Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Парус". Работа с литературоведческими понятиями. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус” (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;
  • РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Методы:

  1. Слово учителя.
  2. Работа с карточками по теории (инверсия, антитеза, жанры лирики).
  3. Создание схемы (символ в художественном произведении).
  4. Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.
  5. Выразительное чтение стихотворения наизусть (первоначально читает произведение учитель).
  6. Анализ лирического текста (стр. 151-152).
  7. Беседа.
  8. Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению (стр. 53).
  9. Обобщение.

План урока.

  1. Эпиграф к уроку (стр. 148). Слово учителя о Лермонтове. Произведения, созданные писателем (запись на доске). Статья учебника.
  2. Работа с теорией литературы. Жанры лирики. Карточки.
  3. Выразительное чтение стихотворения.
  4. Объяснение непонятных слов и выражений.
  5. Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.
  6. Анализ лирического произведения.
  7. Беседа о прочитанном.
  8. Работа с иллюстрациями (стр. 53).
  9. Работа с новыми литературоведческими понятиями – инверсия (стр. 152), антитеза (стр. 70). Доска. Запись в тетрадях. Статья учебника (стр. 152).
  10. Выводы.
  11. Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).

Цель урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение “Парус”, вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.

Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.

По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.

Парус.

Белеет парус одинокий...

Пятое декабря.
Классная работа.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус”.

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг)

“Бородино”, “Парус”, “Три пальмы”, “Дума”, “Смерть поэта”, драма “Маскарад”, роман “Герой нашего времени” и др. произведения

 

одинокий
голубом
далекой
родном

свищет
скрипит
ищет
бежит

лазури
золотой
бури
покой

Работа с текстом.

1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

2. Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.

Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.

(Словарь “Лексические трудности русского языка”.)

3. Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)

Роды литературы:

эпос (эпические произведения),

лирика (лирические произведения),

драма (драматические произведения).

Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

Жанры лирики: стихотворения.

Жанры драмы: пьесы, сценки.

4. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)

5. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом “одинокий”, это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет “мятежный”? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)

6. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)

7. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)

8. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).

Введение новых понятий.

9. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...

Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?

Такой прием называется инверсия. (Карточки.)

10. Прочитаем строки:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...

Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.

В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? (“Зимнее утро” - Мороз и солнце, день чудесный...)

Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.

Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Иллюстрации.

Страница 153.

  • Что изображено на иллюстрациях?
  • Кто их автор?
  • Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?

Выводы.

Составление схемы – итога “Парус – образ символ”.

М.Ю.Лермонтов “Парус”

Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.

Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал на карточках.
  2. Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус” наизусть (текст на стр. 151-152).

Библиография.

  1. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В.П.Полухина – М.: Просвещение, АО “Московские учебники”, 2002.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: Вако, 2004.