Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе.
Задачи:
- Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”.
- Организовать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.
- Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.
- Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.
Ход урока
Есть ценностей незыблемая скала.
О.МандельштамЧто нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям…
Л.Н.Толстой
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Ценности – это тот стержень, который образует лицо нации. На ценностях вырастает национальная культура. В каждой национальной культуре “есть ценностей незыблемая скала”.
3. Словарная работа.
Словарь:
Истина – то ,что существует в действительности, правда.
Ценности – 1. Цена, стоимость; 2. Важность , значение.
Семья – группа живущих вместе родственников (муж, жена; родители и дети).
– Как вы понимаете слово “истина”?
– назовите ценности нашего общества
– Что такое семья в вашем понимании?
Слово учителя.
Одной из ценностей любой национальной культуры и есть семья.
И тема нашего урока так и звучит “ Простые и вечные истины” . На самом деле, какое простое слово “семья” (как хлеб)! Какое знакомое слово “семья” (как воздух)! И какое вечное! Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
Л.Н.Толстой утверждал, что “люди как реки: у каждого свое русло, свой исток. И этот исток – родной дом, семья, ее традиции. Прочтите слова , которые представлены на слайде. Как вы думаете, почему я решила познакомить вас именно с этими словами великого писателя? (Ответы учащихся.)
4. Сообщение учащегося “Воспоминания Л.Н.Толстого о своем детстве”.
Слово учителя.
Мы сегодня на уроке должны выяснить, так каков же идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого? Работать будете в группах. Каждой группе будет дан ряд вопросов, выводы представьте, пожалуйста в схемах.
5. Работа в группах.
Семья Ростовых.
- Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?
- К какому типу семьи примыкают Ростовы?
- Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
- Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.
- Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?
Семья Болконских.
- Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
- Составляют ли они “породу”, как Ростовы? Что общего у них у всех?
- Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
- Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.
- Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
- Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
Семья Курагиных.
- Каковы взаимоотношения между членами семьи Курагиных?
- Назовите основные черты этой семьи
- На каких принципах строятся взаимоотношения в семье Курагиных?
6. Афиширование результатов групповой работы: представление итога работы с последующим объяснением.
7. Как мы видим, все семьи имеют общие черты и различия. Давайте мы с вами поработаем над проектом “Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого”.
8. Афиширование результатов работы.
Ребята, вы представили нам проекты идеальной семьи. Давайте обобщим ваши проекты и составим общую схему
Слово учителя.
Ребята! Можем ли мы сегодня о современной семье сказать так же? Каких качеств нам не хватает? А может вашей семье это все не нужно? У вас в будущем будет семья, и от каждого зависит, какой ей быть. Я предлагаю вам поработать над проектом “Моя будущая семья”
9. Работа над проектом “Моя будущая семья”.
10. Представление работ учащимися.
11. Слово учителя.
Вот и подошел к концу наш урок. Мы выяснили, какая она, идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого. Вы определили позиции своих будущих семей. И пусть мы другие, но все равно в семье остается “…святая забота старших о младших и младших о старших, умение каждого в семье отдавать больше, чем брать”, строить отношения на правде и добре. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор поможет вам в будущем создать хорошую семью. За работу на уроке я не буду ставить оценки: жизнь поставит их сама. А вам я предлагаю оценить свою работу в листе рефлексии. Ответьте на любой предложенный вам вопрос
Рефлексия.
12. Работа дома:
- Написать сочинение на любую из тем:
Моя родословная.
Наши семейные традиции.
О чем рассказали семейные фотографии?
Гражданский брак. Это семья?