Тема урока "Суд идет… Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти")

Разделы: Литература


Цели:

Образовательные:

  • произвести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", прокомментировать ее "узловые" темы;
  • показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе;
  • проследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период застоя;
  • предварить изучение поэмы сообщением-справкой о "возвращенной" литературе;
  • прояснить и расширить "смутные представления" нынешних старшеклассников о времени 60-х годов.

Воспитательные:

  • вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты;
  • продемонстрировать мужественную решимость автора противостоять - "По праву памяти" - попыткам наложить запрет на правду, предать "забвению" преступления Сталинского времени;
  • показать боевую направленность, политическую остроту произведения;
  • увлечь прочтением текста поэмы;
  • убедить в целесообразности изучения "полного", "неурезанного" творчества Твардовского.

Развивающие:

  • развивать умение находить нужный материал из разных источников;
  • развивать умение работы с текстом;
  • учиться сопоставлять литературный материал одной тематики;
  • учить старшеклассников самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;
  • формировать квалифицированного читателя, способного понять авторскую позицию и увидеть характерные черты героев;
  • способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;
  • развивать коммуникативные навыки

Оформление урока: портрет А.Т. Твардовского, выставка книг, газетных публикаций, отзывов о писателе, на отдельных плакатах - название произведений "непокоренных авторов" (Варлам Шаламов - "Последний бой майора Пугачева", "Одиночный замер"; Александр Солженицын - "Сорок дней Кенгира", "Один день Ивана Денисовича". Глава из книги "Архипелаг ГУЛАГ""; Семен Виленский - "Сопротивление в ГУЛАГе"; Анна Ахматова - из цикла "Реквием": "Уводили тебя на рассвете:", "Узнала я, как опадают лица:", "Опять поминальный приблизился час"; Владимир Набоков - "Расстрел"; Анатолий Приставкин - из романа "Ночевала тучка золотая"; Марина Цветаева - "Рассвет на рельсах"; Осип Мандельштам - "За гремучую доблесть гремучих веков", "Мы живем, под собою не чуя страны:"

Эпиграфы к уроку:

Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой.
А.Т. Твардовский

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.
Д.С. Лихачев

Зато и впредь как были - будем, -
Какая вдруг ни грянь гроза -
Людьми
Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
А.Т. Твардовский "По праву памяти"

Самая личная и нелегкая тема, тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни.
А.Т. Твардовский

"Таит беспамятность беду", - сказано в архивах поэмы.

I. "Так это было".

(на фоне музыки звучит "живой" голос свидетелей величайшей трагедии советского народа) - мини-сообщения учащихся, в руках у 11-классников книга "Человек в тоталитарном обществе".

1-й:

Представьте себе своего сверстника, которого арестовали только за то, что он читал или просто держал в руках книгу, запрещенную теми, кто распоряжается людьми, имеет над ними власть, кто считает, что только они знают, как люди должны жить, что читать и даже что они должны думать.

Его начинают допрашивать: кто дал книгу? Он отвечает: нашел на чердаке - и в самом деле, было так. Но ему не верят, кричат: "Гаденыш, говори правду! А ты оказывается, из молодых да ранних!"

2-й:

Осудят школьника или отпустят - в любом случае на него заведут секретное дело, устроят так, чтобы на него доносили его же сверстники, учителя, а потом сослуживцы. Одни откажутся, а других запугают, заставят. И все потому, что он читал запретную книгу, а значит, знает то, что не положено знать, думает так, как не положено думать.

3-й:

Отличались ли наши правители от фашистских? Те устраивали из негодных им книг костры, а наши - изымали из библиотек "вредную для народа" литературу, и запуганные граждане сами "чистили" свои домашние библиотеки, сжигали запретные книги, рвали и по ночам выбрасывали на свалку. Но немецкие фашисты были у власти двенадцать лет, а большевики - семьдесят.

4-й:

Людей, которые протестовали против такого порядка, бросали в лагеря, за колючую проволоку. А по другую сторону ее "свободные граждане" пели: "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!" Пели и те, кто вовсе так не считал. Привычным становилось двоедушие. Людям внушали, что они - самые лучшие в мире, что они - строители светлого будущего.

Вместе:

Хотите жить в такой стране? Если не хотите - читайте эту книгу.

5-й:

:1944 год. Чеченцы, как и некоторые другие народы, по приказу Сталина насильно вывезены в Среднюю Азию. Избежавшие этой участи взялись за оружие. Руководители карательной операции не останавливаются ни перед чем, даже разоряют родовые кладбища чеченцев, мостят могильными камнями дорогу в горы.

Разве то, что происходит сегодня в Чечне, где взаимное ожесточение достигло предела, не последствие случившегося полвека назад?

6-й:

И вот гибнут чеченцы, гибнут российские солдаты - мальчишки, еще недавно сидевшие за школьными партами. Так прошлое отзывается в настоящем.

Страшный 1937 год. Репрессии обрушивались на инакомыслящих. Власть действовала изощренно: Арестовывали тысячи, сотни тысяч людей. В 1937-1938 годах на запросы родных сообщалось: "осужден на 10 лет без права переписки" (а человек расстрелян). Минуло 10 лет, 20 - на запросы детей и внуков стали приходить ответы: умер в лагере в 43-м, 44-м - от инфаркта, воспаления легких:, одним словом, "умер по решению суда".

7-й:

Террор, насилие и ложь - вот три кита, на которых держался большевизм. И еще одно слово - вера. Вера в простых людей: "Пусть не нам, а нашим внукам суждено стать счастливыми - ведь не напрасны же были все наши жертвы и лишения!"

8-й:

Вскоре после смерти Сталина началась растянувшаяся почти на полвека и еще не завершившаяся реабилитация жертв режима. Ни о подлинных масштабах трагедии, ни о причастности к ней множества людей речь не шла.

