Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Разделы: Литература


Цель: познакомить учащихся 6-7 класса со стихотворениями в прозе Тургенева (опережающее обучение), представить их в более широком объёме, чем предполагает школьная программа.

Задачи: усвоить особенности жанра путём работы с текстом и просмотром инсценировок, понять идейное своеобразие последних работ автора.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, костюмы актёров, диван, покрытый гобеленом, “собака”, шаль, трость, свеча, старинная книга, чашка; фонограммы.

I.

- Ребята, сегодня мы поговорим об интересном жанре – стихотворениях в прозе, - ярким представителем которого является И.С.Тургенев, наш великий писатель и поэт, живший и творивший в XIX веке.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9.11) 1818 года в Орле. Его отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать, Варвара Петровна, - из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство будущего писателя прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ города Мценска Орловской губернии. Первым его учителем был крепостной секретарь его матери Фёдор Лобанов. В 1827 году Тургенев переехал с семьёй в Москву, где продолжил своё образование сначала в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов.

К 14-ти годам Тургенев свободно говорил на трёх иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г он поступил в Московский университет, а в 1834 перевёлся в Петербургский, где окончил в 1837 г словесное отделение философского факультета.

В студенческие годы Иван Сергеевич начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма “Стено”.

Звучит фонограмма романса.

(В дороге)

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(1843)

- Композитор В.Абаза написал на эти стихи музыку, и появился романс, который до сих пор является популярным.

Осень

(Выразительное чтение специально подготовленного ученика)

Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу –
На небо белое гляжу
Да на верхушки тёмных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и тёмных
Нетерпеливо прошумит.
(1842).

 - Ребята, как вы думаете, зачем люди пишут стихи? (Чтобы выразить свои чувства).

- Какое чувство выразил Тургенев в этом стихотворении? (Чувство грусти, оттого, что наступила осень, и всё в природе увядает, засыпает до весны).

- Какие языковые средства помогают автору ярче, точнее выразить свои чувства? (Эпитеты, метафоры, сравнения и др.)

- Почему поэтическая речь так красиво звучит? (Потому что в ней присутствуют рифма и ритм).

- Обратимся вновь к биографии Тургенева.

Весной 1838 г он уехал за границу, его привлекал Берлинский университет, там он слушал лекции по классической филологии, философии и истории.

Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, он пишет поэмы “Разговор”, “Андрей”, “Помещик”; прозаические произведения: “Андрей Колосов”, “Три портрета”; кроме того, автор работает и над пьесами: “Неосторожность”, “Безденежье”. Начинающий писатель ищет свой путь. В нём виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Отношение Тургенева к действительности оказалось слишком противоречивым, чтобы сразу же обрести целостную форму. Он искал большую, важную тему, которая создала бы возможность гармоничного проявления всех сторон его дарования. Но такая тема не находилась, и Иван Сергеевич всерьёз подумывал о том, чтобы оставить литературу.

Тем временем в его жизни происходил глубокий перелом. Ещё в 1843 г он познакомился с гастролировавшей в Петербурге знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил её. В 1845 г он на время последовал за нею во Францию, а в начале 1847 г уехал за границу уже надолго. Почти три года прожил он сначала в Германии, потом в Париже и в Куртавнеле, поместье семьи Виардо. Отъезд вырвал Тургенева из привычной литературной и светской среды, новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе переоценить.

Литературное наследие Тургенева велико, вот самые известные его произведения:

“Записки охотника” (1852), “Месяц в деревне” (1850), повесть “Муму” (1852), роман “Рудин” (1855), повесть “Фауст” (1856), “Ася”, “Первая любовь”, “Вешние воды” (1860),

“Дворянское гнездо” (1858), “Накануне” (1860), “Отцы и дети” (1862), “Дым” (1867), “Новь”.

Очередной приезд писателя в Россию в феврале 1879 г неожиданно стал поводом для бурных чествований, которыми встретили писателя широкие круги русской общественности. В то же время достигает апогея ( пик, вершина, высшая ступень чего-либо) и мировая слава Тургенева. Для писателей Запада он становится главным представителем русской культуры и одним из корифеев (выдающимся деятелем) европейского реализма. Множатся переводы произведений Тургенева на иностранные языки, видные западные писатели ощущают его влияние на себе.

