Литература
-
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок" под "лингвистическим микроскопом". 6-й класс 2013
Цель урока: анализ и истолкование поэтического текста на основе целостного восприятия, расширение знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах, помогающих увидеть и почувствовать не только явления природы, жизни, но и красоту слова.
-
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Парус". Работа с литературоведческими понятиями. 6-й класс 2015
Урок поможет вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении «Парус» (устное словесное рисование), почувствовать точность и емкость каждого слова. Также урок помогает расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; обогатить словарный запас учащихся.
-
Стихотворение Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны" (восприятие, истолкование, оценка). Урок-практикум в 10-м классе 2005
Урок представляет из себя аналитическую беседу с учащимися по предварительно предложенным вопросам. Цель урока - подготовка к домашнему сочинению и закрепление навыка анализа стихотворения.
-
Стихотворение, раскрывающее чувство любви к женщине 2012
Статья посвящена творчеству А.К. Толстого. Для А.К. Толстого поэзия – лучший способ выражения любви – любви, которая помогает людям одолевать все тяготы, страдания, выйти из жизненных тупиков. Такой, во многом, была любовь А.К. Толстого к С.А. Миллер.
-
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева 2013
Цель урока: познакомить учащихся 6–7-х классов со стихотворениями в прозе И.Тургенева (опережающее обучение), представить их в более широком объеме, чем предполагает школьная программа.
-
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитание эстетического вкуса и любви к родному языку. Урок-исследование проводится наглядно-действенным методом. На уроке используются презентации как учителя, так и учащихся.
-
Стихотворения раннего Маяковского. "Хорошее отношение к лошадям" 2010
На основе материала урока подвести учащихся к пониманию художественного своеобразия раннего периода творчества В.В. Маяковского. Учащиеся не только анализируют поэтический текст, делают обобщения, но и строят алгоритм образа, скрытого в стихотворении, раскрывают гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
-
Стихотворения русских поэтов XX века о родной природе 2009
Урок литературы в 7-м классе по программе В.Я. Коровиной, проводится с целью формирования понимания лирических стихотворений о природе; развития творческих способностей; воспитания у учащихся чувство любви и гордости к родной земле.
-
Стихотворные ералаши 2012
Стихотворные ералаши – стихотворения на какую-то определённую тему, созданные мной на основе цитат произведений, изучаемых учениками данного класса. Задача учеников, разделившихся на 2 команды, напротив строк стихотворного ералаша указать автора, название произведения, а если класс сильный, то и его жанр. Как показывает практика, дети с удовольствием соревнуются, проверяя на прочность свою память.
-
Страдание мысли (два урока по трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет") 2008
Урок посвящен рассмотрению трагедии "Гамлет" в контексте всего творчества Шекспира и шире в контексте культуры позднего Возрождения. Через конфликт, лежащий в основе произведения, раскрывается драматизм эпохи, кризис гуманистической идеологии. На примере главного героя раскрывается исключительная глубина и сложность внутренней сущности человека. Делается вывод о том, как в произведении решается проблема нравственного выбора, стоящего перед героем.
-
Страна поэзии. Система уроков по теме: "Лирика" 2006
Представлены уроки, формирующие понятие о тропах (эпитете, сравнении, метафоре). Они отражают последовательность работы над осмыслением сущностных признаков каждого тропа.
-
Страница рабочей тетради по литературе в 5-м классе. К уроку по стихотворению К. Бальмонта "Золотая рыбка" 2010
Предложенный материал – страница авторской рабочей тетради по литературе для 5-го класса, созданной для работы на уроке и домашней подготовки учеников.
-
Страницы истории в художественном осмыслении М.Шолохова (по роману "Поднятая целина") 2011
Учитель помогает учащимся увидеть глубины исторического процесса, осмысление правды жизни, конфликты эпохи; трагизм судеб героев и всего народа в период ломки нравственных устоев казачества.
-
Страницы поэтической тетради Великой Отечественной войны 2017
Мы не должны забывать о Великой Отечественной войне, необходимо рассказать об этой трагедии нашим детям. Донести до учащихся всю боль, отчаяние, страх потери близкого человека. Помнить о героях, погибших ради светлого будущего, не забывать наших ветеранов, чтить и гордиться подвигом русского народа.