Народу пообещали: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

9-й:

Хаос в обществе и умах, безработица, коррупция, разгул криминала, нищета - все это вместе с ущемленным чувством национального достоинства порождает у многих ностальгические чувства по прошлой, пусть несвободной, убогой, но привычной, регламентированной жизни. Возникла тоска по сильной руке. Одни говорят: "Сталина нет на них". Другие: "Нужен российский Пиночет, диктатор, только он наведет в стране порядок".

Не приведи Господь еще раз наступить на те же грабли:

10-й:

Когда говорят "история вынесет приговор", имеют в виду людей нового поколения, их оценку прошлого. А новое поколение - это вы. Но чтобы судить о прошлом, его надо знать. В этом вам помогут авторы нашей книги. Некоторые из них увидели только начало советского строя и поняли, куда он может завести. Одни всю жизнь прожили в истерзанной стране, другие вынуждены были покинуть ее. Многие прошли через ГУЛАГ - советские концлагеря. Все вместе они олицетворяют духовную силу России. Юрий Домбровский, свидетель величайшей трагедии, в послесловии к своему роману "Факультет ненужных вещей" пишет: "Как же я могу отойти в сторону и скрыть то, что видел, что знаю, то, что передумал? Идет суд. Я обязан выступить на нем".

Суд идет.

Вместе:

И судьи вы:

(ученики занимают свои места в классе).

II. Вступительное слово учителя о теме исторической памяти в произведениях современной литературы.

Общественное прозрение, трудную и счастливую пору которого мы сейчас переживаем, далось нашему народу слишком дорогой и горькой ценой, чтобы позволить себе забыть о недавнем трагическом и позорном прошлом. Оно, это прошлое, всегда с нами, оно стучит и отдается болью в сердцах потомков, взывая к их памяти и бдительности.

Тема исторической памяти - одна из центральных в современной литературе. В последние годы к читателю пришли многие произведения, так называемые "возвращенные", написанные 10-15 и более лет назад и целые десятилетия незаконно скрываемые от читателя. Это "Реквием" А. Ахматовой, "По праву памяти" А. Твардовского, стихи Н. Гумилева и О. Мандельштама, "Поездка в прошлое" Федора Абрамова, "Облава" В. Быкова. К сожалению, список непризнанных и непонятых в свое время писателей может быть продолжен, дополнен: Замятин, Бабель, Булгаков, Платонов, Шаламов, Гроссман, Бродский. И это не все. Но, несмотря на многочисленные унижения и разоблачения, преследования и запрещения, изгнания и репрессии, "другая" советская литература сохранила для нас историю. Только сейчас мы имеем возможность беспристрастно разобраться, какой же была эта жизнь, чем она все-таки была: праздником или панихидой, царством жизни или царством смерти? Эти художественные произведения, мемуары, документы многое открывают в нашем понимании истории.

Теперь-то мы уж доподлинно знаем, какой неправедной дорогой чудовищного террора и лицемерной, циничной лжи нас пытались вести к Храму всеобщего благоденствия, знаем, как много невосполнимых потерь было на этом трагическом пути. Так пусть же эти книги, так долго шедшие к своему читателю, всколыхнут души живых, пусть еще раз напомнят каждому: дороги страха и беспамятства простираются рядом и непременно сходятся на площади новых злодеяний. Так будем же памятливы и бдительны. Сталинщина, тоталитаризм, отцы и дети, историческая память: В поэме Александра Твардовского "По праву памяти" все эти вопросы приобретают общечеловеческое звучание.

Мы с вами знаем, что в поэтических произведениях на первый план выступает лирический герой, его образ, его позиция, что художественный образ всегда историчен: Он отражает то время, в которое помещает его автор и которое им осмысливается. Наш сегодняшний разговор будет о времени, о том, как воспринимает его лирический герой поэмы и как, в свою очередь, время формирует его, о социальной ответственности каждого, о такой жизненной позиции, которая называется ГРАЖДАНСКОЙ. (Постановка цели урока).

Вопросы к классу:

Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете слова Д.С. Лихачева о том, что "Память активна", память способна противостоять уничтожению временем? Убеждает ли поэма Твардовского в справедливости мысли Д.С. Лихачева?

Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова Твардовского: "Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой". Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению? (Сказано скупо и мужественно, опять-таки в духе человека, еще в книге "За далью - даль" "вызывающего огонь" на себя).

III. Идейно-художественный анализ поэмы.

История создания поэмы.

Обратим внимание на время создания поэмы: 1966-1969 годы - и время ее появления в печати - февраль 1987 года. О чем это вам говорит? Почему поэма не была напечатана при жизни Твардовского (выслушать ответы учеников).

Сообщение учащегося:

А. Твардовский работал над поэмой в 1966-1969 годах. Это произведение, мыслившееся первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью - даль" (о чем свидетельствует и метр стиха), впоследствии приобрело характер самостоятельной "лирической поэмы", хотя автор назвал свое сочинение стихотворным циклом. Поэма была закончена и подготовлена самим Твардовским к печати в "Новом мире" за 2 года до смерти.

"По праву памяти" называют "завещанием" не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский писал: ":почувствовал:то, что мне:нужно обязательно высказать. Это живая необходимая мысль моей жизни:".

Зачитаем эпиграф №4.

Самая личная и нелегкая тема, тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни.

Страшная судьба постигла последнюю исповедальную поэму Твардовского. 23 апреля 1969 года - поэма получена в редакции и в тот же день сдана в типографию для уже набранного 5-го номера. Разрешения Главлита нет, как, впрочем, и отказа. Тем более мотивированного, - ситуация нередкая в тогдашней практике журнала. Чтобы не держать номер, редколлегия передвигает поэму в номер 6. Та же картина.

Поэма передвинута в номер 8 - тот же результат. Это было сложное время, когда острая принципиальная критика прошлого стала затухать, а вместо нее отчетливее проступало славословие по поводу "возрождения" современности, очищенной якобы от последствий культа личности, когда появилось явное стремление забыть, замолчать далеко неизжитую народную трагедию:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль и чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

Твардовский борется, настаивает перед секретариатом правления Союза писателей СССР на обсуждении поэмы в писательской среде - слова его уходят как в вату. Тем временем поэма начинает ходить по рукам, ее переписывают и, наконец, без ведома автора печатают за рубежом. Это будет использовано как средство морального давления на непокладистого редактора, но не ускорит появление поэмы в советской печати.

