Цель мероприятия: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ, бережное отношение к ветеранам, труженикам тыла.
Оборудование мероприятия: музыкальные произведения; видеоролики «Фронтовые будни», «Москва встречает победителей»; фильм о ветеранах-пашковцах; плакаты о войне.
Методические приемы: выразительное чтение стихотворений; сообщения учащихся; инсценировка; исполнение частушек.
Ход мероприятия
Звучит набат.
Ведущий:
Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой
Сквозь время рвется. Год сорок пятый!
Рождался в суровых боях под Москвой!
Лютая стужа, сугробы по пояс
И молчаливая поступь солдат,
Отлитая в пули сыновья совесть,
И в сердце присяга: «Ни шагу назад!»
Ряды ополчения у стен Мавзолея,
Военный парад и последний приказ!
Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время
Вновь оживет о героях рассказ!
Звучит «Школьный вальс», выпускники танцуют
Юноша: Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.
Девушка: Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
Юноша: Все когда-нибудь кончается, но это неплохо - ведь дальше будет настоящая жизнь.
Девушка: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.
Юноша: Может, кто и замуж выскочит.
Девушка: Ага, или женится.
Юноша: Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.
Юноша: А я хочу летчиком быть, испытателем.
Девушка: А я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии?
Юноша: А я мечтаю приносить людям добро…
Девушка: А я мечтаю о любви…
Звучит перезвон.
Девушка:
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Юноша:
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Вместе:
Что случилось, скажи мне, ветер?
Неужели это война?!
Звучит голос Левитана о начале войны. Звучит «Прощание славянки».
Юноша:
С мешком заплечным по проулку,
С ребячьей радостью в груди
Я на войну, как на прогулку.
С крыльца родного уходил.
С родней бы надо попрощаться,
Да на отвальную собрать…
На свете просто в восемнадцать
И петь, и пить, и умирать.
Все юноши становятся в строй, появляется мать.
Мать:
Иди, мой сын, и первым будь в бою!
Круши, карай неистовую силу!
За всех за нас, за Родину свою.
Под музыку юноши уходят на войну, а девушки и мать машут руками им вслед.
Появляется почтальон.
Почтальон:
Письмо… Держу его в руке…
Что в этом маленьком конверте?
Конечно, грусть в любой строке,
А вдруг и весть о чьей-то смерти?
Звучит «Альбиони», выходят участники со свечкой в руке.
А: (юноша) Это последнее мое письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая…
Б: (девушка) Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, но я ничего не сказала…
В: (юноша) 2 часа ночи, получил донесение, что враг в 4-х км с левого фланга… Мы стоим на пятачке одной ногой, другую поставить некуда, зарево по всему горизонту, ребята пока спят, мы тертые калачи, нас так просто не испугаешь.
Г: (девушка) Милая моя мамусенька, сегодня получила твое письмо с фотографией. Я то и дело достаю ее из кармана гимнастерки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала… а насчет денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице хорошее купить.
Д: (девушка) Родная мамулька и Ленусечка! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но вы не грустите, я здорова и очень рада от сознания, что сама лично принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать.
Е: (юноша) Братишки, черноморцы дорогие! Не думайте, что я попал в плен здоровым! Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. Братишка, Колька, балтиец дорогой, помни меня, береги мать!
А: (юноша) У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь как цветы, яркая-яркая. А мне было 24… (гасит свечку)
Б: (девушка) Не плачь, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… (гасит свечку)
В: (юноша) Представляешь, только вот подошел политрук и сунул мне два печенья, откуда достал – не представляю, но не съел, принес мне… Меня нашли у кукурузного поля – кровавая дыра во лбу и семь штыковых проколов, а в кармане это письмо… (гасит свечку)
Г: (девушка) Пока, целую и крепко обнимаю, твоя Натуся… Они окружали.. Мне было 22 (гасит свечку)
Д: (девушка) В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты с Ленусей, тогда будет о чем поговорить. Крепко-крепко целую вас, самых дорогих и любимых… Не пришлось, мне было всего 20 (гасит свечку)
Е: (юноша) Нас пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, выворачивали руки, а мы пели песни да говорили: «Смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать, что моряк – это сталь, и нас не согнет никакая сила. За Родину!» (гасит свечку)
Выходят сын и мать.
Сын: Помогите мне! Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я все пройду… Буду стрелять, не спать, мучиться, но пройду, все пройду. До самого конца.
Мать:
Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь не прощаешься.
Ой, зачем с войны безрадостной, сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу.
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил.
Изболелась я, возвратись, моя надежда.
Зернышко мое. Зорюшка моя.
Горюшко мое, горюшко мое – где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я ничегошеньки – только сына моего милого,
Если выплаканы глазоньки – сердцем плачут матери.
Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда.
Зернышко мое. Зорюшко мое.
Горюшко мое.
Где же ты?
Все уходят.
Ведущий:
Война… Жестокая война.
Не первый месяц длится…
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица…
В местах отдельных перешли
Фашисты в наступленье,
Велись жестокие бои
На Невском направленье…
Сценка. Стол, стулья, горит свеча.
Притаившись у окна, выглядывают на улицу мальчик и его бабушка.
Вася: Гляди, гляди, бабушка, танки пошли… Здоровущие какие… И на всех кресты, а ты говорила «креста на них нет».
Бабушка: Это по-ихнему свастика.
Вася: Мотоциклы мчатся. Бабушка, гляди – фриц за козленком гоняется.
Выстрелы.
Бабушка: подходит к Васе Идем со мной, Васятка…
Вася: Куда, бабушка?
Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придет, как с тобой дальше быть…
Вася: Да что меня прятать, я же маленький…
Бабушка: Козленок тоже маленьким был. Идем.
Вася: Не пойду я в сарай.
Бабушка: Не перечь. Вернется отец – все расскажу, так и знай.
Вася: Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?
Бабушка: Не знаю.
Вася: А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушел.
Бабушка испуганно: Погубишь всех! Снимай фотографии со стен.
Вася: Зачем?
Бабушка: Снимай, говорю, потом будешь спрашивать. (Вася снимает фотографии и прячется). Ну вот и хорошо. Все мы с тобой сделали. А теперь собирайся. Пойдем в сарай, и не перечь бабке.
Вася: Бабушка, родненькая… Все, что хочешь проси меня… Только не в сарай… НЕ пойду. Не буду я прятаться, не хочу, я темноты и мышей боюсь (всхлипывает).
Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью –то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца – и все, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чем бы ни спрашивали – об отце, о матери, обо мне – о чем угодно, прикинься немым. (стук в дверь). Ой, это к нам. Ноги подкашиваются.
Голос: Бабушка Лукерья, открой!
Вася: Это голос Саши (входит Саша).
Бабушка: Ох, и напугал ты нас… Думали, эти… пожаловали. Ты что такой весь сине-зеленый? Лица на тебе нет…
Саша: Расстреляли, расстреляли!
Вася: Кого?
Саша: Троих, у памятника Ильичу в сквере. Они, говорят, листовки расклеивали, фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?
Вася решительно: Надо в партизаны подаваться.
Саша: А кто нам туда дорогу укажет?
Бабушка: Эх вы, партизаны! Сидите лучше по своим хатам, не высовывайтесь, целей будете.
Вася отодвинул занавеску, прильнул к окну.
Вася: Глядите, опять танки пошли… Целая туча… И куда они целый день идут?
Бабушка: Куда, куда! На Москву. У них отсюда одна дорога – на Москву.
Выходят солдаты. Кто-то ранен – ему перевязывают голову, кто-то пишет письмо домой
1-й Солдат: Эх, братцы, хорошо-то как! Совсем как дома!
2-й Солдат: Эх, еще бы поесть! Да поспать!
3-й Солдат: Ребята, смотрите, к нам кто-то идет!
Выходят девушки и гитаристы.
1-й артист: Здравствуйте, товарищи бойцы! Вас приветствует концертная фронтовая бригада «Бей врага!»
2-й артист:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Исполняют частушки под гитару
- Запевай, моя подружка,
А я подпою тебе.
Мы возьмем врагов под мушку
И в частушке, и в бою. - На войну мил уезжал,
И мне строго наказал-
Ты пляши и песни пой,
Пойдешь домой – ни с кем не стой. - Пляшем так, пляшем всяк,
Пляшем и в присядку!
От нас Гитлер убежит
К черту без оглядки! - Позвоню по телефону:
«Дайте райпотребсоюз!
Из-за Гитлера такого
В старых девках остаюсь!» - Ах, да наша тетя Настя!
Дай бог нашей Насте счастья!
Из берданки обера
Вечером угробила! - Бьем мы фрицев на Кавказе,
Бьем мы фрицев на Дону.
Как догоним до Берлина –
Поколотим на дому.
Ведущий: Смех, юмор, песни создавали на фронте хорошее настроение, облегчали трудности походов, поднимали дух солдат. Но нелегки у солдата были и фронтовые будни. Давайте посмотрим вместе, что они из себя представляли.
Просмотр видеоролика «Фронтовые будни».
1-й Чтец:
Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступала тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
2-й Чтец:
Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
3-й Чтец:
Рейхстагова развалина дышала
Всем перегаром битвы мировой,
И в ней звучнее всякого хорала
Пел хор имен, растущих как прибой.
4-й Чтец:
Он пел, взлетая над огнем и кровью,
Перед войной поверженным лицом,
Как будто осеняя изголовье
Последних умирающих бойцов.
