Тема урока "Простые и вечные истины"

Разделы: Литература


Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе.

Задачи:

  • Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”.
  • Организовать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.
  • Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.
  • Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Ход урока

Есть ценностей незыблемая скала.
О.Мандельштам

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям…
Л.Н.Толстой

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Ценности – это тот стержень, который образует лицо нации. На ценностях вырастает национальная культура. В каждой национальной культуре “есть ценностей незыблемая скала”.

3. Словарная работа.

Словарь:

Истина – то ,что существует в действительности, правда.
Ценности – 1. Цена, стоимость; 2. Важность , значение.
Семья – группа живущих вместе родственников (муж, жена; родители и дети).

– Как вы понимаете слово “истина”?
– назовите ценности нашего общества
– Что такое семья в вашем понимании?

Слово учителя.

Одной из ценностей любой национальной культуры и есть семья.

И тема нашего урока так и звучит “ Простые и вечные истины” . На самом деле, какое простое слово “семья” (как хлеб)! Какое знакомое слово “семья” (как воздух)! И какое вечное! Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Л.Н.Толстой утверждал, что “люди как реки: у каждого свое русло, свой исток. И этот исток – родной дом, семья, ее традиции. Прочтите слова , которые представлены на слайде. Как вы думаете, почему я решила познакомить вас именно с этими словами великого писателя? (Ответы учащихся.)

4. Сообщение учащегося “Воспоминания Л.Н.Толстого о своем детстве”.

Слово учителя.

Мы сегодня на уроке должны выяснить, так каков же идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого? Работать будете в группах. Каждой группе будет дан ряд вопросов, выводы представьте, пожалуйста в схемах.

5. Работа в группах.

Семья Ростовых.

  • Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?
  • К какому типу семьи примыкают Ростовы?
  • Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
  • Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.
  • Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?

Семья Болконских.

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
  • Составляют ли они “породу”, как Ростовы? Что общего у них у всех?
  • Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
  • Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.
  • Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
  • Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Семья Курагиных.

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи Курагиных?
  • Назовите основные черты этой семьи
  • На каких принципах строятся взаимоотношения в семье Курагиных?

6. Афиширование результатов групповой работы: представление итога работы с последующим объяснением.

7. Как мы видим, все семьи имеют общие черты и различия. Давайте мы с вами поработаем над проектом “Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого”.

8. Афиширование результатов работы.

Ребята, вы представили нам проекты идеальной семьи. Давайте обобщим ваши проекты и составим общую схему

Слово учителя.

Ребята! Можем ли мы сегодня о современной семье сказать так же? Каких качеств нам не хватает? А может вашей семье это все не нужно? У вас в будущем будет семья, и от каждого зависит, какой ей быть. Я предлагаю вам поработать над проектом “Моя будущая семья”

9. Работа над проектом “Моя будущая семья”.

10. Представление работ учащимися.

11. Слово учителя.

Вот и подошел к концу наш урок. Мы выяснили, какая она, идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого. Вы определили позиции своих будущих семей. И пусть мы другие, но все равно в семье остается “…святая забота старших о младших и младших о старших, умение каждого в семье отдавать больше, чем брать”, строить отношения на правде и добре. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор поможет вам в будущем создать хорошую семью. За работу на уроке я не буду ставить оценки: жизнь поставит их сама. А вам я предлагаю оценить свою работу в листе рефлексии. Ответьте на любой предложенный вам вопрос

Рефлексия.

12. Работа дома:

  • Написать сочинение на любую из тем:
    Моя родословная.
    Наши семейные традиции.
    О чем рассказали семейные фотографии?
    Гражданский брак. Это семья?

Приложение.