Класс: 6
Тип урока: акцентное вычитывание текста.
Тип урока: урок конкретизации открытого способа
Цели:
- через построфный анализ выяснить изменения настроения литературного героя;
- через сравнение со стихотворением “Няне” выявить связь между формой стихотворения и настроением лирического героя (ЛГ).
Учитель: Стихотворение А.С.Пушкина “Зимнее утро” вы читали ещё в начальной школе. Но истинно художественное произведение при каждом новом прочтении открывает для нас свои новые тайны. Вначале вспомним, к какому роду литературы относится стихотворение и какова задача этого рода.
- Стихотворение относится к лирике, задача – показать настроение и чувства.
Учитель читает стихотворение.
Учитель: Какой здесь рассказчик?
- Рассказчик-герой, так как он говорит “берег, милый для меня”, “предадимся бегу”.
Учитель: А что важнее для Пушкина – передать настроение ЛГ или рассказать о событиях его жизни?
- Настроение.
Учитель: Значит, перед нами лирическое стихотворение и рассказчик в нём особый – ЛГ (лирический герой). Что мы должны искать в стихотворении?
- Изменение настроения ЛГ.
Далее учитель и ученики вычитывают стихотворение по строфам, определяя настроение.
Чтение 1 строфы.
Учитель:
Каково настроение ЛГ?
Как настроение ЛГ нашло отражение в тексте?
Как вы понимаете выражения “сомкнуты негой взоры” и “навстречу северной Авроры”?
Уточняется значение слов “нега” и “Аврора”.
Учитель: Какие выразительные средства использовал поэт?
Учитель обращает внимание учащихся на прием переназывания - красавица – звезда севера. Почему возникает такая ассоциация?
Чтение 2 строфы.
Учитель: Каково настроение ЛГ?
Какие слова помогают понять внутреннее состояние ЛГ?
Какие выразительные средства использовал поэт в этой строфе?
Учитель: И выразительные средства, и слова подобраны Пушкиным так, чтобы читателю стало понятно настроение ЛГ.
Читаем 3 строфу.
Дети: ЛГ герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно.
Учитель: Что же увидел ЛГ в окне?
Обратим внимание на точность слов, использованных поэтом. Почему лес “прозрачный” и “чернеет”?
Какую картину вы нарисуете к этой строфе, какие краски возьмете?
На какие слова, передающие настроение ЛГ, вы обратили внимание?
В этой строфе есть скрытое сравнение: “снег лежит” “великолепными коврами”.
Почему возникает такое сравнение?
Читается 4 строфа.
Учитель: Куда обращён взгляд ЛГ, каково у него настроение?
На какие слова, передающие настроение ЛГ, вы обратили внимание?
Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: “вся комната янтарным блеском озарена”. Что вы представили? Почему “блеск” и “янтарный”?
Читаем 5 строфу.
Учитель: определите настроение ЛГ.
Учитель: Почему конь назван “нетерпеливым”? Как вы считаете, почему берег является для ЛГ “милым”?
Учитель: А теперь сравним “Зимнее утро” и “Няне”, но сравнение это будет необычным. Мы попробуем сравнить “внешний вид” этих стихотворений. Что прежде всего бросается в глаза, когда мы читает эти стихи?
Как называются части стихотворения?
Почему Пушкин одно стихотворение разделил на строфы, а другое – нет?
Есть какая-то связь между настроением и формой стиха?
Учитель подводит детей к выводу, что в стихотворении “Няне” ЛГ вспоминает о няне, думает о том, что она всё время делает, чувствует. Его грустное настроение усиливается постепенно. В его мыслях и чувствах нет резких перемен и контрастов. Поэтому, наверное, Пушкин и не стал делить это стихотворение на строфы.
А в стихотворении “Зимнее утро” можно выделить пять разных картин, отображающих состояние души ЛГ в зависимости от того, куда он смотрит и что он чувствует.
Назовите эти картины-настроения.
1) смотрит в окно и радуется морозному дню;
2) вспоминает с печалью вчерашний вечер;
3) снова смотрит в окно и любуется видом за окном;
4) смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту;
5) мечтает навестить поля, лес и берег.
Учитель: Эти пять картин практически совпадают с делением стихотворения на строфы.
Задание на дом: выучить наизусть “Песнь о вещем Олеге” А.С.Пушкина.