиеся объединяются в группы по 4 человека.
4. Стадия рефлексии. Обмен мнениями. Беседа, обсуждения представленных кластеров (все работы групп учитель размещает на доске или стенде).
5. Написание синквейнов. “Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского слова cinq (пять). Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно
существительное);
2 строка – описание предмета (два
прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, предложение выражающие
отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий
смысл темы или предмета (одно слово).
Примерный вариант
Убийца
Озлобленный, отчаявшийся
Страдает, осознает, раскаивается
Теория вседозволенности разрушает моральные и нравственные законы человечества
Грешник
Домашнее задание. Найти примеры из истории нашей страны и других государств XX и XXI веков, когда различные антигуманные теории приводят к преступлениям против человечества.
При подготовке материала использована информация с сайтов:
http://www.school-essays.infо
http://ru.wikipedia.org