ЦЕЛЬ:
Повторить изученные понятия “текст, тема
текста, основная мысль текста”.
Отработка всех полученных умений и навыков на примерах.
ТИП УРОКА: Повторение изученного.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник 5-го класса “Русская словесность”. “От слова к словесности”. Р.И. Альбеткова; печатные материалы.
ХОД УРОКА
Материал для работы распечатан по одному экземпляру на каждую парту.
I. Сообщение темы и цели урока.Учащиеся записывают в тетрадь число и тему.
II. Опираясь на предложенные примеры, ученики повторяют изученное.
Комментарии:
Примеры для каждого распечатаны отдельно, указан номер задания. Ребятам предлагается определить, какой из предложенных вариантов является текстом и доказать почему. Данный урок является повторением изученного, поэтому учащимися должно быть усвоено, что такое текст. Они должны уметь определять тему текста и основную мысль.
Материал для работы по повторению:
Смотреть распечатанный материал, задание 1.
Задание 1
А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)
В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.
С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
(М. Пришвин)
Вопросы для беседы:
- Что из предложенных примеров является текстом? Почему?
Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
- наличие группы предложений;
- смысловая связность;
- единство темы, предмета речи;
- наличие основной мысли и ее развитие;
- структурная связность.
- Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
-Сопоставьте отдельное предложение и текст. В чем его преимущество?
Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –
обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое.
- Любая ли группа предложений будет текстом?
Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое.
Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”
Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.
- Определить тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были
М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.
Тема – дети войны.
Основная мысль – дружба помогла ребятам пережить все трудности.
Тему и основную мысль предложенного текста ребята записывают в тетради.
- За счет чего обеспечивается развитие основной мысли?
Ребята отвечают, что каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщаем “новое”.
- Определите “данное” и “новое” в предложенном тексте.
- Давайте вспомним, что означает в предложении “данное”, а что “новое”?
“Новое” - основное сообщение.
“Данное” - служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания.
Вывод: Предложения в тексте связаны по смыслу. Если в первом предложении высказывается какая-то мысль, то в последующих она развивается, уточняется, развивается. Для выражения смысловых связей между предложениями существуют грамматические способы связи. Следующее задание направлено на то, чтобы учащиеся могли самостоятельно определить способ связи предложений в тексте, начертить его схему.
III. Прочитайте выразительно текст. Определите автора и произведение. Подчеркните грамматическую основу во всех предложениях. Начертите схему текста, определите способ связи предложений.Задание выполняется учащимися письменно. Необходимо смотреть распечатанный материал, задание 2.
Задание 2
2. Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…
Учащиеся подчеркивают грамматическую основу, определяют “данное” и “новое” в тексте. После этого они делают вывод о последовательной связи, так как каждое следующее предложение сообщает нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыдущего предложения. Вместо слова могут быть употреблены местоимения, синонимы. Подлежащее может быть вообще опущено, но легко восстанавливаться из предыдущего предложения.
Итак, это последовательная связь.
- Требуется ли во втором предложении присутствие подлежащего?
- Нет, потому что оно легко восстанавливается из предыдущего предложения. Подлежащее подсказано формой глагола.
IV. Из рассыпанных слов составить строки известного вам стихотворения и записать его. Вспомните, кто автор?
Смотреть распечатанный материал. Задание 3.
Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны. Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.
Учащиеся восстанавливают строки, определяют способ связи предложений в тексте.
Задание 3
В окно, Зима, пора, недаром, Прошла, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
Строки, которые получились:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев
- Определить тему стихотворения и его основную мысль. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ связи предложений в тексте.
Это параллельная связь.
- Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?
Автор использует олицетворение.
- Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?
И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. В этом и заключена идея стихотворения – показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.
V. Перед вами отрывок из сочинения пятиклассника. Удачен ли текст? Исправьте недочеты.Смотреть распечатанный материал. Задание 4.
Данное задание должно быть логическим завершением ко всему сказанному на уроке. Используя выбранный способ связи, учащиеся редактируют предложенный текст, осваивая на практике работу над речевыми ошибками.
Задание 4
Текст: Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. Буратино очень рад подарку. Подарок поможет ему открыть тайну заветной дверцы.
- Какой из предложенных способов связи предложений в тексте вы выберете?
- В чем ошибка автора сочинения?
Мы выбираем последовательную связь, так как повторяющиеся слова могут быть заменены местоимениями, синонимами.
Учащиеся зачитывают исправленный вариант.
VI. Подведение итогов.-Какова же роль различных способов связи при анализе текстов художественного произведения?
При чтении художественного произведения очень важно видеть сопоставление и противопоставление слов и выражений, проследить, как каждое последующее предложение раскрывает и дополняет смысл предыдущего, сообщает нечто новое. Всё это помогает выразить и раскрыть основную идею произведения, а также нарисовать красочную картину. Словно невидимой паутиной, автор так искусно сплетает слова и выражения, что мы не перестаем удивляться писательскому мастерству. Раскрыть все тайны этого мастерства помогают нам уроки словесности, которые учат нас не бояться творить, раскрывают секрет каждого слова и учат волшебству словесного творчества.