От Твардовского, не имевшего отношения к этому изданию, ждали "отмежевания" и унизительных "объяснений". И вот публикация через 18 лет. Посмертно.

Да! Только в 1987 году, в годы Перестройки, через 15 лет после смерти автора, поэму удалось опубликовать на родине: сначала в "Знамени" (№2), затем - в "Новом мире" (№3).

Учитель:

Делаем запись в тетради.

За 2 года до своей смерти, явно предчувствуя скорый конец, Твардовский отверг все запреты на память, все уговоры "оглаской непосвященных не смущать" - и предал гласности память о крестьянской трагедии 30-х годов:

:не те уже годочки, -
Не в праве я себе отсрочки
Предоставлять.
Гора бы с плеч -
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь.
Ту боль, что скрытно временами
И встарь теснила нам сердца.

Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьей, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму "По праву памяти" - свое оправдание и свое покаяние.

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль и чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть!..
Но это было явной болью
Для тех, чей был оборван век.
Для ставших лагерною пылью,
Как некто некогда изрек.

Учитель:

Поэма во многом автобиографичная. Задача, которую ставил перед собой Твардовский в своей последней, исповедальной и запрещенной поэме, - произвести трудный расчет с прошлым, с иллюзиями, с горькими заблуждениями и ошибками соотечественников и своими собственными. Поэма "досказала" то, что издавна "жило, кипело, ныло" в душе автора. Поэма писалась еще в горькую годину и добиралась до своего адресата - читателя - долго. Но,наконец добравшись, оказалась удивительно ко времени, сделалась ее дороже множеству людей самых разных поколений и окончательно дорисовала облик поэта, сомкнув в единое целое его произведения, неизменно и страстно тяготевшие к правде сущей. Один из читателей Н.Н. Носков из города Курган писал так: ":Жаль, что нет его в живых! Это народный и уважаемый, любимый и после смерти поэт!" Да, мы преклоняемся мужественной решимости автора противостоять - "по праву памяти" - вполне конкретным попыткам наложить запрет на правду, умышленному, сознательно организуемому "забвению" преступлений сталинского времени. (N.B. 1956-1964 гг. - широкая и активная критика культа личности Сталина; вторая половина 1960-х годов критика столь же активно заглушалась).

Юрий Буртин в своей статье "Вам, из другого поколения" писал: "Выразительно и твердо названная "По праву памяти", поэма родилась как акт сопротивления:. Всем своим содержанием поэма взрывала это молчание и била по его организаторам".

Читатели о поэме (сообщения учеников).

Опубликованная на родине поэма Александра Трифоновича Твардовского "По праву памяти" вызвала огромный поток читательских писем. Вот лишь некоторые из них:

:Очень нужная поэма. Она помогает видеть подлинную, трудную, героическую историю нашей страны такой, какой она была на самом деле, а не через "розовые очки".

:Вот что не дает мне покоя. Есть Пискаревское кладбище, Мамаев курган, Поклонная гора: Энтузиасты много сделали, и еще будут делать много для неизвестных героев Великой Отечественной войны. И это правильно. А как нам быть с другой памятью, о которой писал Александр Трифонович Твардовский? Должен, должен быть Мемориал погибших безвинно! И неважно где: в Москве, в Магадане или в Воркуте:

Лично я представляю Мемориал таким: серая гранитная стена, очень долгая - почти бесконечная, - а на стене проступающие из камня контуры лиц человеческих: Женские, детские, мужские:. Тысячи, десятки тысяч лиц! И никаких фамилий, никаких дат. Только лица, в каменных глазах которых на века застывший вопрос: "За что?"

И мы будем приходить к этой стене, вглядываться в каменные глаза, искать ответ на немой вопрос. Искать ответ будут и наши дети, внуки, правнуки:

Нам бы только уяснить, что стоит мучительной памяти о 30-х годах раствориться во времени, они в любую эпоху могут вернуться, медленно обволакивая нас парализующим ужасом: Колесник В. г.Херсон

Поэма "По праву памяти" поразила меня своей смелостью, настоящим патриотизмом, глубоким анализом эпохи Сталина. От правды никуда не скроешься, с каким бы лицом она ни была. Звучат пророческие строки: "Но за всеобщего отца мы оказались все в ответе:"

Смирнов М. г.Ярославль

По силе духа, боли и горечи утраты, страданию и душевной нежности, человечности и мудрости, по всей своей художественной выразительности поэма стоит рядом с "Памятником" Пушкина, "На смерть поэта" Лермонтова, с "Письмом к матери" Есенина.

:Она как песня лебединая для самого поэта Александра Твардовского.

Делаем запись в тетради:

Композиционно поэма делится на 4 части:

1 часть - Вступление

2 часть - Перед отлетом

3 часть - Сын за отца не отвечает

4 часть - О памяти

Вопрос к классу:

Поэма написана в форме исповедального монолога. Можно ли определить жанр произведения как "семейная трагедия"?

Работа с текстом.

Какие факты биографии легли в основу поэмы?

(Семья Твардовских, как и миллионы других русских семей, насильственно была раскулачена (отец имел кузницу) и сорвана со своих мест и с малыми детьми и жалкими пожитками брошена на север, в Зауралье).

"Личная драма Твардовского"(индивидуальное сообщение учащегося)

19 марта 1931 года роковая, черная дата семьи Твардовских. Без всякого суда, без приговора - приказ: одеться, взять все необходимое. Поданы подводы. В Ельне - сборный пункт высылаемых.

Подоспели вернувшийся из Донбасса Трифон Гордеевич и выпущенный из тюрьмы Константин. В товарных вагонах - по 50 человек в каждом, с маленькими детьми - везли их 7 суток в скотских условиях.