-
Стратегии смыслового чтения 2021
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые дают возможность продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Но мало научить учащегося читать, мало сформировать и развить у него навыки техники чтения, необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, постепенно постигая сложные формы текста, чтобы сформировалась и развилась его читательская компетентность и чтобы он стал личностью, владеющей культурой чтения.
-
Стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе 2024
В презентации представлена стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
-
Страх – основа развития комедийного действия (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор») 2009
Использование интерактивных методов обучения повышает интерес обучающихся к литературе; развивает их творческую активность; повышает интерес к информационным технологиям, обеспечивающим смену форм деятельности; формирует умение анализировать драматический текст.
-
Строение текста типа описания предмета 2010
Урок учит школьников раскрывать тему и основную мысль высказывания, создавать тексты типа "описание предмета" и различать тексты типа "рассуждение-доказательство" и типа "описание предмета". В ходе урока дети работают с текстом, толковыми словарями и выполняют творческое задание.
-
Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов 2011
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения.
-
"Строка, оборванная пулей...". Литературная композиция, посвящённая поэтам-фронтовикам, погибшим во время Великой Отечественной войны 2019
Цели и задачи мероприятия: расширить представление детей о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к участию в патриотических акциях и мероприятиях; воспитать у учащихся чувства патриотизма, уважения к традициям нашей Родины; познакомить учащихся с поэтами, погибшими во время Великой Отечественной войны и их творчеством; вызвать интерес к творчеству молодых авторов и вызвать желание изучать нашу историю и литературу; развитие выразительного чтения стихотворений.
-
Суд над Печориным 2010
Лермонтовские герои волнуют читателей разных эпох и поколений. На уроке обобщается изученный материал по роману «Герой нашего времени»; учащиеся через игру описывают свое восприятие лермонтовских героев.
-
"Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.Шолохова "Тихий Дон") 2010
В данной статье предлагается материал к уроку «Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова». На урок отводится 2 часа.
-
Судьба женщин России в произведениях писателей XIX и XXI вв. (по рассказу О.Славниковой "Сестры Черепановы") 2012
Урок внеклассного чтения современной литературы по рассказу О.Славниковой «Сестры Черепановы» рекомендуется проводить в 7-м или 10-м классе в контексте изучения творчества Н.А. Некрасова в процессе работы над темой «Образ русской женщины» в поэмах «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо?» и т.д.
-
Судьба и творчество О.Э. Мандельштама "Не разнять меня с жизнью!" 2011
Сценарий литературного вечера для старшеклассников о судьбе и творчестве выдающегося русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама, 120-летие которого отмечалось в январе 2011 года.
-
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина "Мы") 2010
Данный урок с использованием презентации является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: "Что такое личность? Человек – это личность или "нумер"? Какова роль тоталитарного государства в жизни общества?.." Занятие построено на анализе эпизодов романа Е.И. Замятина.
-
Судьба русской женщины (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") 2013
Занятие с целью показать черты характера русской женщины: любовь, чувство долга, верность, преданность, стойкость, беззащитность, покорность судьбе; пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания.
-
Судьба русской женщины (по рассказу А.Солженицына "Матренин двор" и повести Ф.Абрамова "Пелагея") 2014
Урок адресован учащимся 9-го класса. В качестве внеклассного чтения им рекомендуется прочитать повесть Абрамова «Пелагея». Задача урока – сравнить судьбы женщин, подчеркнуть их нравственные начала, ответить на проблемные вопросы, поставленные авторами произведений, поразмышлять о смысле жизни.
-
Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо" 2011
Данный материал (2 часа) посвящён изучению поэм Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо". В центре внимания – русская женщина-крестьянка, женщина-труженица. Опираясь на тексты произведений Некрасова, сопоставляя их с произведениями устного народного творчества, учащиеся выявляют народность образов главных героинь, новаторство Некрасова в создании женского образа.
-
Судьба человека в тоталитарном государстве (по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова) 2011
Данный урок внеклассного чтения рекомендуется проводить после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В.Шаламов показал героев-зеков, которым некуда идти, как Р.Раскольникову. Следует подвести школьников к пониманию того, что в рассказах В.Шаламова всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, что писатель сыграл огромную роль в развитии лагерной темы в литературе.
-
Судьба человека в тоталитарном государстве. 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.Солженицына, В.Шаламова, А.Жигулина, исследуются особенности представления «лагерной темы» в творчестве каждого; формируется чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и чувство уважения к людям, сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях и сохранить высокий моральный облик, нравственную чистоту.