Весной 1862 г обнаружились первые признаки тяжёлой болезни, которая оказалась для писателя смертельной. Но в моменты временного облегчения страданий он продолжал работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть “Стихотворений в прозе”. Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной, искусством. Последняя книга Ивана Сергеевича собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Здесь выразилось преклонение перед силой самоотверженной любви и нравственнным величием подвига, увлечение пылким идеализмом молодости, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты, а рядом с этим – ощущение разочарования и одиночества, ужас перед всемогуществом разрушительных сил смерти, усталое отвращение к лжи, пошлости и глупости, к из неизбывному присутствию в человеческой жизни. И всё это многообразие тем обрело эстетическую завершённость благодаря глубоко символическому обрамлению цикла. Книгу открывало стихотворение в прозе “Деревня” (“... на тысячу вёрст кругом Россия – родной край”), а завершал её “Русский язык”, лирический гимн (торжественное музыкальное произведение, прославляющее кого-либо), исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Умер Тургенев от рака спинного мозга. Скончался в Буживале, близ Парижа, похоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

Всего Тургеневым было написано 50 стихотворений в прозе.

- Казалось бы, странное словосочетание “стихотворения в прозе”. Мы привыкли к тому, что если перед нами стихотворение, то в речи должна присутствовать рифма, а если имеем дело с прозой, то это эпический жанр. А здесь такое странное совмещение.

Действительно, стихотворения в прозе не имеют рифмы, но они как бы внутренне рифмованы, в них присутствуют ритм и мелодия.

Хочу проиллюстрировать сказанное на примере стихотворения в прозе “Лазурное царство”.

(Ученикам выдается раздаточный материал: напечатанное на листах стихотворение “Лазурное царство”).

II.

- Разделимся на три группы. Первая, работая с текстом, будет выявлять встречающиеся в нем эпитеты. Вторая – метафоры, третья – элементы поэтического синтаксиса (повторы, инверсии, др.)

- Как вы понимаете лексическое значение слова “лазурный”? (Светло-синий, цвета ясного неба).

Выразительное чтение стихотворения. (Читает учитель или специально подготовленный ученик). Задание: по ходу чтения отметить средства художественной выразительности речи.

- Как вы думаете, какую задачу ставил перед собой автор, создавая это произведение: он хотел что-то рассказать читателям или выразить какое-то настроение?

Он хотел выразить ностальгию по ушедшей молодости, в которой была любовь, которая делала мир прекрасным, расцвечивала его яркими красками. Автор сожалеет о том, что всё это теперь осталось только в воспоминаниях.

- Много ли вы отметили средств художественной выразительности речи? О чём это свидетельствует?

Представитель первой группы называет эпитеты:

Эпитеты: лазурное царство; под резвыми вымпелами; безбрежное, лазурное море; (рябью) золотых чешуек; ласковое солнце; (стихи) дивной красоты; вдохновенной силы; (море), блаженная тишина; по мягким волнам; быстрая лодка; играющие сердца; острова, волшебные, полупозрачные; упоительные благовония; радужные птицы; в жемчужной пене; сладкие звуки; о блаженной любви; неувядаемый рай.

Представитель второй группы называет метафоры:

Метафоры: лебединой грудью вздымался парус; солнце катилось, торжествуя и смеясь (олицетворение); небо звучало; море сочувственно трепетало (олиц.); лодкой правили собственные сердца; ландыши и розы таяли в пене; расцветёт улыбка.

- Назовите сравнения, которые встретились в произведении.

Сравнения: смех звонкий и радостный, как смех богов; (лодка) неслась послушно, как живая.

Слово представителю третьей группы:

Поэтический синтаксис:

Повтор: сладкие, сладкие звуки.

Инверсия: смех звонкий и радостный; слетали слова; плыла лодка; двигалась она; правили сердца; попадались острова; поднимались птицы; была невидимо и близко; засияют глаза; расцветёт улыбка.

- Каково эмоциональное звучание стихотворения? 7 восклицательных предложений, речь эмоционально окрашена.

- Вопрос ко всем:

- Какова композиция этого произведения?

Стихотворение начинается и заканчивается одинаково. Такая композиция называется кольцевой, её часто применяют поэты. Кольцевая композиция выражает основную идею стихотворения – замкнутость жизни, возврат к уже пройденному, бренность человеческого существования.

- Какой мы можем сделать вывод? Какова жанровая принадлежность данного произведения?