В Северном Зауралье, глухой тайге, на реке Ляле, устроен был лагерь "спецпереселенцев".

Александр об этом не знал. Ему написали. Он ответил теплым письмом, что-то обещал. Второе письмо приводит в книге "Родина и чужбина" Иван Твардовский: "Дорогие родные! Я не варвар и не зверь. Прошу вас крепиться, терпеть, работать. Ликвидация кулачества - не есть ликвидация людей, тем более - детей".

Далее что-то вроде: ":писать я вам не могу:"

Это было как бы признанием того, что "мы - кулацкая семья".

"На том все и закончилось, - добавляет Иван Трифонович, - больше он не писал и о судьбе нашей ничего не знал до 1936 года". В письме к М. Исаковскому поэт сообщал, что Горбатенков распространяет против него по Москве "лживые и мерзостные слухи. Будто бы меня исключили из института, будто бы я хлопочу о возвращении родителей из ссылки и тому подобное, чего я во сне не видел". Но, по словам Ивана Твардовского, ":ничто не может быть оправданием сыну, который в тяжелейшую для матери минуту не пришел к ней".

Учитель: Но вспомните: ведь написанная в 1936 году "Страна Муравия" - это гимн коллективизации: Ситуацию 30-х годов мало кто может себе представить, и не нам теперь, в 2009 году, людям иной эпохи, судить, как должно было поступить тогда:

Краткая историко-литературная справка (выступает подготовленный ученик):

Сталина Твардовский, по-видимому, не знал, если доверять точному смыслу его стихов "О Сталине" (1952 г.):

Таких, как я, на свете большинство,
Что не встречались с ним в Кремлевском зале,
В глаза вблизи не видели его
И голоса в натуре не слыхали.
Но всем, наверно, так же, как и мне,
Он близок равной близостью душевной:

По свидетельству брата, Александр Твардовский в 30-е годы "не осознавал суть сталинской диктатуры". В 1939 году он вступил в партию, а 21 декабря 1949 года в Большом театре в присутствии Сталина читал "Слово советских писателей" (к его 70-летию), в составлении которого сам принимал участие.

Имя Сталина и славословия Сталину, общепринятые в то время, встречаются в разных стихотворениях и выступлениях Твардовского - без этого тогда трудно было обойтись. Видимо, славословия эти были искренними изъявлениями чувства комсомольца, коммуниста, даже члена ЦК, лауреата Сталинской премии. На прямой вопрос брата о славословиях Сталину поэт отвечал, выдержав паузу: "Я так чувствовал".

Но и эти его упоминания Сталина были не столь частыми, как можно было ожидать. Например, в поэме "Василий Теркин" упоминание о "генералиссимусе" вообще отсутствует, факт примечательный для "энциклопедии Великой Отечественной войны". Кроме того, стихи о Сталине в исполнении Твардовского не были пошло-банальными, как у многих поэтов, а нередко принимали оригинальный художественный ракурс:

Глаза, опущенные к трубке,
Знакомой людям всей земли:

(1960 г.)

Показательно и то, что требовательный к себе, приверженный "правде сущей", поэт включил-таки и эти стихи в собрание своих сочинений, хотя мог бы это и не делать. И, кроме того, никому не возбраняется поумнеть и набраться опыта. Убеждения, взгляды, мировоззрения (всяческие) - эволюционируют и меняются, как и все на свете.

При всем том, при всех заблуждениях Твардовского, по воспоминаниям его давнего друга Адриана Владимировича Македонова (поэт дружил с ним с 18-летнего возраста и до конца жизни), Твардовский "...никогда: ни прямо, ни косвенно сам не участвовал в безобразиях сталинщины, даже когда их пытался объяснить и оправдать; никогда не участвовал в каких-либо насилиях; никогда не подписывал призывов к насилиям и тем более к казням:"

Чтение "вступления" (1 часть поэмы).

О каких былях и о какой самой большой плате говорит поэт во вступлении? Чем вызвано его стремление к живым и павшим отнестись"? Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930-1940 годы, используя свой читательский опыт, материалы художественных произведений.

(Жестокое было время, бесчеловечное, жестокие судьбы, суровые нравы. Многие беспричинно арестовывались, "дела невиновных высасывались из пальца", многие были сосланы или расстреляны. На сюжет последней поэмы, безусловно, накладывалась и вся тяжесть судьбы родителей и братьев поэта, беззаконно брошенных на гиблое спецпоселение за Урал, и связанная с этим собственная рана на душе. Учащиеся вспоминают "Облаву" В. Быкова, "Поездку в прошлое" Ф. Абрамова, сцену раскулачивания семьи Гаевых из "Поднятой целины" М.А. Шолохова. В подтверждение сказанного демонстрируется фрагмент из фильма "Поднятая целина".)

Во вступлении читаем о сторожевом знаке, который верно служит поэту на его поэтическом пути. Что это за сторожевой знак, который не позволяет "кривить душой", является "залогом речи нелукавой", заставляет, "чтоб слову был двойной контроль"? (Страдания и гибель многих сотен репрессированных не дают поэту "кривить душой" и напоминают о большой плате).

Работа над 2 частью поэмы (1 глава).

По свидетельству М.И. Твардовского, в ходе работы над поэмой у Твардовского появилась мысль включить в нее "мотив отлета из родного гнезда", то есть тот уже опубликованный фрагмент, который появился до публикации поэмы как самостоятельное произведение под заголовком "На сеновале" (А. Твардовский из творческого наследия. 1987). Стихотворение "На сеновале", кроме двух строф, исключенных Твардовским, и составило первую часть поэмы - "Перед отлетом".

Задание:

Передать содержание первой главы. Как в первой главе переданы чувства и настроения юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев? (О чем тогда люди мечтали). Что говорит о них "завет начальных дней"?

