Тема урока: "А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Акцентное вычитывание текста"

Разделы: Литература


Класс: 6

Тип урока: акцентное вычитывание текста.

Тип урока: урок конкретизации открытого способа

Цели:

  • через построфный анализ выяснить изменения настроения литературного героя;
  • через сравнение со стихотворением “Няне” выявить связь между формой стихотворения и настроением лирического героя (ЛГ).

Учитель: Стихотворение А.С.Пушкина “Зимнее утро” вы читали ещё в начальной школе. Но истинно художественное произведение при каждом новом прочтении открывает для нас свои новые тайны. Вначале вспомним, к какому роду литературы относится стихотворение и какова задача этого рода.

- Стихотворение относится к лирике, задача – показать настроение и чувства.

Учитель читает стихотворение.

Учитель: Какой здесь рассказчик?

- Рассказчик-герой, так как он говорит “берег, милый для меня”, “предадимся бегу”.

Учитель: А что важнее для Пушкина – передать настроение ЛГ или рассказать о событиях его жизни?

- Настроение.

Учитель: Значит, перед нами лирическое стихотворение и рассказчик в нём особый – ЛГ (лирический герой). Что мы должны искать в стихотворении?

- Изменение настроения ЛГ.

Далее учитель и ученики вычитывают стихотворение по строфам, определяя настроение.

Чтение 1 строфы.

Учитель:

Каково настроение ЛГ?

Как настроение ЛГ нашло отражение в тексте?

Как вы понимаете выражения “сомкнуты негой взоры” и “навстречу северной Авроры”?

Уточняется значение слов “нега” и “Аврора”.

Учитель: Какие выразительные средства использовал поэт?

Учитель обращает внимание учащихся на прием переназывания - красавица – звезда севера. Почему возникает такая ассоциация?

Чтение 2 строфы.

Учитель: Каково настроение ЛГ?

Какие слова помогают понять внутреннее состояние ЛГ?

Какие выразительные средства использовал поэт в этой строфе?

Учитель: И выразительные средства, и слова подобраны Пушкиным так, чтобы читателю стало понятно настроение ЛГ.

Читаем 3 строфу.

Дети: ЛГ герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно.

Учитель: Что же увидел ЛГ в окне?

Обратим внимание на точность слов, использованных поэтом. Почему лес “прозрачный” и “чернеет”?

Какую картину вы нарисуете к этой строфе, какие краски возьмете?

На какие слова, передающие настроение ЛГ, вы обратили внимание?

В этой строфе есть скрытое сравнение: “снег лежит” “великолепными коврами”.

Почему возникает такое сравнение?

Читается 4 строфа.

Учитель: Куда обращён взгляд ЛГ, каково у него настроение?

На какие слова, передающие настроение ЛГ, вы обратили внимание?

Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: “вся комната янтарным блеском озарена”. Что вы представили? Почему “блеск” и “янтарный”?

Читаем 5 строфу.

Учитель: определите настроение ЛГ.

Учитель: Почему конь назван “нетерпеливым”? Как вы считаете, почему берег является для ЛГ “милым”?

Учитель: А теперь сравним “Зимнее утро” и “Няне”, но сравнение это будет необычным. Мы попробуем сравнить “внешний вид” этих стихотворений. Что прежде всего бросается в глаза, когда мы читает эти стихи?

Как называются части стихотворения?

Почему Пушкин одно стихотворение разделил на строфы, а другое – нет?

Есть какая-то связь между настроением и формой стиха?

Учитель подводит детей к выводу, что в стихотворении “Няне” ЛГ вспоминает о няне, думает о том, что она всё время делает, чувствует. Его грустное настроение усиливается постепенно. В его мыслях и чувствах нет резких перемен и контрастов. Поэтому, наверное, Пушкин и не стал делить это стихотворение на строфы.

А в стихотворении “Зимнее утро” можно выделить пять разных картин, отображающих состояние души ЛГ в зависимости от того, куда он смотрит и что он чувствует.

Назовите эти картины-настроения.

1) смотрит в окно и радуется морозному дню;
2) вспоминает с печалью вчерашний вечер;
3) снова смотрит в окно и любуется видом за окном;
4) смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту;
5) мечтает навестить поля, лес и берег.

Учитель: Эти пять картин практически совпадают с делением стихотворения на строфы.

Задание на дом: выучить наизусть “Песнь о вещем Олеге” А.С.Пушкина.