Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус” (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;
- РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.
Методы:
- Слово учителя.
- Работа с карточками по теории (инверсия, антитеза, жанры лирики).
- Создание схемы (символ в художественном произведении).
- Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.
- Выразительное чтение стихотворения наизусть (первоначально читает произведение учитель).
- Анализ лирического текста (стр. 151-152).
- Беседа.
- Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению (стр. 53).
- Обобщение.
План урока.
- Эпиграф к уроку (стр. 148). Слово учителя о Лермонтове. Произведения, созданные писателем (запись на доске). Статья учебника.
- Работа с теорией литературы. Жанры лирики. Карточки.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Объяснение непонятных слов и выражений.
- Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.
- Анализ лирического произведения.
- Беседа о прочитанном.
- Работа с иллюстрациями (стр. 53).
- Работа с новыми литературоведческими понятиями – инверсия (стр. 152), антитеза (стр. 70). Доска. Запись в тетрадях. Статья учебника (стр. 152).
- Выводы.
- Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).
Цель урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение “Парус”, вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.
Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.
По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.
Парус. Белеет парус одинокий... |
Пятое декабря. Классная работа. Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус”. Мой дом везде, где есть небесный свод, М.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг) “Бородино”, “Парус”, “Три пальмы”, “Дума”, “Смерть поэта”, драма “Маскарад”, роман “Герой нашего времени” и др. произведения |
одинокий свищет лазури |
Работа с текстом.
1. Чтение стихотворения учителем наизусть.
2. Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.
Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.
(Словарь “Лексические трудности русского языка”.)
3. Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)
Роды литературы: эпос (эпические произведения),
лирика (лирические произведения),
драма (драматические произведения).
Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.
Жанры лирики: стихотворения.
Жанры драмы: пьесы, сценки.
4. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)
5. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом “одинокий”, это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет “мятежный”? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)
6. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)
7. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)
8. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).
Введение новых понятий.
9. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?
Такой прием называется инверсия. (Карточки.)
10. Прочитаем строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.
В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? (“Зимнее утро” - Мороз и солнце, день чудесный...)
Инверсия – художественный прием,
необычный порядок слов в предложении. Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. |
Иллюстрации.
Страница 153.
- Что изображено на иллюстрациях?
- Кто их автор?
- Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?
Выводы.
Составление схемы – итога “Парус – образ символ”.
М.Ю.Лермонтов “Парус”
Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.
Домашнее задание.
- Выучить теоретический материал на карточках.
- Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус” наизусть (текст на стр. 151-152).
Библиография.
- Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В.П.Полухина – М.: Просвещение, АО “Московские учебники”, 2002.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: Вако, 2004.