Читаем:

Готовы были мы к походу:

Как раскрывается в ней искренность и чистота устремлений друзей - "мыслителя и поэта"? Как связаны их слова:

Из-за отцов своих и дедов
Еще вдобавок доберем, -

с последующими частями поэмы?

Почему при чтении этой светлой главы вдруг возникает ожидание беды?

Читаем:

:запевы юных петушков:
:они как будто отпевали
конец ребячьих наших дней:

Как заражает нас поэт чувством тревоги?

Читаем:

И в предотъездном нашем часе:

Вывод учителя:

С грустью и горечью вспоминает поэт в главе "Перед отлетом" себя тогдашнего, не предвидевшего, как вскоре "сорвется с места край родной", да и позже не распознавшего всей драмы, совершавшейся в деревне.

Читаем:

И невдомек нам было вроде:

Делаем запись в тетради:

Проблематика поэмы:

"По праву памяти" - это дальнейшее углубление темы, заявленной в главах поэмы "За далью - даль" (поэтическое и гражданское осмысление трагических событий, связанных с периодом сталинщины. Цель одна - разоблачение культа личности Сталина и реабилитация невинно репрессированных).

В поэме "За далью - даль", создавая поэтическую летопись грандиозного пути, пройденного нашей страной после октября, Твардовский ярко воплотил мощь, размах достижений и побед, не забывая о периоде жестокого произвола, болезненно ударившего по судьбам тысяч "отцов" своего поколения. (Индивидуальное сообщение ученика, выборочное чтение глав "Две кузницы", "Друг детства", "Так это было". Как связаны эти главы с замыслом поэмы "По праву памяти"?)

Только по тональности, по интонации последняя поэма Твардовского отличается от "За далью - даль", тема памяти звучит суровее, строже; сказывается и то, что Твардовский пишет в изменившейся ситуации, когда пытались восторжествовать забвение, и то, что поэма взята во многом автобиографично, лично, исповедально. Итак, поэт шел от правды лично пережитого и выстраданного. Потому-то поэма написана в жанре исповедального монолога.

Задание: Домашним заданием к уроку было знание содержания поэмы "По праву памяти". Выделите основные темы этого произведения. (Выслушать ответы учащихся).

О чем она, последняя, предсмертная поэма Твардовского? О преемственности поколений, об ответственности за все происходящее в истории (от лица, какого бы поколения ни совершались те или иные события). О "живой памяти", о "памяти бессонной" - памяти обо всем, что было за время советской власти: о "великом переломе" и "войне кровавой", о Магнитке и Магадане, о Ленине и об "отце народов", о доверительном разговоре "на сеновале" и о "ставших лагерной пылью" людях: Словом, обо всем величественном и трагическом, что сохранилось в человеческой памяти, что передается от деда к отцу, от сына к сыну как история.

Делаем запись в тетради:

Основные темы произведения:

  • тема раскаяния и личной вины человека;
  • тема памяти и забвения;
  • тема исторического возмездия;
  • тема "сыновней ответственности".

 Работа над 3 частью поэмы (2 глава).

Учитель:

"Сын за отца не отвечает", -
Сказал он, высший судия:

"Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава. Поэт ведет речь и о себе, и о своем отце, и о тысяче таких же сыновей и отцов. Какую долю "отец народов" уготовил их "детям" - эта проблема стала центральной в поэме.

Вопросы к классу:

Что для поэта и миллиона его сограждан стоит за словами, давшими название 2-й главе? (Поэт вскрывает беззакония, творившиеся под знаком культа личности Сталина).

Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны? (Свои мысли подтвердить текстом).

Какая участь ждала детей репрессированных - так называемых кулацких сынков?

Читаем:

В чаду полуночных собраний (3 четверостишия)

Краткая историко-литературная справка (выступает подготовленный ученик):

Сталинская репрессивная машина коснулась Твардовского лично, сделав его одним из "клейменых сыновей", неотступно (и до конца жизни!) травимых сверхбдительными гонителями:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, -
Не понаслышке,
Не из книжки

Толкует автор этих строк.

В 1930 и ближайших следующих годах Твардовский постоянно ощущал на себе "несмываемую отметку" на челе - клеймо "сына кулака". Сколько обсуждений на собраниях, косых взглядов, враждебных выкриков, требований "разоблачить" кулацкого сынка должен был он пережить! (Выдержка из "Протокола общего собрания писателей и писательского актива города Смоленска 18 сентября 1937 года". В резолюции по докладу Н. Рыленкова отмечалась, в частности, необходимость "быстрейшего разоблачения и ликвидации троцкистско-бухаринской диверсионной деятельности агента Македонова (друга поэта) и его приспешников Твардовского: Проверить в кратчайший срок общественно-политическое и творческое лицо пособников врага народа Македонова - Твардовского:).

Продолжаем работу с текстом. Читаем дальше:

О годы юности немилой: до слов :закон

Какие слова равносильны крику души поэта?

:Ты именуешься отродьем,
Не сыном даже, а сынком:

("младенец вражеских кровей", как сказано дальше):

А как с той кличкой жить парнишке:
Как страшно!
:Когда твой родитель в кромешный,
В тот самый список занесен.

(N.B. Вспомните "Мужики и бабы" Бориса Можаева. Список репрессированных писали карандашом с двумя концами: синим и красным (красный - расстрелять, уничтожить)).

:руку жмет тебе с опаской
друг закадычный твой.

С какой интонацией надо произнести слова:

И вдруг: До слова :Аминь!

(с болью, горечью, иронией, с отвращением и презрением к "отцу - вождю всех народов").

Найдите в "Кратком словаре литературоведческих терминов" определение сарказма. Какие строки второй части поэмы насыщены сарказмом?

Словарная работа: сарказм - едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм не только близок к иронии (насмешке), он ее разновидность. В сарказме главное - крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

Вывод учителя:

Из этого воспоминания можно понять, как сильно была изранена душа молодого поэта и семейной, и общекрестьянской трагедией. Мы видим, как мучительно трудно Твардовский прорывается к такой откровенности, такой обобщенности, в сердце которой судьба твоей семьи.

