Литература
-
Тема урока: "Путешествие в Сказкоград" 2006
Внеклассное чтение среди учеников начальных классов проходит в виде урока путешествия по сказкам.
-
Тема урока: "Пушкинское «Лукоморье». Сравнение народной сказки с литературной сказкой А.С. Пушкина" 2012
Известно, что свои литературные сказки А.С. Пушкин создавал на основе устного народного творчества. Как можно организовать работу на уроке, чтобы дети не только услышали о связи русских народных и пушкинских произведений, но и сами в результате исследований пришли к такому выводу.
-
Тема урока: "Решающие поступки Катерины" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Урок-конспект по литературе в 10-м классе вызвает у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях "темного царства", углубляет понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально-значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик), помогает освоить ключевую лексику художественного текста.
-
Тема урока: "Роль культуры в годы Великой Отечественной войны" (двухчасовой урок по истории). 11-й класс 2007
Данный урок развивает навыки работы с дополнительной литературой, учит делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
-
Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» изучается в 5-м классе (программа И.А. Княжицкого). Первый урок (тема «Роль пейзажа») – попытка заглянуть в творческую мастерскую художника, работающего словом, на котором ученики должны получить представление об основных средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, олицетворениях. Чтобы активизировать внутреннее зрение начинающих читателей, им предлагается побывать в роли иллюстраторов (рисунки к уроку могут быть выполнены на уроках рисования). На уроке большое внимание уделяется выразительному чтению (ребята учат наизусть предложенные учителем фрагменты). Работая с текстом, ребята учатся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении.
-
Тема урока: "Сатира и юмор в русской литературе, или Смех – лучшее лекарство" 2007
Урок литературы проходил в рамках валеологической декады в школе "Мы - за здоровый образ жизни". Цель данного урока - приобщить учащихся к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения; психологически настроить обучающихся на позитивное, то есть создать хорошее настроение, благоприятный микроклимат в коллективе.
-
Тема урока: "Своеобразие жанра стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина". 6-й класс 2014
В основе уроков лежит исследование учениками художественного текста, в начале которого ученики в той или иной форме знакомятся с тестом. Основу для урока составляет домашнее задание: необходимо нарисовать иллюстрацию к стихотворению, отразив все происходящее. В итоге учащиеся сами находят ответы для своих вопросов.
-
Тема урока: "Сейте разумное, доброе, вечное!" (урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" в 6-м классе) 2007
Урок по литературе для 6-го класса. Именно в ходе этого урока раскрывается основная мысль рассказа, проявляется позиция автора, происходит дальнейшее освоение шестиклассниками нравственной проблематики произведения В.Г. Распутина, этических категорий «добро», «бескорыстие», «ответственность».
-
Тема урока: "Сим остаюсь твой сын, мулла, я – странник бедный" (загадка происхождения М.Акмуллы) 2007
Урок посвящен жизни и творчеству одного из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы, философской и общественно-политической мысли Башкортостана XIX столетия Мифтахетдину Акмулле - поэту, учителю, просветителю. Основная цель урока - познакомить студентов с трагической судьбой М.Акмуллы, раскрыть духовный мир поэта, разгадать загадку его происхождения; познакомить с жанровым разнообразием его поэзии. Занятие проводится для студентов-первокурсников, поступивших на базе 9-го класса. Данная тема включена в рабочую программу по литературе для реализации национально-регионального компонента.
-
Тема урока: "Символические образы у Тынянова и Булгакова" 2006
Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в ходе изучения произведений Тынянова и Булгакова: показать мастерство и гражданское мужество писателей, выявить основные символические образы у этих авторов, развивать умения и навыки анализа прозаических произведений.
-
Тема урока: "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия" 2005
Знакомя учащихся со сказками Салтыкова-Щедрина, наша задача донести до детей мысль о том, что сказки - это не только развлекательный жанр, содержащий в себе народную мудрость, но и политическая сатира на современное общество и государственное устройство. На примере сказок "Дикий помещик" и "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил" мы рассматриваем особенности изображения действительности, знакомимся с сатирическим изображением персонажей.
-
Тема урока: "Сказки Г.-Х. Андерсена" 2012
Цель урока: расширять представление учащихся о сказках Андерсена, учить выделять выразительные средства в произведении. Воспитывать у детей любовь к книге, чтению; расширять читательский кругозор; формировать осознанную систему представлений об окружающих людях, о себе, нравственно-этических нормах. Материал может использоваться во внеклассной работе.
-
Тема урока: "Солнце русской поэзии" 2007
Урок в форме заочной экскурсии по пушкинским местам нацелен на углубление и расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о пушкинских местах; развитие интереса к личности и творчеству Пушкина; развитие устной речи учащихся; творческого воображения; воспитание эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся, формирование высоких патриотических и нравственных качеств. Целесообразно использование энциклопедий по литературе, фотографий, репродукций картин, портретов, иллюстраций к произведениям, выставки книг поэта, презентацию "А.С. Пушкин".
-
Тема урока: "Соня Мармеладова: святая или грешница?" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") 2005
Дальнейшее развитие навыка работы с текстом. Умение анализировать материал и делать выводы. Попробовать прочитать роман с христианской позиции. Подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение).