5-й Чтец:
Открыто все свое писали имя,
Чтоб знали люди будущих времен,
Что подвиг сей, свершенный всеми ими,
Во имя человечества свершен!
Звучит голос Левитана об окончании войны.
Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война, самая страшная в истории человечества. Многие не вернулись с полей битв, они отдали свою жизнь за свободу, счастье и мирный труд миллионов людей. Среди тех, кто не жалея себя громил фашистскую гадину, были и наши земляки.
Выступление ученицы: Я хочу рассказать о своем дедушке Махлинском Парфентии Ивановиче. В 1939 году его призвали для прохождения воинской службы в горно-стрелковый полк, где он отслужил два года. Демобилизоваться дед не успел, так как началась Великая Отечественная война. За очень короткий срок их обучили военному делу и отправили на Западный фронт. Парфентий Иванович был шофером. Перевозил солдат, доставлял боеприпасы. Однажды он попал под бомбежку. Орудие нужно было спасать. Он прячет машину в лесу, а сам бежит в окоп, где находились солдаты, укрывавшиеся от бомбежки. И вдруг один из снарядов попадает прямо в окоп. Убило всех бойцов, а деда отбросило в сторону. Его контузило и ранило в ногу, перебило артерию. Перфентия Ивановича вместе с другими ранеными солдатами повезли до Серпухова, а там их посадили на поезд и отправили до Свердловска. В Свердловске сняли несколько тяжело раненных солдат и отвезли в госпиталь, среди них был и мой дед. В госпитале он находился до июля 1942 года. Позже его комиссовали по инвалидности и отправили домой. Вернулся на костылях. Был награжден медалями и орденом Отечественной войны 1 степени.
Выступление ученика: А расскажу про Ярополова Василия Тимофеевича. Это тоже мой дед. 23 июня 1941 года стрелковый полк, где служил дед, выехал на фронт и вступил в бой за город Псков. Были огромные потери. Полк был выведен на пополнение за город Луга. Через несколько дней он был переброшен под город Раквере, где 8 июля 1941 года в бою дед был ранен и вывезен в госпиталь. Прошло 27 дней лечения и его зачисляют в 374 отдельный батальон связи города Ленинграда. Так деду пришлось побывать в блокадном Ленинграде целых 800 дней. В задачу батальона входило держать в исправном состоянии телефонную связь, которая постоянно повреждалась. Ее приходилось восстанавливать и во время артиллерийского обстрела, и во время бомбежки с воздуха. Выполняя одно из таких заданий, дед был тяжело ранен осколком артиллерийского снаряда. После нескольких операций он был эвакуирован в Вологодскую область, где находился на лечении до января 1944 года. И 28 января этого же года дед был демобилизован инвалидом III группы. По словам отца, деду в боях не приходилось совершать подвигов. Но часто он вспоминал случай, который врезался в память на всю жизнь. В конце июня 1941 года их стрелковый полк под городом Псковом отступал разрозненными группами и в одиночку в направлении города Луга. Пробираясь лесом, он вдруг заметил за деревом немецкого солдата, который наводил на него автомат. Дед растерялся. Что делать? Бежать? Нет! Надо сопротивляться. А как это убить человека?! Но убить своего врага надо. Иначе он убьет твою мать, жену, ребенка. Началась перестрелка. Точно дед не помнил, сколько раз он в него стрелял, но всё мимо. Вдруг он услышал выстрел и увидел, как немец упал. Дед подошел к убитому и со стороны подбежал красноармеец с винтовкой. Именно он, его спаситель, убил врага. Если бы не этот красноармеец, то неизвестно какой бы был исход этой перестрелки. До конца дней своих дед был благодарен этому человеку.
Ведущий: Давайте посмотрим фильм о ветеранах-пашковцах.
Выступление ученика: С начала войны более 150 колхозников были призваны в ряды Советской армии. Самые лучшие силы находились в ней. В колхозе чувствовался большой недостаток рабочих сил. Ушедших на фронт заменили женщины и подростки. Они героически трудились над производством продуктов сельского хозяйства. Колхоз успешно справлялся с выполнением государственных заданий по сдаче сельхозпродуктов государству. Женщины-солдатки: матери, жены, любимые, сестры… отправляли на фронт посылки с теплой одеждой.
Ведущий: Сегодня мы пригласили труженицу тыла Олимскую Антонину Михайловну. Расскажите нам, как вам жилось во время войны, что пришлось испытать ребенку в это нелегкое время.
Выступление труженицы тыла. Вручение подарка.
Ведущий: Закончить наше мероприятие я хочу просмотром видеоролика «Москва встречает победителей». Вы увидите документальные съемки парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика «Москва встречает победителей».