Читаем еще раз отрывок:

:О годы юности немилой,
Ее жестоких передряг.
То был отец, то вдруг он - враг.
А мать?
Но сказано: два мира,
И ничего о матерях:

Какой смысл вкладывает поэт в слово "кулак"?

Как рисует судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства?

Какие чувства вызывает этот рассказ?

Читаем:

В узлах из жил и сухожилий: до слов:кулак.

Только перед смертью уже поседевший поэт смог написать о своем отце (и обо всех репрессированных отцах!) такие мудрые и яркие слова.

В понимании Твардовского (кулак) это тот, кто

:Горбел годами над землей,
Кропил своим бесплатным потом,
Смыкал над ней зарю с зарей:
Одним словом, "хозяин".

Описание отцовских натруженных рук считается лучшими строками поэмы.

Каково поведение, моральное состояние отца во время выселения?

Из воспоминаний брата поэта.

":Выдержали мы тогда и все остались живы благодаря нашему отцу: его редкостная преданность семье, его помощь и просто беспримерная жизнестойкость вселяли жажду превозмочь недуг, устоять, выжить, во что бы то ни стало. Отца Иван вспоминает как "преданнейшего семьянина и мужественного человека труда", спасшего "своих горемык".

Читаем:

А может быть в тоске великой: до слов: ":ему дорогу обеспечь".

N.B. Снова звучат эти страшные и роковые сталинские слова: "Сын за отца не отвечает", ставшие названием второй центральной главы.

Название второй главе дала "высочайшая" формула, все лицемерие которой обличает поэт, знающий "не понаслышке" цену деспотическому великодушию. Ведь за ним скрывается произвол, трагедия, массовые беззакония. Поэт обнажает тягостный смысл памятного сталинского изречения.

Читаем далее (2 четверостишия):

:пять кратких слов::клеймо с рождения отличало:

Как только можно было искупить, точнее, избежать клейма "сын кулака"? (:война предоставляла право:)

С каким чувством надо читать строки Твардовского, обращенные к Родине - матери? (отчаяние, крик души, боль, горечь потерь:)

"С каким уставом к смертным людям
Взывал их посетивший бог"?

Какой жертвы требовали строго? Ответьте словами из текста:

от :Он говорил:до :и все концы, само собой.

Зачитаем слова секретаря Смоленского обкома, сказанные Твардовскому, сыну раскулаченного (работа с учебником с.252). "Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией". В черновиках одной из пьес Твардовского о коллективизации запечатлен образ "младшего брата", в котором легко угадывался сам автор. В тех же набросках читаем: "Он должен порвать с семьей, отказаться от нее, проклясть ее - тогда, может быть, он еще останется "на этом берегу", а нет - хочешь не хочешь - будешь "врагом", "кулаком", которому никогда и ничем не отмолить себе прощенья у советской власти". Вот такое было жестокое время.

Каким предстает автор поэмы в лирическом предисловии и второй части поэмы? Попытайтесь определить, какими чувствами автора проникнута его поэтическая формула:

Клеймо с рожденья отличало
Младенца вражеских кровей,
И все, казалось, не хватало
Стране клейменых сыновей.

Образ Сталина

Каким запечатлен во второй части поэмы "отец народов"? В черновиках поэмы Твардовский отобразил некоторые портретные черты "судеб вершителя земного":

:руки у него были
Как рачьи скрючены клешни
Сплошной мозолью, точно пятки (пастуха)
Покрыты были и не по росту
Крупны, окалиной обожжены.

Проблемная ситуация.

Подумайте, почему строки, содержащие описание наружности "вождя", поэт не включил в основной текст поэмы?

Каково авторское отношение к тому, кто был "судеб вершителем земным"?

:Их обронил в кремлевском зале:(2 глава)

:Конец твоим лихим невзгодам:(2 глава)

:Да он умел без оговорок:(2 глава)

:Ту боль, что скрытно временами:(3 глава)

:Всегда, казалось, рядом был:

до:Перед разгулом недобра:(3 глава)

Сравните образ Сталина в двух поэмах А. Твардовского разных лет: "Страна Муравия" и "По праву памяти". (Индивидуальное сообщение учащегося).

Сделаем запись в тетради:

Как показан "отец народный" Сталин в поэме?

Тиран, диктатор. Сталин в поэме не велик, скорее принижен. Он то, к чему меньше всего подходит слово "вождь", это всего лишь злая, ничтожная игрушка в руках того самого народа, который, прежде чем стать "лагерной пылью", сделал его богом на земле.

Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет "благой"?

Глава заканчивается словами:

:Но за всеобщего отца:
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Как вы понимаете эти строки? Что "душу жжет" поэта?

Продолжаем запись:

Поэт бросает горький упрек своему поколению, своему народу, который допустил такое. По интонации поэма напоминает "Думу", только у Лермонтова упрек звучит явственнее, сильнее.

Кому адресована последняя поэма Твардовского? (Поэма адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идеологическим поискам и устремлениям. "Вам - из другого поколенья", - взывал поэт, - необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: КАЖДЫЙ ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем).

Какой можно сделать вывод о проанализированной 2-й главе?

Работа с учебником (с.253):

Последняя поэма Твардовского полностью воссоздает всю испытанную "Куда как не только" его семьей драму, когда те, кто горбел годами над землей, кропил своим бесплатным потом ее, очутились "в скопе конского вагона, что вез куда-то за Урал", а дети подобных "кулаков" стали отныне именоваться "отродьем, не сыном даже, а сынком:".

НЕТ, ЗАБЫВАТЬ ТАКОЕ НЕЛЬЗЯ!

Потому последняя глава названа "О памяти".

В последней главе многократно слышим ключевые слова поэмы: "забыть", "забвение", "память", "правда", "быль", "боль". Что значат для Твардовского эти слова ? Выпишите эти определения. Какие поэтические обороты можно назвать афоризмами? (Учащиеся выполняют задание).

