Тема урока "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью"

Разделы: Литература


УЧИТЕЛЬ Как бы вы определили жанр романа?

УЧЕНИК Идеологический, психологический.

УЧИТЕЛЬ Остановимся на первом определении – идеологический – от слова? (идеология, идея). Из всего множества идей и теорий – произведение насыщенно ими – мы выбираем главную, основную, определяющую содержание романа: теорию Раскольникова, идею, изложенную им в его статье. Мы подробно говорили о ее сути и о том, каким образом эта теория проверяется жизнью.

Цель сегодняшнего урока: обобщить проделанную работу и сделать определенные выводы: проходит или нет теория Раскольникова проверку жизнью?

УЧИТЕЛЬ? Если изложить теорию Раскольникова кратко, в нескольких предложениях, в чем она заключается?

УЧЕНИК В следующем:

1.) все люди делятся на Наполеонов и «тварей дрожащих»;

2.) Наполеоны – необычные личности, «сверхлюди» ради достижения своих великих замыслов могут разрешить себе «кровь по совести».

УЧИТЕЛЬ Но! Мы изложили эту теорию так, как применял ее к себе Раскольников, обдумывая ее, делая ее своею, настолько, что не мог жить дальше, не опробовав ее. Если изложить данную теорию подробнее, она выглядит так.

Теория Раскольникова Проверка практикой
  1. Люди: Наполеоны и «твари дрожащие».
  2. Я Наполеон?
  3. Я должен убить старуху-процентщицу.
  4. Взять ее деньги, чтобы:

+
+
+
+

а.) закончить образование и сделать карьеру;
б.) помочь матери и сестре;
в.) облагодетельствовать человечество.

-
-
-

УЧИТЕЛЬ Какая часть теории реализовалась?

УЧЕНИК Негативная.

УЧИТЕЛЬ Какая нет?

УЧЕНИК Позитивная.

УЧИТЕЛЬ Какой вопрос ставит перед читателем Достоевский?

УЧЕНИК Почему?

УЧИТЕЛЬ Конкретизируем этот вопрос. В виде схемы теория выглядит так:

(в теории)

ЦЕЛЬ → СРЕДСТВА → ЦЕЛЬ

В жизни: (на практике)

ЦЕЛЬ → СРЕДСТВА →

Почему?

УЧИТЕЛЬ Мы рассмотрели с вами причины, по которым Раскольникову не удалось воплотить свою теорию в жизнь, подробно идя за логикой романа, но теперь уже, прочитав роман, нам нужно сделать это на новом уровне и прийти к выводам.

Работа в группах (каждой группе предлагается определенный эпизод романа).

ОТВЕТЫ ГРУПП (тезисы) 1 ГРУППА

Первый шаг к кризису теории – еще не сам шаг, а только предчувствие краха. Оно заключается в тех душевных муках, которые испытывает герой еще до совершения преступления.

(Иллюстрация текстом.)

2 ГРУППА

Незапланированное убийство. Раскольников убивает существо, воплощающее беззащитность, обездоленность, христианское начало. Лизавета представляет ту часть человечества, которая нуждается в том, чтобы ее облагодетельствовали.

(Рассказ о Лизавете.)

3 ГРУППА

Столкновение с «двойниками» - возможные варианты пути Раскольникова. На первый взгляд может показаться, что образы Лужина и Свидригайлова никак не связаны с Раскольниковым. Свидригайлов страшен тем, что может разрешить себе любое преступление и можно сказать, что его взгляды – это теория Раскольникова, развитая до крайности. Этот человек страшен не только для общества, но и для себя. Он проходит путь от вседозволенности → к душевному заболеванию → к самоубийству.

Что может быть страшнее?

Жизнь Лужина – это путь преуспевающего эгоиста, лишенного сочувствия и сострадания. Да, общественный закон он не нарушит. А нравственный? На каждом шагу.

(Краткий анализ характеров Лужина и Свидригайлова.)

4 ГРУППА

Психологические поединки с Порфирием Петровичем – опровержение теории Раскольникова (краткий анализ сцен допроса). Трижды в романе Раскольников сталкивается с Порфирием Петровичем и в первом же случае Порфирий Петрович очень просто и логически доказывает мысль, обратную теории Раскольникова.

Как отличить обыкновенных людей от необыкновенных?

Что если обыкновенные возомнят себя Наполеонами?

Понятно, что такое деление абсурдно.

5 ГРУППА

Смысл снов – предупреждение Раскольникову о последствиях насилия.

(Анализ содержания снов учениками.)

6 ГРУППА

Перекрещивание путей сони и Раскольникова и соединение в один путь к спасению через веру. Достоевский проводит мысль о том, что любое преступление непростительно. Да, это разные преступления:

- у Раскольникова больше ради себя, не первом месте эгоизм;

- у Сони – жертва для других, но тоже преступление (над собой).

Вывод.

Преступлением спасти нельзя – это вмешательство в «Божий промысел».

7 ГРУППА

А как ложность его теории разоблачается на каторге?

Путь Раскольникова от безверия к вере:

а.) разъединенность с людьми;

б.) каторжники замышляют его убить;

в.) приняли

→ (смирившегося).

(На основе анализа текста.)

УЧИТЕЛЬ Причин крушения теории Раскольникова много. Мы отметили основные. Наша цель была в принципе ответить на вопрос: каким образом теория Раскольникова проходит проверку жизнью, в чем причины ее крушения.

УЧИТЕЛЬ? Итак, подведем итоги.

Обратимся к нашей схеме: если цель и средство выразить нравственными категориями Добра и Зла, как она будет выглядеть?

УЧЕНИК

  • не оправдывает цель средства
  • теория бесчеловечна

УЧИТЕЛЬ А какая закономерность работает в жизни и в романе Достоевского?

УЧЕНИК ЗЛО (преступление) → НАКАЗАНИЕ (страдание) → ПОКАЯНИЕ → ДОБРО, БОГ, ЛЮБОВЬ

УЧИТЕЛЬ? Ваши выводы? (по группам)

ОТВЕТЫ ГРУПП (В разных вариантах.)

Теория Раскольникова терпит крушение потому что:

- несет зло;

- попирает нравственные принципы, заповеди Господни.