-
Тема урока: "Суд над Онегиным". 9-й класс 2007
Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но в ходе процесса раскрыть моральный облик главных героев, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, автора и современного читателя.
-
Тема урока: "Суд над Плюшкиным". 9-й класс 2011
Открытый урок в 9-м классе "Суд над Плюшкиным" представляет театрализованный нестандартный урок. Через литературный суд над персонажем поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" раскрывается образ Плюшкина как символ духовного обнищания человека. Через реплики всех персонажей, столкнувшихся с помещиком Плюшкиным, раскрывается весь жизненный путь Плюшкина, его падение.
-
Тема урока: "Сценарий вечера, посвященного творчеству Ф.М. Достоевского" 2007
Сценарий вечера предназначен для учащихся 10–11-х классов и проводится на сцене актового зала. В ходе вечера используется не только классическая музыка, но и выступления хореографического коллектива школы (если он имеется). Прекрасной наглядностью является презентация к вечеру, которая не повторяет текст сценария, а дополняет. В презентации использованы рисунки учащихся к творчеству Достоевского. Эпизоды для инсценирования произведений Достоевского – по выбору учителя и учащихся.
-
Тема урока: "Темные пятна на страницах детских воспоминаний" 2007
В современном мире школьникам не уйти от вопросов: что такое добро и зло, любовь и ненависть, как жить в обществе. Немаловажной проблемой является и так называемое "стадное" чувство, когда из ложной гордости, из-за боязни показаться "слабаком", "рохлей" подростки совершают поступки, о которых могут сожалеть, будучи взрослыми людьми. Урок является попыткой подсказать ученикам выход из положения, на опыте других избежать ошибок.
-
Тема урока: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2005
На примере рассказа А.П. Платонова "Юшка" педагог знакомит детей с творчеством автора, размышляет о природе и любви к ближнему, о добре и зле.
-
Тема урока: "Философские взгляды на мир народа саха" 2007
Урок состоит из двух частей: теоретическая часть содержит тексты материалов по философии народа саха, практическая часть снабжена цветными фотографиями, рисунками народных художников, мастеров народного творчества; каждый слайд имеет свой стиль, содержание, свою музыку. В структуре урока также использована авторская работа моего ученика Павлова Ивана, одиннадцатиклассника Майинской гимназии.
-
Тема урока: "Хранитель сокровищ русского языка" 2006
Владимир Иванович Даль – яркий светила нашей культуры, внесший бесценный вклад в самый ее фундамент, в основу всех других пластов отечественной науки – в науку о русском языке. Во всех произведениях Даля чувствуется его предельно бережное, трогательное отношение к русскому языку. Урок, проведенный по творчеству Даля, знакомит учащихся с составителем "Толкового словаря живого великорусского языка", способствует обогащению их словарного запаса, воспитывает у ребят интерес и внимание к слову.
-
Тема урока: "Человек и природа в прозе писателей ХХ в." 2014
Урок литературы посвящен теме человека и природы в прозе ХХ века. Его можно отнести к уроку нравственности, уроку-предупреждению, уроку-призыву, развивающему активную гражданскую позицию, доводящему до философского понимания тезис: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
-
Тема урока: "Чем потчевали господина Чичикова…" 2013
Цель урока: собирание и толкование устаревших, непонятных, а также сохранившихся до наших дней предметов еды, их происхождение и толкование.
-
Тема урока: "Юрий Яковлевич Яковлев 1922–1995 гг. Рассказ "Баваклава" 2006
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Ю.Я. Яковлева.
-
Тема урока: «В гостях у сказки…» 2014
Урок предназначен для проведения в 5-м классе после изучения темы «Сказки» с использованием сингапурской методики. Урок предполагает повторение особенностей сказок как одного из жанров народного творчества. Использование элементов сингапурской методики поможет более эффективно провести урок, расширяя познания учащихся в этом жанре, также поможет развить творческие способности детей.
-
Тема урока: «Гармонии стиха божественные тайны» 2009
Путем исследования стихотворений И.Бунина учитель на уроке учит видеть художественный образ, развивает аналитические умения школьника находить эмоциональный лейтмотив, определять стилистическую окрашенность поэтического текста. Учитель вместе с учеником учится ценить самое важное – ценить Слово.
-
Тема урока: «М. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"». 7-й класс 2007
Задачи: показать особенности поэмы М. Лермонтова как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором; показать мастерство Лермонтова - художника слова, особенности использования тропов в поэме; обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа, воспитание; обсудить проблему долга и чести в поэме; учить детей работать в группах постоянного и сменного состава.
-
Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Премудрый пескарь". Обличение мещанства, обывательщины, бесполезности и эгоизма» 2007
В последнее время интерес к урокам русского языка и литературы заметно упал. Чтобы урок получился интересным, развивающим творческие способности учащихся, а их участие в уроке – активным, нужно применять на уроках русского языка и литературы различные формы и методы.
-
Тема урока: «С.А. Есенин. "С добрым утром!"» 2007
Данный урок помогает развивать эмоциональное восприятие природы. Методы и приемы, позволяющие ученику овладеть навыками правильного чтения и анализа произведения, формировать речевые навыки.
-
Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина 2015
Цель урока: выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке; развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.