УЧИТЕЛЬ Как бы вы определили жанр романа?
УЧЕНИК Идеологический, психологический.
УЧИТЕЛЬ Остановимся на первом определении – идеологический – от слова? (идеология, идея). Из всего множества идей и теорий – произведение насыщенно ими – мы выбираем главную, основную, определяющую содержание романа: теорию Раскольникова, идею, изложенную им в его статье. Мы подробно говорили о ее сути и о том, каким образом эта теория проверяется жизнью.
Цель сегодняшнего урока: обобщить проделанную работу и сделать определенные выводы: проходит или нет теория Раскольникова проверку жизнью?
УЧИТЕЛЬ? Если изложить теорию Раскольникова кратко, в нескольких предложениях, в чем она заключается?
УЧЕНИК В следующем:
1.) все люди делятся на Наполеонов и «тварей дрожащих»;
2.) Наполеоны – необычные личности, «сверхлюди» ради достижения своих великих замыслов могут разрешить себе «кровь по совести».
УЧИТЕЛЬ Но! Мы изложили эту теорию так, как применял ее к себе Раскольников, обдумывая ее, делая ее своею, настолько, что не мог жить дальше, не опробовав ее. Если изложить данную теорию подробнее, она выглядит так.
Теория Раскольникова | Проверка практикой | ||||
|
+ |
||||
|
|
УЧИТЕЛЬ Какая часть теории реализовалась?
УЧЕНИК Негативная.
УЧИТЕЛЬ Какая нет?
УЧЕНИК Позитивная.
УЧИТЕЛЬ Какой вопрос ставит перед читателем Достоевский?
УЧЕНИК Почему?
УЧИТЕЛЬ Конкретизируем этот вопрос. В виде схемы теория выглядит так:
(в теории)
ЦЕЛЬ → СРЕДСТВА → ЦЕЛЬ
В жизни: (на практике)
ЦЕЛЬ → СРЕДСТВА →
Почему?
УЧИТЕЛЬ Мы рассмотрели с вами причины, по которым Раскольникову не удалось воплотить свою теорию в жизнь, подробно идя за логикой романа, но теперь уже, прочитав роман, нам нужно сделать это на новом уровне и прийти к выводам.
Работа в группах (каждой группе предлагается определенный эпизод романа).
ОТВЕТЫ ГРУПП (тезисы) 1 ГРУППА
Первый шаг к кризису теории – еще не сам шаг, а только предчувствие краха. Оно заключается в тех душевных муках, которые испытывает герой еще до совершения преступления.
(Иллюстрация текстом.)
2 ГРУППА
Незапланированное убийство. Раскольников убивает существо, воплощающее беззащитность, обездоленность, христианское начало. Лизавета представляет ту часть человечества, которая нуждается в том, чтобы ее облагодетельствовали.
(Рассказ о Лизавете.)
3 ГРУППА
Столкновение с «двойниками» - возможные варианты пути Раскольникова. На первый взгляд может показаться, что образы Лужина и Свидригайлова никак не связаны с Раскольниковым. Свидригайлов страшен тем, что может разрешить себе любое преступление и можно сказать, что его взгляды – это теория Раскольникова, развитая до крайности. Этот человек страшен не только для общества, но и для себя. Он проходит путь от вседозволенности → к душевному заболеванию → к самоубийству.
Что может быть страшнее?
Жизнь Лужина – это путь преуспевающего эгоиста, лишенного сочувствия и сострадания. Да, общественный закон он не нарушит. А нравственный? На каждом шагу.
(Краткий анализ характеров Лужина и Свидригайлова.)
4 ГРУППА
Психологические поединки с Порфирием Петровичем – опровержение теории Раскольникова (краткий анализ сцен допроса). Трижды в романе Раскольников сталкивается с Порфирием Петровичем и в первом же случае Порфирий Петрович очень просто и логически доказывает мысль, обратную теории Раскольникова.
Как отличить обыкновенных людей от необыкновенных?
Что если обыкновенные возомнят себя Наполеонами?
Понятно, что такое деление абсурдно.
5 ГРУППА
Смысл снов – предупреждение Раскольникову о последствиях насилия.
(Анализ содержания снов учениками.)
6 ГРУППА
Перекрещивание путей сони и Раскольникова и соединение в один путь к спасению через веру. Достоевский проводит мысль о том, что любое преступление непростительно. Да, это разные преступления:
- у Раскольникова больше ради себя, не первом месте эгоизм;
- у Сони – жертва для других, но тоже преступление (над собой).
Вывод.
Преступлением спасти нельзя – это вмешательство в «Божий промысел».
7 ГРУППА
А как ложность его теории разоблачается на каторге?
Путь Раскольникова от безверия к вере:
а.) разъединенность с людьми;
б.) каторжники замышляют его убить; |
в.) приняли
→ (смирившегося). |
(На основе анализа текста.)
УЧИТЕЛЬ Причин крушения теории Раскольникова много. Мы отметили основные. Наша цель была в принципе ответить на вопрос: каким образом теория Раскольникова проходит проверку жизнью, в чем причины ее крушения.
УЧИТЕЛЬ? Итак, подведем итоги.
Обратимся к нашей схеме: если цель и средство выразить нравственными категориями Добра и Зла, как она будет выглядеть?
УЧЕНИК
- не оправдывает цель средства
- теория бесчеловечна
УЧИТЕЛЬ А какая закономерность работает в жизни и в романе Достоевского?
УЧЕНИК ЗЛО (преступление) → НАКАЗАНИЕ (страдание) → ПОКАЯНИЕ → ДОБРО, БОГ, ЛЮБОВЬ
УЧИТЕЛЬ? Ваши выводы? (по группам)
ОТВЕТЫ ГРУПП (В разных вариантах.)
Теория Раскольникова терпит крушение потому что:
- несет зло;
- попирает нравственные принципы, заповеди Господни.