Можно представить поэму без этой главы? Какие мысли рождает она у нас, нынешних читателей? Понятны ли вам, людям "из другого поколения", мысли автора? Или для вас это уже "страницы далекого прошлого"?

Что пытаются предать забвению? Что же способствовало возникновению "культа личности" Сталина? (Выслушать ответы детей).

Краткая историко-литературная справка (выступает подготовленный ученик):

Страх. Унизительное, живучее, угнетающее психику человека чувство. Во все века, у всех народов. Ну почему, почему миллионы людей преодолевали страх, защищая себя, свой очаг, свое отечество от врага на фронте, а перед силою "своею" внутреннего "недобра" пределом "дерзанья" было: "Вот если б Ленин встал из гроба, на все, что стало, поглядел:?" Но ведь и это говорилось (или думалось) шепотом, полушепотом.

Переживания поэта о совершенном тяжком грехе своей молодости.

В течение всей жизни Твардовский остро переживал то, что сознавал тяжким грехом своей молодости: будучи относительно благополучным, удачливым и уже столичным поэтом, не заступился за сосланных своих родителей, братьев, сестер:

В поздние годы поэт вынашивал замысел романа "Пан" (таково было одно из деревенских прозвищ Трифона Гордеевича), где намеревался осмыслить всю сложность отцовской судьбы и своих отношений с ним. Несмотря на все пережитое в юные годы, и отец, и хутор Загорье остались в душе поэта на всю жизнь, как самые дорогие образы, как "малая родина", о значении которой в жизни каждого человека он так много и убежденно размышлял.

Тема ссыльной семьи занимала Твардовского. Свои чувства он глубоко скрывал от окружающих "Никогда: ни в 30-е годы, ни прежде, ни позже - брат не посвящал родственников в тайны своих тягот и душевных страданий", - вспоминает брат поэта Иван Трифонович.

А страдал Твардовский много. Чего стоили одни только яростные нападки озлобленных "братьев-писателей", клеймивших его как "кулацкого подголоска". Он был в сложнейшем положении: бездомный, затравленный, вставший в тупик перед вопросами почти гамлетовскими по противоречивости и сложности. Все это Иван Трифонович понимал и находил слова, оправдывающие брата.

В конечном итоге Александр Твардовский много сделал для семьи, помог вернуться на Смоленщину в том же 1936 году. В мае 1954 года Твардовский ходатайствовал об изменении в партийных документах графы о "социальном происхождении", где указывалось, что родители его в послеоктябрьское время были кулаками. Поэт просил изменить это обозначение, мотивируя несоответствием его с действительностью, так как в хозяйстве отца "административно высланного в 1931 году за невыполнение "твердого задания", никогда не применялся наемный труд". В многочисленных биографических справках всегда утверждалось, что Твардовский - "сын крестьянина-купца".

Поэма - воспоминание, поэма - исповедь стала воззванием, обращением к народу воспрянуть духом, раскрепостить сознание и чувство и возродить достоинство человека:

:Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.

Забыть то, что было, невозможно. Настоящее и будущее немыслимы без прошлого, без его тяжелых уроков. Переосмыслить прошлое, очистить свою совесть, покаяться, задуматься о том, как можно поправить ошибки (если еще можно), необходимо. И если это сделано, то:

Читаем последние строки поэмы:

:и впредь как были - будем -
Какая вдруг ни грянь гроза, -
Людьми
Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

Цена покаяния. "Если мы не скажем,то никто не скажет". А.Т.Твардовский-главный редактор журнала "Новый мир".

Большое значение для советской литературной жизни имела его работа в качестве главного редактора журнала "Новый мир" (1950-1954; 1958-1970). А. Твардовский оказал поддержку многим писателям и поэтам, не получившим признания со стороны официальной советской литературы, в том числе и репрессированным, таким, как А.И. Солженицын, чьи произведения были впервые опубликованы в "Новом мире".

История "Нового мира", возглавляемого Твардовским, - это история общественного подъема, надежд, вызванных XX съездом, и их постепенного угасания. Главный редактор и его единомышленники вели ежедневную изматывающую борьбу за литературу подлинно талантливую, внутренне свободную. Отстаивать приходилось каждое произведение, каждую строчку, нередко вынужденно идя на компромиссы, чтобы сохранить журнал, дать возможность свободному слову дойти до читателя. "Если мы не скажем, то никто не скажет", - считали "новомирцы".

Позицию "Нового мира" достаточно убедительно представляют сами его сотрудники, их единомышленники. Опубликованные рабочие тетради А. Твардовского, дневники заместителя главного редактора А. Кондратовича и члена редколлегии журнала В. Лапшина, записные книжки Федора Абрамова восстанавливают в мельчайших подробностях исторический контекст оттепели и все более явственно "наступающих заморозков". Они помогают взглянуть на ситуацию изнутри, увидеть, как журнал Твардовского вел изнурительное единоборство с мощной государственной машиной за настоящую литературу, достойную своих великих предшественников и своего народа.

Александр Твардовский 60-х годов не только признанный поэт, не только руководитель лучшего журнала периода оттепели, но и человек, нравственный авторитет которого в литературе был признан всеми.

После падения Н.С. Хрущева наступление сталинистов на "Новый мир", на Твардовского с его крамольными поэмами ожесточились до предела. "Огонек", "Советская Россия", "Литературная Россия", "Социалистическая индустрия", "Ленинское знамя" - все стремились "отметиться" в начавшейся атаке на независимый журнал. Ему отказывали в патриотизме, народности, идейности (не говоря о партийности), обвиняли в заискивании перед станом антисоветчиков, в поиске поддержки у газеты "Нью-Йорк таймс". Три безответных письма А. Твардовского Л.И. Брежневу: Разгон редколлегии журнала, санкционированный М.А. Сусловым, был предрешен. Одним из главных ударов по журналу, по Твардовскому стало исключение из Союза писателей А.И. Солженицына, открытого миру журналом Твардовского.

