Литература
-
Тема урока: "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс 2011
Представлен урок – экскурсия в воображаемое далекое прошлое, в 1812 год. Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова. Учащиеся могут проанализировать стихотворения поэта.
-
Тема урока: "Былины – древний эпос русского народа" 2006
Обобщающий урок литературы проводится после изучения данной темы (по программе Кутузова "В мире литературы" в 6-м классе).
-
Тема урока: "В художественном мире Бориса Пастернака" 2012
Автор знакомит учащихся с художественным миром Б.Пастернака. Формирует мировоззрение учащихся. Развивает стремление познать законы мироздания, творческую активность учащихся.
-
Тема урока: "В.П. Астафьев "Зачем я убил коростеля?" 5-й класс 2013
На уроке учащиеся знакомятся с произведением В.П. Астафьева, понятиями "экология", "экологическая акция", повторяют понятия "синонимы", "фразеологический оборот". Развивают речь, мышление, память, эмоциональное восприятие текста, навык выразительного чтения.
-
Тема урока: "Валентина Александровна Осеева "Сыновья". 2-й класс 2006
Цели предлагаемого урока: познакомить детей с рассказом "Сыновья"; продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, развивать умение отвечать на вопросы к тексту; воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.
-
Тема урока: "Гимн смелости" по трагедии Пушкина "Пир во время чумы" 2006
Урок "Гимн смелости" по трагедии А.С.Пушкина "Пир во время чумы" представлен в форме проблемной беседы, в ходе которой происходит осмысление вечных вопросов жизни человека: добра и зла, мужества и смирения, жизни и смерти.
-
Тема урока: "Голубая да веселая страна…" 2008
План уроков литературы для учащихся старших классов. Уроки направлены на анализ лирического цикла С.А. Есенина.
-
Тема урока: "Гуманисты эпохи Возрождения" 2008
Сервантес - писатель эпохи Возрождения – сказал: "Каждый человек - сын своих дел". Слова эти были произнесены в XVI веке, но они злободневны и по сей день. Глубже постичь этот период человеческой истории, его особенности нам помогут литературовед, искусствовед, историк, биограф.
-
Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Основной метод изучения лирики поэта - разные виды сопоставительного анализа стихотворений: черновика и чистовика, однотемных стихотворений разных авторов, текстов Тютчева разных периодов. С учётом изменения структуры ЕГЭ на уроке делается акцент на выявление литературного контекста, генезиса тютчевских текстов.
-
Тема урока: "Две жизни – две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") 2014
На уроке подробно исследуется внутренний мир героев, анализируются мотивы поступков, причины поражения Германа. Рассматриваются разные пути к достижению цели на примере судеб Германа и Лизы. Проводится фронтальная, парная, групповая работа. Материал обобщается, систематизируется и оформляется в виде опорной схемы.
-
Тема урока: "Денис Давыдов — сын России" 2006
Данная разработка может быть использована как на уроке литературы по теме: "Дружба в жизни А.С. Пушкина" в 9-м классе, так и на внеклассном мероприятии, посвященном Защитникам Отечества. В настоящий момент в России произошла потеря общих для всех граждан страны духовных ценностей, снизилось воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В целях патриотического воспитания детей разработано это мероприятие.
-
Тема урока: "Добро и Зло в творчестве Н.В. Гоголя". 9-й класс 2006
В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег фольклорный урок по литературе.
-
Тема урока: "Достоевский и музыка" 2007
Урок «Достоевский и музыка» - это интегрированный урок литературы и музыки. Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны, это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке. Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество.
-
Тема урока: "Духовник всея Руси". 8-й класс 2006
"Совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее..." (П.Флоренский). Прославление преподобного Амвросия в год Тысячелетия Крещения Руси и причисление к лику святых Собора преподобных отцов и Старцев Оптинских – явление, способствующее восстановлению традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей культуры.
-
Тема урока: "Женская долюшка" в стихах Н.А.Некрасова. 7-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с поэзией Н.А. Некрасова. Учит ребят восприятию образной и художественной ткани стихотворения, воспитывает художественный вкус, развивает речь.
-
Тема урока: "Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина" 2014
Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в любви. Когда к человеку приходит любовь, то в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшее ее стороны. Тем более если это душа поэта, А.С. Пушкина. Женщинам, вдохновившим поэта на создание удивительных, неповторимых произведений, посвящается этот урок.
-
Тема урока: "Загадка женской души". 10-й класс 2013
"Леди Макбет Мценского уезда" впервые опубликована в журнале "Эпоха" в 1865 году под названием "Леди Макбет нашего уезда". Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Одна из художественных вершин творчества Н.С. Лескова.