Это стихотворение, так как главная его задача выразить настроение, вызвать ответную реакцию у читателя. Автор в большом объёме использует средства художественной выразительности речи, которые в большей степени характерны для поэзии, чем для прозы.

III.

- Познакомимся еще с двумя стихотворениями в прозе Тургенева. Для того, чтобы они вам лучше запомнились, мы подготовили их инсценировки.

Инсценировка “Собака”.

Участвуют три человека. Используется фонограмма бури и музыка, характеризующая образ Смерти. Один ученик (ца) читают наизусть стихотворение, другой(ая) изображают описываемое, третий изображает смерть. Понадобится также игрушечная собака.

(Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною – и смотрит прямо мне в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождествнны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.)

Беседа с классом.

- Ребята, какова тема этого произведения? (Человек и собака).

- Где в нём кульминация? (Когда прилетает “Смерть”).

- Как вы думаете, зачем мы выделили так ярко этот образ? (Чтобы создать контраст. Смерть – это конец жизни, поэтому, пока ты жив, должен ценить каждое мгновение жизни, стараться дарить радость тем, кого ты любишь и кому ты нужен).

- А как вы поняли идею стихотворения? (Человек и собака – родственные души, они способны поддерживать друг друга в сложные минуты жизни, избавлять от одиночества).

- Считаете ли вы, это стихотворение актуальным для наших дней? Почему? (Да, это стихотворение актуально для наших дней потому, что в нём говорится о душевном тепле, заботе о ближнем, которых так не хватает в нашем стремительном, технократичном мире).

Инсценировка “Нищий”.

Участвуют три человека: Барин, Нищий, Рассказчик. Вся инсценировка идет под фонограмму.

(Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавы лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

“Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат”.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

- Как вы поняли, о чём это стихотворение? (Оно о нищем, просившем подаяние).

- Каково настроение, выраженное в этом произведении? (Грустное, так как жаль нищего, тяжело смотреть на его убогий вид).

- В каком значении употребляется здесь слово “брат”? (В религиозном).

- А финал стихотворения тоже грустен? (Нет, ведь нищий всё-таки получил подаяние, только не материальное, а выраженное в участии благополучного господина в судьбе изгоя).

- Как вы понимаете последние слова стихотворения: “Я понял, что и я получил подаяние от моего брата”? В чём это подаяние? (Это подаяние в том, что нищий простил благополучного господина за то, что тот не смог помочь ему чем-то материальным; но он с благодарностью оценил то, что господин увидел в нём человека, равного себе, не побрезговал пожать его грязную нездоровую руку).

- Чему нас учит это произведение? (Оно нас учит доброте. Каждый в жизни может оказаться на месте как богатого, довольного жизнью человека, так и бедного, всем обделённого. И, если у тебя в жизни сейчас всё хорошо, не стоит забывать о тех, кому плохо, и по возможности им нужно помогать, так как неизвестно, как сложится и твоя жизнь в дальнейшем).

- Ребята, есть ли идейное сходство этих двух произведений? (Да).

- В чём оно заключается? (Оба эти произведения учат нас добру).

IV.

Заключение.

Итак, мы познакомились сегодня со стихотворениями в прозе Тургенева.

- В какой период жизни написал автор эти произведения? (В конце жизни, когда уже был неизлечимо болен).

- Что указывает на то, что перед нами стихотворения? (Главная цель этих произведений – выразить настроение; речь богата эпитетами, метафорами, сравнениями).

- Каков эмоциональный настрой стихов в прозе Тургенева? (Стихотворения грустные, так как создавались в конце жизни, вдали от родины).

- Каково назначение “прозы” в данном жанре? (Проза – это повествование, автору нужно было выразить свои чувства, отношение к разным сторонам жизни на основе какого-то события, которое прозой и передаётся).

Жанр “стихотворение в прозе” не канул в Лету, прозостихи в нашей стране пишет Анатолий Кудрявицкий. Направление, в котором он работает, называется “магический реализм”.

Раздаточный материал.

“Лазурное царство”.

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне.

Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

Да я и не замечал их. Я видел вокруг одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце

И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!

А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы... Казалось, самое небо звучало им в ответ – и кругом море сочувственно трепетало... А там опять наступала блаженная тишина.

Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные, длиннокрылые птицы.

Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки... Женские голоса чудились в них... И все вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою – все говорило о любви, о блаженной любви!

И та, которую каждый из нас любил, - она была тут... невидимо и близко. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка... Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

О лазурное царство! я видел тебя... во сне.