"На примере с Солженицыным я еще раз убедился в том, что существует тотальная обывательщина, - говорил Твардовский в кругу друзей. - Случилось страшное, непоправимое, для судеб литературы непоправимое, все стараются или не заметить это, или уйти, как уходят от неприятности. <:> С литературой случилось ужасное, вместе со всеми нами. <:> Взялись за Солженицына. Энергично. Солженицын сам по себе цель, но еще и средство для ликвидации "Н<ового>м<ира>"".

Но последней каплей, переполнившей терпение советских руководителей, стала все-таки поэма Твардовского "По праву памяти", запрещенная к печати в самом начале 1970 года, после чего редколлегия журнала была насильственно изменена (фактически разогнана).

После выхода в свет 1-го номера "Нового мира" за 1970 год Твардовский был вынужден уйти в отставку с редакторского поста, которым он так гордился и который последние годы так мало приносил ему радости. Накануне Нового 1970 года Твардовский говорил друзьям: "Как я постарел за этот год, страшно постарел внутренне: И думаю: как понять то, что произошло и происходит с нами". И еще: "Корабль получает страшную пробоину. Вероятно, придется открыть кингстоны". Летом 1970 года Твардовский, тихо отметив свое 60-летие в кругу семьи и немногих друзей, перестал вести дневник (стихи он перестал писать еще раньше). Он явно утратил интерес к жизни, все чаще заходила речь о близящейся смерти. И она не заставила себя ждать: в сентябре того же года у Твардовского произошел инсульт, парализовало правую половину тела, частично была потеряна речь. Уже в больнице выяснилось, что у поэта запущенный рак легкого и дни его сочтены. Его духовным завещанием стала запрещенная поэма "По праву памяти".

VI. Итог урока. Заключительное слово учителя:

Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его чувства, убеждаемся: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Поэма Твардовского - живая боль о времени, когда внушалось: "Предай в пути родного брата: и зверствуй именем вождя", а "рукоплесканья в честь отца народов заглушали боль народа.

Чтобы этого никогда не повторилось, мы должны знать правду, какой бы горькой она ни была: Слишком велика плата "за эти были" - миллионы погибших, искалеченные судьбы оставшихся в живых. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок.

Жизненное кредо Твардовского - отвечать за все, поэтическое - правда; за лирическим героем поэмы встает образ поэта - гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть "людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза".

Последняя поэма Твардовского "По праву памяти" скрыто лирична, она звучит как покаяние за совершенное некогда предательство собственного отца во имя сталинской мертвой догмы.

Проблемная ситуация:

"Можно себе представить, какой грозой грянула бы эта поэма. Будь она напечатана в 1969 году! <:> Можно себе представить, как встряхнула бы эта маленькая поэма человеческие души, уже начавшие привыкать к расслабляющей мысли о вседозволенности власть имущих и о собственном бессилии, уже начавшие погружаться в то нравственное болото, из которого мы сейчас пытаемся тащить себя за волосы. (Ю. Буртин. "Вам из другого поколенья:". К публикации поэмы А. Твардовского "По праву памяти". 1989).

В своей статье "Память сердца" (1989) В. Дементьев пишет: "Особый драматизм ситуации, возникший в связи с замыслом поэмы "По праву памяти", <:> заключался еще в том, что общественное сознание в то время не было готово к восприятию такой вещи. Вот почему поэма увидела свет только спустя двадцать лет после того, как была завершена поэтом:".

V. Рефлексия.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение "Личная драма Твардовского. Цена покаяния".

Литература:

  1. Буртин Ю. Вам, из другого поколенья: // Октябрь. 1987. №8. С. 91-202.
  2. Лакшин В. Не пряча глаз // Юность. 1989. №3. С. 89-91.::::.. "Голос памяти правдивой". РЛШ. №4. 1989.
  3. Митин Г.А. "Немую боль в слова облечь:". РЛШ. №5. 1995. С. 24-26.
  4. Меркин Г.С. Русская литература XX века. Учебная книга для учащихся старших классов. // Часть II. СКРИН - Москва. ТРАСТ - ИНАКОМ. Смоленск. 1995.
  5. Смирнова Л.А. Русская литература. Советская литература (справочные материалы). Книга для учащихся старших классов. // М.: Просвещение. 1989. С. 403-404.
  6. Гришунин А.Л. "Перечитывая классику". Творчество Твардовского (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). // Издательство Московского университета. 1998.
  7. Кондаков В.И., Шнейберг Л.Я. Русская литература XX века. (Пособие для поступающих в вузы, в двух книгах, книга II). "Проза поэзии". М.: Новая волна, 2003. С. 431-435.
  8. Лыссой Ю.И. Русская литература XX века. Практикум для общеобразовательных учреждений. // М.: Мнемозина. 1998. С. 378-382.
  9. Буслакова Т.П. Русская литература XX века. Учебный минимум для абитуриента. // М.: Высшая школа. 2001. С. 224.
  10. Трубина Л.А. Русская литература XX века. Учебное пособие для поступающих в вуз. // М.: Флинта, Наука. 1999. С. 245-251.
  11. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. // Ростов-на-Дону. Феникс. 2003. С. 265, 268, 272, 275.
  12. Виленский С. Есть всюду свет: Человек в тоталитарном обществе. Хрестоматия для старшеклассников // М.: Возвращение. 2001 С. 3-8.
  13. А. Твардовский. Поэмы. // М.: "Книжная палата". 1988. С. 173-178, 200-206, 247-257, 316-335.
  14. Кузнецов Ф.Ф. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы. Часть 2. // М.: Просвещение. 1994. С. 238-239, 252-255.
  15. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе. Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. // М.: АРКТИ. 2002. С. 142-144.
  16. Савина Л.Н. Уроки литературы в 11-м классе. Поурочные планы. Часть II. // Волгоград: Братья Гринины. 1998. С. 31-32.
  17. Тураев С.В. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. Краткий словарь литературоведческих терминов. // М.: Просвещение. 1988. С. 165.