-
Тема урока: "Законы смешного в литературе" (В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок!") 2006
Предлагаемый урок литературы во 2-м классе разработан по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Законы смешного в литературе". В.Драгунский "Сверху вниз, наискосок!" В уроке используется технология проблемного урока, работа учащихся в группах. Ученикам предлагаются разного вида задания для достижения цели урока.
-
Тема урока: "И крестьянки любить умеют". По повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". 8-й класс 2012
Урок литературы с ИКТ по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» изучает новый материал и первично закрепляет знания. Используются межпредметные связи литературы и культурологии. На протяжении урока демонстрируется презентация.
-
Тема урока: "И счастье я хочу постигнуть…" 2007
Урок лингвостилистического анализа текста - средство изменения опыта человека и системы его ценностей. Сопоставительный межъязыковой лингвистический анализ художественных текстов производится путём измерения лексической близости текстов, анализа лексико-семантической структуры, сравнения интонационно-синтаксических особенностей, звукописи. Участники такого диалога создают собственные интерпретации. Воспитание языкового чутья и лингвистического кругозора, формирование коммуникативных умений учащихся, способность находить, понимать неповторимый смысл каждого конкретного слова в тексте, формирование навыков точного понимания чужой речи и точного выражения своих мыслей - вот позитивные стороны межъязыкового анализа.
-
Тема урока: "И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак" 2008
Статья представляет собой урок, на котором учащиеся знакомятся с биографией и баснями И.А. Крылова.
-
Тема урока: "И.С. Тургенев. Страницы жизни. Рассказ "Муму" 2012
Урок является первым в системе изучения творчества И.С. Тургенева и его рассказа «Муму». В ходе урока ребята знакомятся не только с фактами биографии писателя, но и получают представление о жизни помещиков и крестьян при крепостном праве, знакомятся с историей создания рассказа «Муму». Вторая половина урока отводится на работу по тексту рассказа, анализу первой части.
-
Тема урока: "Как раскрывается характер русской женщины в поэме «Русские женщины»?" 2010
Статья содержит разработку одного из уроков литературы в 7-м классе по творчеству Н.А. Некрасова. В ходе учебной деятельности учащиеся обмениваются впечатлениями, эмоциями, работая с поэтическим текстом, определяют жанровое своеобразие поэмы, композицию произведения, составляют коллективный портрет княгини, выявляют отличительные черты, присущие русской женщине.
-
Тема урока: "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" 2006
Задачи урока: через творческую деятельность Н.В.Гоголя показать детям традиции и обычаи украинского народа, дать сопоставительную характеристику украинского и татарского народа и особенности поэтической речи в повести Н.В.Гоголя.
-
Тема урока: "Край родной, навек любимый…" 2007
Настоящее и будущее нашей страны во многом зависит от нравственных ориентиров молодежи. Сама жизнь требует, чтобы наш ученик чувствовал ответственность за общее дело. Это является необходимым условием формирования духовно-нравственных потребностей учащихся. На примере данного урока мы хотим показать один из путей решения данной проблемы.
-
Тема урока: "Красота и богатство лирики Есенина" 2008
Цель урока: через анализ стихотворения показать сложность внутреннего мира художественного произведения; понять чувство Есенина к родной стране и осознать жгучую боль от ощущения собственной непонятности, ненужности.
-
Тема урока: "Крушение теории Раскольникова" 2007
Учебная и воспитательная цели урока взаимосвязаны: крушение безнравственной теории Раскольникова есть ненавязчивая беседа учителя, целью которой является формирование терпимого отношения к людям, отличающимся интеллектуальным уровнем и социальным статусом. Результаты социологического опроса, проведённого среди подростков, свидетельствуют о том, что учителю словесности необходимо усилить воспитание таких качеств, как толерантность, т.к. сегодня молодёжные настроения отличаются агрессивностью. Логическое переплетение результатов социологического опроса с нравственными принципами Достоевского и применение информационных технологий на уроке является мощным эмоциональным фактором, усиливающим восприятие нравственного уровня класса. В данном случае речь идёт о том, что современная техника является не украшением урока или данью моде: таким видится современный урок литературы, о чем свидетельстует проведение после развенчания теории Раскольникова повторного социологического опроса и подведения его итогов в присутствии учащихся.
-
Тема урока: "Л.Н. Толстой "Детство". 4-й класс 2014
Цель урока: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого: главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
-
Тема урока: "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей". 1-й класс 2020
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями; совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления.
-
Тема урока: "Летим?" (Несвободный мир в рассказе Виктора Пелевина "Затворник и Шестипалый") 2014
Цель урока: выделить основные проблемы произведения; проанализировать возможности и стремления людей к нравственному самосовершенствованию; осмыслить авторскую позицию.